КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2023 года N 1224


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 N 997 "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 N 997 "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2014 N 610, от 05.11.2015 N 837, от 05.12.2015 N 921, от 22.09.2016 N 673, от 21.02.2017 N 104, от 24.06.2017 N 426, от 26.06.2017 N 431, от 06.10.2017 N 767, от 27.12.2017 N 1051, от 03.10.2018 N 899, от 29.12.2018 N 1325, от 06.06.2019 N 473, от 05.11.2019 N 1011, от 29.08.2020 N 758, от 08.12.2021 N 1201, от 30.05.2022 N 501, от 31.08.2022 N 930, от 30.12.2022 N 1478, от 29.08.2023 N 1037) следующие изменения:


наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие культуры Республики Татарстан";


пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие культуры Республики Татарстан" (далее - государственная программа).";


пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Определить Министерство культуры Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


в пункте 3 слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


государственную программу "Развитие культуры Республики Татарстан", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Кабинета Министров Республики Татарстан по перечню согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 декабря 2013 г. N 997
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 4 октября 2023 г. N 1224)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Развитие культуры Республики Татарстан"



I. Оценка текущего состояния в сфере культуры


Государственная программа Республики Татарстан "Развитие культуры Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на комплексное развитие сферы культуры как залога успешного социально-экономического и инновационного развития Республики Татарстан.


Государственная культурная политика нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивается в том числе за счет модернизации инфраструктуры сферы культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.


Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2021 года на 23,4 процента и составила 73,5 млн посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 18,4 посещения.


К 2026 году в условиях повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 103,8 млн посещений.


В 2023 году сфера культуры включает 3 771 государственную и муниципальную организацию культуры. В указанных организациях работают более 22,7 тыс. человек.


В целях решения вопроса поддержки молодых специалистов предусмотрены единовременные пособия специалистам, поступившим на работу в государственные или муниципальные организации культуры, искусства и кинематографии, расположенные в сельских населенных пунктах Республики Татарстан. Данной мерой в 2022 году воспользовались пять человек.


Тем не менее нужны новые формы работы, программы переподготовки кадров, повышение эффективности целевой контрактной подготовки, совершенствование практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов.


Сохранение культурного достояния, обеспечение преемственности культурных традиций, поддержка профессионального искусства и всех форм творчества, культурных инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала общества, их трансляция во всех уголках России и за ее пределами - это те ключевые точки, определяющие целевые приоритеты национального проекта "Культура".


В рамках реализации национального проекта "Культура" в Республике Татарстан в 2022 году с привлечением федеральных средств открыты два уникальных многопрофильных культурных объекта - центры культурного развития в городах Зеленодольске и Елабуге, построено пять культурно-досуговых учреждений, создано пять модельных муниципальных библиотек, проведен капитальный ремонт двух сельских домов культуры, музея и детской школы искусств, завершена реконструкция муниципального бюджетного учреждения "Театр юного зрителя г. Нижнекамска", ведется реновация муниципального бюджетного учреждения "Районный дом культуры" в г. Буинске, проведено оснащение 14 образовательных организаций в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, оказана государственная поддержка 78 лучшим сельским организациям культуры и 72 лучшим работникам сельских организаций культуры, прошли повышение квалификации 1 218 специалистов организаций культуры. Реализация национального проекта "Культура" продолжается и в последующие годы.


По итогам 2022 года 26,1 процента зданий культурно-досуговых учреждений (477 единиц) находятся в неудовлетворительном состоянии. Для сравнения в 2012 году в неудовлетворительном состоянии находилось 660 объектов, или 33,9 процента от общего числа зданий.


Вместе с тем, несмотря на положительную динамику за последние 10 лет по приведению зданий культурно-досуговых учреждений в нормативное состояние, по 17 муниципальным районам Республики Татарстан отмечается существенный рост количества зданий культурно-досуговых учреждений, требующих проведения ремонтных работ (в целом по республике увеличение на 110 единиц).


Республика Татарстан обладает уникальным материальным и нематериальным наследием, отражающим историю формирования и развития многих народов Поволжья с древних времен и представляющим ценность не только в республиканском и общероссийском, но и в мировом масштабе.


Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия продолжена работа по выявлению и изучению памятников истории и культуры.


Большая часть находящихся на государственной охране объектов культурного наследия нуждается в проведении работ по их сохранению. Помимо выделения средств на проведение ремонтно-реставрационных работ из бюджета Республики Татарстан финансирование работ по сохранению памятников можно осуществлять через федеральные целевые программы, а также путем реализации инвестиционных проектов.


Объекты культурного наследия имеют важное значение для Республики Татарстан в связи с тем, что:


являются обязательным атрибутом Республики Татарстан как региона с богатым историческим и культурным прошлым;


являются обязательным условием комфортной среды для жизни и отдыха жителей республики и гостей столицы;


являются видимыми символами историзма и традиций Республики Татарстан;


являются видимым подтверждением интеграции России в общеевропейский культурный контекст.


Необходимо продолжить работу по выявлению и изучению памятников истории и культуры татарского народа в местах его компактного проживания на территории Российской Федерации, археологические исследования древних и средневековых городищ, охранно-спасательные работы на особо значимых археологических объектах.


Одно из важнейших направлений, способствующих содействию развития единого культурно-образовательного пространства страны, а также повышению роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве, в том числе развитию творческого мышления обучающихся, популяризации и развитию профессий, специальностей и направлений подготовки в сфере креативных индустрий, - это создание школы креативных индустрий в рамках федерального проекта "Придумано в России".


В Республике Татарстан такие школы созданы на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Казанское художественное училище им. Н.И.Фешина" (техникум), муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 1" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Нижнекамский музыкальный колледж имени С.Сайдашева".


Активно реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.


Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в том числе:


значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;


неравномерность размещения объектов культуры, сохранение сравнительно высокого "порога доступности" действующих организаций;


низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;


высокая степень изношенности зданий муниципальных организаций культуры (культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев) и состояние их материально-технической базы;


низкий уровень "цифровой зрелости" значительного количества организаций культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);


недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;


недостаточное использование возможностей негосударственных структур, в том числе некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, неразвитость форм взаимодействия с ними государственных организаций культуры Республики Татарстан и, как следствие, недостаточное развитие услуг в сфере культуры, оказываемых негосударственными (общественными, некоммерческими, частными) организациями.


Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан


Приоритеты государственной программы Республики Татарстан соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»