АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2023 года N 12644


Об утверждении муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани"

(с изменениями на 29 марта 2024 года)

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Рязани до 2030 года", Постановлением администрации города Рязани от 13.08.2013 N 3274 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе Рязани и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ в городе Рязани", Постановлением администрации города Рязани от 24.08.2015 N 3892 "Об утверждении Перечня муниципальных программ города Рязани", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань, решением Рязанской городской Думы от 29.05.2023 N 133-III "О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Рязани Е.Б.Сорокиной", Постановлением администрации города Рязани от 30.05.2023 N 7435 "Об исполнении обязанностей главы администрации города Рязани", администрация города Рязани, постановляет:


1. Утвердить муниципальную программу "Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившими силу постановления администрации города Рязани:


- от 30.09.2021 N 4242 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Рязани";


- от 01.03.2022 N 933 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Рязани", утвержденную Постановлением администрации города Рязани от 30.09.2021 N 4242";


- от 14.11.2022 N 9426 "О внесении изменений в Постановление администрации города Рязани от 30.09.2021 N 4242 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Рязани";


- от 29.12.2022 N 11865 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Рязани", утвержденную Постановлением администрации города Рязани от 30.09.2021 N 4242";


- от 31.03.2023 N 3659 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани", утвержденную Постановлением администрации города Рязани от 30.09.2021 N 4242".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.


4. Отделу по связям со средствами массовой информации администрации города Рязани (Жалыбина Т.В.) опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации города Рязани в сети Интернет www.admrzn.ru.


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, руководителя аппарата Пустовалова А.Н.



И.о. главы администрации
В.Е.АРТЕМОВ



Приложение
к Постановлению
администрации города Рязани
от 29 сентября 2023 г. N 12644



Управление общественных отношений аппарата администрации города Рязани



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ГОРОДЕ РЯЗАНИ"

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)




Начальник управления общественных отношений
аппарата администрации города Рязани
М.В.БОБКОВА



Паспорт муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Управление общественных отношений аппарата администрации города Рязани (далее - УООАА)

Соисполнители Программы

Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани (далее - УОиМП)

Участники Программы

Муниципальное казенное учреждение "Техобеспечение" (далее - МКУ "Техобеспечение")

Цель Программы

Создание благоприятных условий для развития территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) как института непосредственной демократии и одной из важнейших форм участия населения в местном самоуправлении, а также для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - социально ориентированных НКО), действующих на территории города Рязани

Задачи Программы

Задача 1: повышение информированности населения о возможностях участия в ТОС и вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения.

Задача 2: обеспечение правовых, финансово-экономических, организационных и иных гарантий развития ТОС и социально ориентированных НКО.

Задача 3: выявление социально значимых общественных инициатив и создание условий для их реализации

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1. Количество информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства, опубликованных в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани" и в буклете "Вестник ТОС" (ежегодно).

2. Количество органов территориального общественного самоуправления.

3. Количество реализованных проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества (в том числе разработанных и реализованных объединениями ТОС и социально ориентированными НКО самостоятельно) (ежегодно)

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)

Сроки и этапы реализации Программы

2024 - 2030 годы.

Программа реализуется в один этап

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем средств, планируемых на реализацию Программы, составляет 162732,0 тыс. рублей из бюджета города Рязани

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)

Основные мероприятия Программы

1. Информирование населения о возможностях участия в ТОС и вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения.

2. Обеспечение гарантий развития ТОС и социально ориентированных НКО.

3. Создание условий реализации общественных инициатив

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация данной Программы позволит создать благоприятные условия для развития территорий и повышения комфортных условий проживания граждан по месту жительства посредством вовлечения жителей города в решение вопросов местного значения через территориальное общественное самоуправление и социально ориентированные НКО.

Реализация Программы к окончанию 2030 года (конец срока реализации Программы) позволит достичь следующих результатов:

- опубликование в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани" и в буклете "Вестник ТОС", информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства - 3500 единиц;

- доведение органов ТОС, созданных в городе Рязани, - до 80 единиц;

- увеличение количества реализованных проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества (в том числе разработанных и реализованных объединениями ТОС и социально ориентированными НКО самостоятельно) - на 907 единиц

(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)



I. Характеристика текущего состояния сферы территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани


Город Рязань является одним из крупных муниципальных образований, административным, промышленным, научным, общественно-культурным центром ЦФО. Решение важных вопросов обеспечения жизнедеятельности города во многом осуществляется при непосредственном участии населения, в том числе его самой активной части - объединений ТОС. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) ТОС может быть зарегистрировано в организационно-правовой форме юридического лица и становится, таким образом, общественной организацией и значимой частью некоммерческого сектора страны.


Стратегией социально-экономического развития города Рязани до 2030 года, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III, предусмотрены основные направления социально-экономической политики города Рязани до 2030 года, в том числе в сфере развития гражданского общества:


1) расширение участия граждан, некоммерческих и общественных организаций в управлении городом, в реализации социальных проектов путем:


- создания электронных сервисов взаимодействия населения и органов местного самоуправления города;


- оказания муниципальной поддержки территориальному общественному самоуправлению и инициативам граждан;


- развития инициативного бюджетирования;


- развития экспертных площадок, общественных советов, организации встреч с жителями, в том числе в формате "одно окно", для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического, территориального и пространственного развития города с вовлечением в их работу лидеров общественных движений;


2) формирование условий для гражданского становления и духовно-нравственного воспитания молодежи путем:


- создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).


