ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2023 года N 803


Об утверждении государственной программы Амурской области "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области"

(с изменениями на 25 сентября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 12.02.2024 N 89, от 19.04.2024 N 281, от 25.09.2024 N 755)




В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Амурской области "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области" (далее - государственная программа).


2. Установить, что мероприятия государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2019 г. N 563, реализованные до 31 декабря 2023 года, являются I этапом реализации государственной программы.


3. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2019 г. N 563, от 23 декабря 2019 г. N 751, от 16 апреля 2020 г. N 226, от 16 июня 2020 г. N 379, от 25 сентября 2020 г. N 660, от 11 декабря 2020 г. N 846, от 21 января 2021 г. N 20, от 16 марта 2021 г. N 137, от 11 июня 2021 г. N 379, от 23 сентября 2021 г. N 725, от 8 ноября 2021 г. N 858, от 23 декабря 2021 г. N 1066, от 13 января 2022 г. N 22, от 1 марта 2022 г. N 196, от 22 апреля 2022 г. N 422, от 10 июня 2022 г. N 558, от 6 сентября 2022 г. N 892, от 23 сентября 2022 г. N 947, от 10 октября 2022 г. N 1001, от 17 октября 2022 г. N 1023, от 22 декабря 2022 г. N 1268, от 18 января 2023 г. N 48, от 8 февраля 2023 г. N 132, от 29 марта 2023 г. N 297, от 17 мая 2023 г. N 446.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 25 сентября 2023 г. N 803



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 12.02.2024 N 89, от 19.04.2024 N 281, от 25.09.2024 N 755)




1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Амурской области "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области"



1.1. Оценка текущего состояния сельских территорий Амурской области


Сельские территории играют не последнюю роль в деятельности любого государства. Развитие сельских территорий в настоящее время по-прежнему сталкивается с рядом трудностей, основными из которых являются массовый отток населения, снижение привлекательности деятельности малых форм предпринимательства в агропромышленном комплексе и низкая социально-транспортная инфраструктура поселений.


По состоянию на 1 января 2023 года в состав Амурской области входили 9 городских округов, 12 муниципальных округов и 8 муниципальных районов. В их составе учтены населенные пункты: 8 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 15 поселков городского типа, 98 сельских поселений, 602 сельских населенных пункта.


Численность сельского населения Амурской области по состоянию на 1 января 2023 года составила 239,1 тыс. человек, что на 4,0 тыс. человек меньше, чем по состоянию на 1 января 2022 года (243,1 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения Амурской области сократилась с 32,48% (на 1 января 2018 года) до 31,62% (на 1 января 2023 года).


По состоянию на 1 января 2023 года 77% всего сельского населения проживает в сельских поселениях с численностью до 5 тыс. человек.


На протяжении ряда лет численность сельского населения Амурской области уменьшается. Происходят старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


В отличие от городских и наиболее крупных сельских поселений (поселков городского типа) сельские территории отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.


На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Амурской области являются государственные программы.


До 2019 года это была подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 447, в рамках которой на территории Амурской области строилось жилье для сельских жителей, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.


За период 2014 - 2019 годов в сельской местности:


построено (приобретено) 21,2 тыс. кв. метров жилья, 270 семей улучшили жилищные условия, в том числе 184 молодые семьи и молодые специалисты;


в 6 муниципальных образованиях Амурской области построены спортивные объекты общей площадью 38,8 тыс. кв. метров:


1-я и 2-я очереди спортивной детской площадки (с. Крестовоздвиженка Константиновского района), спортивное ядро (с. Васильевка Белогорского района), комплексные спортивные площадки (с. Куприяновка, с. Успеновка Завитинского района), 1-я очередь комплексной площадки для подвижных игр - хоккейная коробка (с. Сергеевка Благовещенского района), универсальное футбольное поле с резиновым покрытием (с. Екатеринославка Октябрьского района);


реализованы общественно значимые проекты по созданию детских и спортивных площадок, зон отдыха в 5 муниципальных образованиях области общей площадью 5,8 тыс. кв. метров, в которых участвовали 2,8 тыс. человек сельских жителей:


"Создание и обустройство зоны отдыха в детском парке" (с. Тамбовка Тамбовского района), "Создание и обустройство спортивной игровой площадки" (с. Новоалександровка Тамбовского района), "Устройство площадки для занятий спортом и отдыха с детьми" (с. Ивановка Ивановского района), детские игровые площадки (с. Семидомка Константиновского района, с. Екатеринославка Октябрьского района);


введены в эксплуатацию 2 дороги протяженностью 6,8 км:


"Реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к с. Черемушки" (Октябрьский район), "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к с. Нижние Бузули" (Свободненский район).


С 2020 года реализация мероприятий на сельских территориях продолжилась в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2019 г. N 563 (далее - Программа).


Реализуются мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, строительство жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма жилого помещения, создаются объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях, благоустраиваются общественные пространства.


За 2020 - 2022 годы социальные выплаты на строительство жилья общей площадью 795,7 кв. метров получили 10 семей (работники агропромышленного комплекса, проживающие на сельских территориях).


Реализовано 40 проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях в 7 муниципальных образованиях Амурской области. Создано и обустроено 10 спортивных площадок, 7 зон отдыха, 8 детских игровых площадок, 2 пешеходные дорожки, восстановлено 3 историко-культурных памятника, реализовано 3 проекта по организации ливневых стоков и 7 проектов по обустройству освещения.


В рамках федерального проекта "Современный облик сельских территорий" реализован проект "Комплексное развитие села Новоалексеевка Ивановского района Амурской области", произведен капитальный ремонт Дома культуры, приобретен автобус для Дома культуры.


С 2020 года в рамках Программы из средств областного бюджета гражданам предоставляется единовременная выплата для участия в льготном ипотечном кредитовании.


Всего за годы реализации мероприятия социальную выплату получили 192 семьи. Участниками в льготном ипотечном кредитовании приобретено 13728,4 кв. метров жилья на сельских территориях.


С 2022 года в рамках Программы реализуется мероприятие "Возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на строительство жилых домов на сельских территориях".


В 2022 году выплату получили 8 сельскохозяйственных товаропроизводителей, построен 21 жилой дом общей площадью 2650 кв. метров.


Проведены работы по реконструкции 2 автомобильных дорог общей протяженностью 11,765 км: "Реконструкция автомобильной дороги "Верхняя Полтавка - Новоалександровка, км 2 - км 12", "Реконструкция автомобильной дороги "Автодорога от автомобильной трассы общего пользования федерального значения Р-297 "Чита - Хабаровск" (Амур) до зерноочистительного комплекса (перед ж.-д. переездом) села Возжаевка Белогорского района Амурской области".


В рамках возмещения затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, направленных на прохождение практики, предоставлены субсидии 17 предприятиям на прохождение практики 224 человек, которые заключили ученические договоры и договоры о целевом обучении, предоставлены субсидии 4 предприятиям для обучения 8 человек.


Для развития сельских территорий требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов Амурской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.


Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.



1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Амурской области "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области"


Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы определены:


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 25.09.2024 N 755)


государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 (далее - государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий");


Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»