(с изменениями на 15 ноября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 129, от 08.08.2024 N 399, от 15.11.2024 N 538)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 19 июля 2023 г. N 528 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва", распоряжением Правительства Республики Тыва от 1 августа 2023 г. N 468-р "О перечне государственных программ, подлежащих финансированию в 2024 году", в целях формирования благоприятных условий для развития промышленности и активизации инвестиционной деятельности на территории Республики Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Развитие промышленности и инвестиционной политики Республики Тыва" с 1 января 2024 г.
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 129)
2. Признать утратившими силу с 1 января 2024 г.:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
4. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Донских В.А.
Глава Республики Тыва
В.ХОВАЛЫГ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА"
(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 129, от 08.08.2024 N 399, от 15.11.2024 N 538)
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 129)
Куратор Программы | - | первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва, курирующий вопросы организации реализации единой государственной политики в сфере экономического развития |
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва |
Соисполнители Программы | - | Министерство строительства Республики Тыва, Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, АО "Агентство инвестиционного развития Республики Тыва" (по согласованию), некоммерческая организация "Фонд развития Республики Тыва" (по согласованию), Торгово-промышленная палата Республики Тыва (по согласованию), Тувинское республиканское региональное отделение "Деловая Россия" (по согласованию), региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Тыва" (по согласованию), инвестиционные компании (по согласованию), субъекты деятельности в сфере промышленности (по согласованию), ООО "Управляющая компания "Индустриальный парк г. Кызыла" (по согласованию), ООО "Управляющая компания "Агросервис17" (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (по согласованию), Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Тыва (по согласованию), АО "Россети Сибирь Тываэнерго" (по согласованию), Тывинский филиал ФБУ "ТФГИ" по Сибирскому федеральному округу (по согласованию) |
Период реализации | - | 2024 - 2030 годы |
Цели Программы | - | улучшение инвестиционного климата Республики Тыва; привлечение инвестиций в гражданские отрасли промышленности Республики Тыва в целях формирования конкурентоспособного сектора с экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение целей социально-экономического развития |
Направления Программы | - | 1) улучшение инвестиционного климата Республики Тыва; 2) привлечение инвестиций в гражданские отрасли промышленности Республики Тыва для формирования конкурентоспособного сектора с экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение целей социально-экономического развития |
Объемы финансового обеспечения за счет всех источников за весь период реализации | - | общий объем финансирования Программы составляет 634253,32 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 26634,50 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 320218,82 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 287400,00 тыс. рублей. Общий объем финансирования Программы по годам и источникам финансирования, всего: на 2024 год - 307312,50 тыс. рублей; на 2025 год - 114797,50 тыс. рублей; на 2026 год - 39672,00 тыс. рублей; на 2027 год - 43117,83 тыс. рублей; на 2028 год - 43117,83 тыс. рублей; на 2029 год - 43117,83 тыс. рублей; на 2030 год - 43117,83 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 26634,50 тыс. рублей, в том числе: на 2024 год - 26634,50 тыс. рублей; на 2025 год - 0 рублей; на 2026 год - 0 рублей; на 2027 год - 0 рублей; на 2028 год - 0 рублей; на 2029 год - 0 рублей; на 2030 год - 0 рублей; средства республиканского бюджета - 320218,82 тыс. рублей, в том числе: на 2024 год - 31078,00 тыс. рублей; на 2025 год - 91097,50 тыс. рублей; на 2026 год - 25572,0 тыс. рублей; на 2027 год - 43117,83 рублей; на 2028 год - 43117,83 рублей; на 2029 год - 43117,83 рублей; на 2030 год - 43117,83 рублей; внебюджетные средства - 287400,0 тыс. рублей, в том числе: на 2024 год - 249600,00 тыс. рублей; на 2025 год - 23700,0 тыс. рублей; на 2026 год - 14100,0 тыс. рублей; на 2027 год - 0 рублей; на 2028 год - 0 рублей; на 2029 год - 0 рублей; на 2030 год - 0 рублей |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 15.11.2024 N 538) | ||
Связь с национальными целями развития Российской Федерации | - | национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", показатели: обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года |
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.03.2024 N 129)
В течение последних лет в республике сохраняется тенденция увеличения инвестиционной активности. Существенно вырос объем средств частных инвесторов. С 2019 по 2022 годы объем инвестиций составил более 75,6 млрд. рублей, из них частными компаниями на реализацию крупных инвестиционных проектов инвестировано 24,6 млрд. рублей или 32,5 процента от общего объема инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 22,7 млрд. рублей (2022 г. - 14,6 млрд. рублей), увеличение на 56 процентов по сравнению с прошлым годом. В Республике Тыва основные частные инвестиционные вложения поступают от деятельности крупных инвестиционных горнодобывающих компаний, снижение данного показателя напрямую связано с их деятельностью.
