(с изменениями на 29 марта 2024 года)
(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Рязани до 2030 года", Постановлением администрации города Рязани от 13.08.2013 N 3274 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе Рязани и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ в городе Рязани", Постановлением администрации города Рязани от 24.08.2015 N 3892 "Об утверждении Перечня муниципальных программ города Рязани", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань, решением Рязанской городской Думы от 29.05.2023 N 133-III "О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Рязани Е.Б.Сорокиной", Постановлением администрации города Рязани от 30.05.2023 N 7435 "Об исполнении обязанностей главы администрации города Рязани", администрация города Рязани, постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления администрации города Рязани:
- от 30.09.2021 N 4242 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Рязани";
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
4. Отделу по связям со средствами массовой информации администрации города Рязани (Жалыбина Т.В.) опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации города Рязани в сети Интернет www.admrzn.ru.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, руководителя аппарата Пустовалова А.Н.
И.о. главы администрации
В.Е.АРТЕМОВ
Управление общественных отношений аппарата администрации города Рязани
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ГОРОДЕ РЯЗАНИ"
(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266)
Начальник управления общественных отношений
аппарата администрации города Рязани
М.В.БОБКОВА
Ответственный исполнитель Программы | Управление общественных отношений аппарата администрации города Рязани (далее - УООАА) |
Соисполнители Программы | Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани (далее - УОиМП) |
Участники Программы | Муниципальное казенное учреждение "Техобеспечение" (далее - МКУ "Техобеспечение") |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для развития территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) как института непосредственной демократии и одной из важнейших форм участия населения в местном самоуправлении, а также для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - социально ориентированных НКО), действующих на территории города Рязани |
Задачи Программы | Задача 1: повышение информированности населения о возможностях участия в ТОС и вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения. Задача 2: обеспечение правовых, финансово-экономических, организационных и иных гарантий развития ТОС и социально ориентированных НКО. Задача 3: выявление социально значимых общественных инициатив и создание условий для их реализации |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | 1. Количество информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства, опубликованных в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани" и в буклете "Вестник ТОС" (ежегодно). 2. Количество органов территориального общественного самоуправления. 3. Количество реализованных проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества (в том числе разработанных и реализованных объединениями ТОС и социально ориентированными НКО самостоятельно) (ежегодно) |
(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266) | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2024 - 2030 годы. Программа реализуется в один этап |
Ресурсное обеспечение Программы | Общий объем средств, планируемых на реализацию Программы, составляет 162732,0 тыс. рублей из бюджета города Рязани |
(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266) | |
Основные мероприятия Программы | 1. Информирование населения о возможностях участия в ТОС и вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения. 2. Обеспечение гарантий развития ТОС и социально ориентированных НКО. 3. Создание условий реализации общественных инициатив |
(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация данной Программы позволит создать благоприятные условия для развития территорий и повышения комфортных условий проживания граждан по месту жительства посредством вовлечения жителей города в решение вопросов местного значения через территориальное общественное самоуправление и социально ориентированные НКО. Реализация Программы к окончанию 2030 года (конец срока реализации Программы) позволит достичь следующих результатов: - опубликование в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани" и в буклете "Вестник ТОС", информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства - 3500 единиц; - доведение органов ТОС, созданных в городе Рязани, - до 80 единиц; - увеличение количества реализованных проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества (в том числе разработанных и реализованных объединениями ТОС и социально ориентированными НКО самостоятельно) - на 907 единиц |
(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 29.03.2024 N 4266) |
Город Рязань является одним из крупных муниципальных образований, административным, промышленным, научным, общественно-культурным центром ЦФО. Решение важных вопросов обеспечения жизнедеятельности города во многом осуществляется при непосредственном участии населения, в том числе его самой активной части - объединений ТОС. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) ТОС может быть зарегистрировано в организационно-правовой форме юридического лица и становится, таким образом, общественной организацией и значимой частью некоммерческого сектора страны.
Стратегией социально-экономического развития города Рязани до 2030 года, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III, предусмотрены основные направления социально-экономической политики города Рязани до 2030 года, в том числе в сфере развития гражданского общества:
1) расширение участия граждан, некоммерческих и общественных организаций в управлении городом, в реализации социальных проектов путем:
- создания электронных сервисов взаимодействия населения и органов местного самоуправления города;
- оказания муниципальной поддержки территориальному общественному самоуправлению и инициативам граждан;
- развития инициативного бюджетирования;
- развития экспертных площадок, общественных советов, организации встреч с жителями, в том числе в формате "одно окно", для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического, территориального и пространственного развития города с вовлечением в их работу лидеров общественных движений;
2) формирование условий для гражданского становления и духовно-нравственного воспитания молодежи путем:
- создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
В городе Рязани по состоянию на январь 2023 года зарегистрирован 71 комитет ТОС, работающий на общественных началах, как в многоквартирном фонде, так и в частном секторе. При этом ТОС представляет собой структуру, объединяющую под своим началом советы многоквартирных домов, ТСЖ, а также старших по улицам. Активисты ТОС успешно реализуют функцию общественного жилищного контроля, работая в качестве общественных жилищных инспекторов. Положительный опыт города Рязани стал востребован жителями в областном масштабе, с 2015 года продолжается процесс учреждения ТОС в Рязанской области.
