ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 октября 2023 года N 700-рп


Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов



В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:


1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).


2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Иркутской области от 28 октября 2022 года N 592-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".


3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).


4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждены
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 19 октября 2023 г. N 700-рп



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



Глава 1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2022 - 2023 ГОДАХ


1. В 2022 году Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, которое оказывало существенное влияние на наполнение региональных бюджетов доходными источниками и на реализацию долговой политики субъектами Российской Федерации.


Государственная долговая политика Иркутской области в 2022 году сохраняла свою направленность на сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга и обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести регион к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Несмотря на сложные экономические условия, к концу 2022 года объем государственного долга Иркутской области был сохранен на экономически безопасном уровне, и при этом обеспечено начало реализации новых значимых для региона инфраструктурных проектов за счет средств федерального бюджетного кредита.


2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2022 - 2023 годах:


1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2022, 2023 годах, установленные дополнительным соглашением от 18 сентября 2020 года N 7/6/5/5/5/5 к соглашениям от 27 июля 2015 года N 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 года N 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 года N 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 года N 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 года N 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 года N 01-01-06/06-244 о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области (далее соответственно - дополнительное соглашение, соглашения), а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:

N п/п

Наименование показателя

В соответствии с Соглашениями

На 1 января 2023 года

Плановое значение на 1 января 2024 года

Фактическое значение на 1 октября 2023 года

Плановое значение

Фактическое значение

1

Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<= 20

9,0

<= 20

10,3

2

Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<= 17

0,0

<= 18

0,0

3

Отношение общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к общему объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %

<= 5

0,006

<= 5

0,0004

4

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета, %

<= 13

0,0

<= 13

0,0

5

Отношение дефицита областного бюджета к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений, %

<= 10

- <*>

<= 10

- <*>


________________


* По итогам 2022 года и 9 месяцев 2023 года областной бюджет исполнен с профицитом.


В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, в 2023 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости пятый год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом;


2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.


В 2022, 2023 годах определение оптимальных форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.


В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2022 и 2023 года неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило перенести привлечение коммерческих заимствований на более поздний срок и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 50,8 млн. рублей и 13,8 млн. рублей соответственно.


В феврале 2023 года в целях недопущения кассового разрыва вследствие исполнения распоряжений налоговых органов в связи с введением института единого налогового платежа привлекался бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 5,3 млрд. рублей по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга на 52,5 млн. рублей.


Проводимая регионом взвешенная долговая политика позволила избежать в 2022 и 2023 годах привлечения "дорогих" кредитов коммерческих банков. Начиная с 1 января 2022 года в объеме государственного долга Иркутской области полностью отсутствуют "дорогие" коммерческие заимствования, а его структура положительно выделяется на фоне других субъектов Российской Федерации.



Структура государственного долга по состоянию на 1 сентября 2023 года*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


3) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области.


Результатом проводимой долговой политики является сохранение государственного долга Иркутской области на экономически безопасном уровне.


По состоянию на 1 января 2023 года объем государственного долга Иркутской области составил 19,2 млрд. рублей, или 9,0% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, задолженность по рыночным обязательствам отсутствует.


По итогам 2022 года Иркутская область остается регионом с низким уровнем государственного долга и занимает 13 место среди 85 субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.


Прирост долговой нагрузки на областной бюджет за 2022 год составил 1,4% и обусловлен привлечением инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета в объеме 2,3 млрд. рублей на реализацию важных для региона новых инфраструктурных проектов.


По уровню государственного долга на 1 сентября 2023 года Иркутская область занимает 13 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.


По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2023 года государственный долг Иркутской области составил 21,2 млрд. рублей и полностью состоит из бюджетных кредитов из федерального бюджета (см. диаграмму*).



Структура государственного долга Иркутской области на 1 октября 2023 года, млрд. рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


4) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности за счет осуществления мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области.


Несмотря на кризисные явления, вызванные распространением коронавирусной инфекции, а также непростые условия внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, в мае 2022 года национальное рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтверждало рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruAA+, прогноз по рейтингу стабильный.


3. В части повышения долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области в 2023 году произведено списание задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям Иркутской области в предыдущие годы, в объеме 99% расходов по благоустройству территорий, модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительству и реконструкции автомобильных дорог, произведенных муниципалитетами в 2022 году. Общий объем списания задолженности составил 539,0 млн. рублей. В реструктуризации приняли участие 26 муниципальных образований области.


По состоянию на 1 октября 2023 года объем консолидированного муниципального долга Иркутской области составил 6,9 млрд. рублей. Структура долга представлена бюджетными кредитами (50,4%) и кредитами банков (49,6%).



Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ


4. Характер и направления долговой политики определяются сложившимся уровнем государственного долга Иркутской области, требованиями бюджетного законодательства.


5. Несмотря на введение санкций в отношении Российской Федерации, оказывающих существенное влияние на наполнение доходной части областного бюджета, ситуация с наполняемостью областного бюджета доходами остается стабильной. Вместе с тем, с учетом необходимости финансового обеспечения расходных обязательств социального характера, а также выполнения целевых показателей национальных проектов объем государственного долга Иркутской области в плановом периоде будет расти.


6. Допустимые превышения уровня государственного долга, установленного дополнительным соглашением в размере не более 20% в 2024 году и не более 23% в 2025 и 2026 годах, предусмотрены Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531.


При этом установленный уровень государственного долга может быть превышен по итогам 2022 - 2024 годов на сумму бюджетных ассигнований, направленных на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также на реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.


В 2022 году началась реализация 5 инфраструктурных проектов за счет соответствующих бюджетных кредитов из федерального бюджета. Объем одобренного для Иркутской области на 2022 - 2024 годы лимита бюджетных кредитов, на сумму которых также допускается превышение предельных параметров бюджета по уровню государственного долга, составляет 11,7 млрд. рублей.


Кроме того, за счет средств областного бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (реструктуризация 2020 и 2021 года), предусмотрены расходы на финансовое обеспечение реализации новых инвестиционных проектов на 2023 год в объеме 1,3 млрд. рублей и на 2024 год - 4,6 млрд. рублей.


7. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»