В городе Рязани по состоянию на январь 2023 года зарегистрирован 71 комитет ТОС, работающий на общественных началах, как в многоквартирном фонде, так и в частном секторе. При этом ТОС представляет собой структуру, объединяющую под своим началом советы многоквартирных домов, ТСЖ, а также старших по улицам. Активисты ТОС успешно реализуют функцию общественного жилищного контроля, работая в качестве общественных жилищных инспекторов. Положительный опыт города Рязани стал востребован жителями в областном масштабе, с 2015 года продолжается процесс учреждения ТОС в Рязанской области.


Отдельные рязанские практики входят в библиотеку лучшего общероссийского опыта в сфере ТОС. Наблюдается повышенный интерес к результатам деятельности рязанских ТОС со стороны федеральных, межмуниципальных структур, муниципальных образований других регионов. Основная тенденция развития системы ТОС города Рязани на современном этапе - внедрение инновационных технологий (в том числе IT-технологий), повышающих качество представительства интересов жителей через форму ТОС, эффективность взаимодействия жителей и органов местного самоуправления при посредничестве ТОС.


Система ТОС города Рязани обеспечивает постоянную обратную связь органов местного самоуправления с жителями, позволяет оперативно информировать власть и жителей о проблемах и их решении, согласовывать интересы, а также направлена на выявление общественных инициатив, их поддержку и реализацию. Системно комитетами ТОС по месту жительства выполняются сложные функции, осуществляется помощь в решении вопросов местного значения. Ведется большая информационно-разъяснительная работа с жителями, проводятся субботники и озеленительные работы, культурно-массовые мероприятия и события сферы дворового спорта. ТОС юридическими лицами организована работа общественных приемных ТОС. На базе ТОС организовано взаимодействие жителей с городскими службами по благоустройству, управляющими компаниями, работает система взаимодействия по таким ключевым вопросам, как зимнее грейдирование, асфальтировка и освещение. С 2022 года ТОС активно включились в работу по сбору гуманитарной помощи для жителей новых регионов и участников специальной военной операции. Комитеты ТОС стали катализаторами общественных перемен. Преодолевается иждивенчество и недоверие власти, жители вовлечены в созидательные процессы и видят результат общих усилий, атмосфера территорий ТОС становится более доброжелательной, люди - приветливыми, отзывчивыми и счастливыми.


ТОС города Рязани зарекомендовали себя как активные участники федеральных и региональных конкурсов для некоммерческих организаций, имеющих социальную направленность и участвующих в развитии институтов гражданского общества. Таким образом, ТОС стали важной составляющей строительства гражданской сферы на местах. Здесь потенциал ТОС также только начал раскрываться. Новым направлением деятельности может стать статус ТОС в качестве исполнителей общественно полезных услуг.


На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Действительно, комплексное развитие общественного самоуправления требует правового, экономического, информационно-методического, организационного, материально-технического сопровождения, осуществление которого возможно только при поддержке органов местного самоуправления.


Уровень развития гражданского общества во многом определяется количеством и направленностью деятельности действующих некоммерческих организаций и объединений, отражающих определенные индивидуальные и групповые интересы и потребности. В последние годы в России уделяется особое внимание развитию НКО на местном уровне. Формируются рейтинги муниципальных образований по уровню поддержки НКО, а также разрабатываются соответствующие муниципальные программы, усиливается взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти.


Большая часть НКО имеет социально ориентированную направленность. Наряду с традиционными направлениями деятельности (социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства), деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания, сегодня некоммерческий сектор в полной мере отвечает на вызовы времени. Гражданские активисты помогают вынужденным переселенцам из освобождаемых территорий, пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию гражданам. Некоммерческие организации и общественные движения стали площадками консолидации огромного числа социально ориентированных инициатив. При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления таких инициатив станет еще больше.


Таким образом, важнейшая задача органов местного самоуправления на современном этапе - выявить и поддержать общественные инициативы "снизу", направленные на активные действия по решению своими силами вопросов проживания, готовность взять ответственность и проявить активность, стимулировать намечающийся переход от иждивенческого отношения к территории проживания к активной гражданской позиции и реальным делам.


Для эффективного решения вопросов развития ТОС и социально ориентированных НКО необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка Программы представляется своевременной и необходимой. Программа позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития общественных инициатив на местах, выстраивать взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС и социально ориентированными НКО на принципах системности, открытости, целеполагания, сохраняя уже достигнутые результаты, сделать мощный рывок в развитии ТОС и социально ориентированных НКО.


Реализация Программы будет работать на дальнейшее интенсивное развитие добрососедских отношений, конструктивный диалог между органами местного самоуправления, органами ТОС и социально ориентированными НКО, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов благоустройства территорий проживания и самостоятельном управлении территориями. С помощью привлечения общественного самоуправления к участию в решении вопросов местного значения предполагается также эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении городских проблем, что позволит сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления. Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемные вопросы, актуальные не только для населения определенной территории, но и муниципалитета в целом.



II. Приоритеты муниципальной политики в сфере территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани. Цель и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»