Отдельные рязанские практики входят в библиотеку лучшего общероссийского опыта в сфере ТОС. Наблюдается повышенный интерес к результатам деятельности рязанских ТОС со стороны федеральных, межмуниципальных структур, муниципальных образований других регионов. Основная тенденция развития системы ТОС города Рязани на современном этапе - внедрение инновационных технологий (в том числе IT-технологий), повышающих качество представительства интересов жителей через форму ТОС, эффективность взаимодействия жителей и органов местного самоуправления при посредничестве ТОС.
Система ТОС города Рязани обеспечивает постоянную обратную связь органов местного самоуправления с жителями, позволяет оперативно информировать власть и жителей о проблемах и их решении, согласовывать интересы, а также направлена на выявление общественных инициатив, их поддержку и реализацию. Системно комитетами ТОС по месту жительства выполняются сложные функции, осуществляется помощь в решении вопросов местного значения. Ведется большая информационно-разъяснительная работа с жителями, проводятся субботники и озеленительные работы, культурно-массовые мероприятия и события сферы дворового спорта. ТОС юридическими лицами организована работа общественных приемных ТОС. На базе ТОС организовано взаимодействие жителей с городскими службами по благоустройству, управляющими компаниями, работает система взаимодействия по таким ключевым вопросам, как зимнее грейдирование, асфальтировка и освещение. С 2022 года ТОС активно включились в работу по сбору гуманитарной помощи для жителей новых регионов и участников специальной военной операции. Комитеты ТОС стали катализаторами общественных перемен. Преодолевается иждивенчество и недоверие власти, жители вовлечены в созидательные процессы и видят результат общих усилий, атмосфера территорий ТОС становится более доброжелательной, люди - приветливыми, отзывчивыми и счастливыми.
ТОС города Рязани зарекомендовали себя как активные участники федеральных и региональных конкурсов для некоммерческих организаций, имеющих социальную направленность и участвующих в развитии институтов гражданского общества. Таким образом, ТОС стали важной составляющей строительства гражданской сферы на местах. Здесь потенциал ТОС также только начал раскрываться. Новым направлением деятельности может стать статус ТОС в качестве исполнителей общественно полезных услуг.
На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Действительно, комплексное развитие общественного самоуправления требует правового, экономического, информационно-методического, организационного, материально-технического сопровождения, осуществление которого возможно только при поддержке органов местного самоуправления.
Уровень развития гражданского общества во многом определяется количеством и направленностью деятельности действующих некоммерческих организаций и объединений, отражающих определенные индивидуальные и групповые интересы и потребности. В последние годы в России уделяется особое внимание развитию НКО на местном уровне. Формируются рейтинги муниципальных образований по уровню поддержки НКО, а также разрабатываются соответствующие муниципальные программы, усиливается взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти.
Большая часть НКО имеет социально ориентированную направленность. Наряду с традиционными направлениями деятельности (социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства), деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания, сегодня некоммерческий сектор в полной мере отвечает на вызовы времени. Гражданские активисты помогают вынужденным переселенцам из освобождаемых территорий, пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию гражданам. Некоммерческие организации и общественные движения стали площадками консолидации огромного числа социально ориентированных инициатив. При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления таких инициатив станет еще больше.
Таким образом, важнейшая задача органов местного самоуправления на современном этапе - выявить и поддержать общественные инициативы "снизу", направленные на активные действия по решению своими силами вопросов проживания, готовность взять ответственность и проявить активность, стимулировать намечающийся переход от иждивенческого отношения к территории проживания к активной гражданской позиции и реальным делам.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС и социально ориентированных НКО необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка Программы представляется своевременной и необходимой. Программа позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития общественных инициатив на местах, выстраивать взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС и социально ориентированными НКО на принципах системности, открытости, целеполагания, сохраняя уже достигнутые результаты, сделать мощный рывок в развитии ТОС и социально ориентированных НКО.
Реализация Программы будет работать на дальнейшее интенсивное развитие добрососедских отношений, конструктивный диалог между органами местного самоуправления, органами ТОС и социально ориентированными НКО, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов благоустройства территорий проживания и самостоятельном управлении территориями. С помощью привлечения общественного самоуправления к участию в решении вопросов местного значения предполагается также эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении городских проблем, что позволит сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления. Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемные вопросы, актуальные не только для населения определенной территории, но и муниципалитета в целом.