Объем валового регионального продукта Республики Тыва (ВРП) за 2021 год составил 88,77 млрд. рублей с приростом к уровню 2020 года на 7,9 процента (или на 6,54 млрд. рублей). Индекс физического объема валового регионального продукта (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году) составил 99 процентов (по России - 107,3 процента, СФО - 103,4 процента).
Таблица 1
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Валовой региональный продукт | ||||||||||
В текущих основных ценах, млрд. рублей | 37,37 | 41,30 | 45,95 | 47,29 | 58,00 | 65,04 | 73,68 | 79,32 | 82,23 | 88,77 |
В процентах к пред. году | 111,9 | 110,5 | 111,2 | 102,9 | 122,6 | 112,1 | 113,2 | 107,6 | 103,6 | 107,9 |
Ожидаемый рост экономических показателей развития региона в среднесрочной перспективе был связан преимущественно с реализацией одного из крупнейших проектов государственно-частного партнерства - строительством железнодорожной ветки Элегест - Кызыл - Курагино с выходом на железнодорожную сеть страны. Мультипликативный эффект от строительства железнодорожной линии, помимо колоссальной экономической и бюджетной составляющей, предполагал высокую социальную значимость проекта для населения республики, связанную, в первую очередь, с радикальным повышением транспортной доступности, обеспечением новых возможностей для культурных обменов, развитием науки, искусства, образования, традиционных народных промыслов, этнографии и туризма, повышением привлекательности природных и этнографических достопримечательностей республики.
Правительством Российской Федерации с учетом изменения мировой рыночной конъюнктуры 29 марта 2021 г. было принято решение о приостановлении на срок до 5 лет реализации проекта "Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва".
Снижение цены на уголь на мировом рынке в конце 2019 г. до минимальных значений последних лет привело к общему спаду угольной промышленности России. В связи с этим угледобывающим проектам республики в условиях отсутствия железнодорожного сообщения сложно конкурировать с такими регионами добычи угля как Кузбасс и новыми проектами в Якутии и Хакасии.
Дальнейшая работа по проекту может продолжиться только при появлении существенных предпосылок к повышению экономической эффективности проектов по добыче угля в Республике Тыва.
Таблица 2
Динамика изменения структуры ВРП за 2016 - 2021 годы
(процентов)
Отрасли экономики | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
ВРП, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 6,5 | 5,3 | 5,2 | 4,9 | 6,2 | 6,1 |
Добыча полезных ископаемых | 17,1 | 22,0 | 23,3 | 19,9 | 11,8 | 14,3 |
Обрабатывающие производства | 1,0 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 2,2 | 2,5 | 2,6 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 |
Строительство | 6,5 | 5,5 | 5,4 | 6,0 | 8,7 | 5,1 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 8,6 | 7,7 | 6,2 | 7,1 | 5,7 | 6,0 |
Транспортировка и хранение | 1,8 | 1,8 | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,8 |
Деятельность в области информации и связи | 1,2 | 1,7 | 1,9 | 2,0 | 2,2 | 2,4 |
Деятельность финансовая и страховая | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 7,6 | 8,3 | 7,8 | 8,4 | 9,1 | 11,4 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,3 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 21,3 | 19,1 | 18,3 | 18,2 | 18,5 | 18,4 |
Образование | 11,1 | 10,8 | 11,2 | 11,8 | 12,3 | 13,0 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 10,6 | 10,1 | 11,8 | 12,0 | 15,3 | 12,7 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 1,7 | 1,9 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,8 |
Предоставление прочих видов услуг | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
В структуре ВРП на отрасли реального сектора экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт) приходится более 51,5 процента, доля социальной сферы - 29,1 процента (здравоохранение - 12,7 процента, образование - 13 процентов, культура, спорт и организация развлечений - 1,8 процента), государственного управления - 18,4 процента.
В Республике Тыва из реального сектора экономики основная доля ВРП приходится на промышленное производство - 17,9 процента, основным источником формирования остается добыча полезных ископаемых - 14,3 процента. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет всего 0,7 процента (617,0 млн. рублей), в то время как в других регионах СФО составляет от 2,3 до 33,4 процента (Алтай - 2,3 процента, Хакасия - 20,6 процента, Красноярский край - 33,4 процента).