АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2023 года N 446-а


О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 468-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период" администрация Костромской области постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


2. Руководителям исполнительных органов Костромской области, подразделений аппарата администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов по курируемым сферам деятельности.


3. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 10 октября 2022 года N 496-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.


5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение



Одобрен
постановлением
администрации
Костромской области
от 9 октября 2023 г. N 446-а



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ


Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 468-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период", на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года", итогов развития Костромской области в январе-августе 2023 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2024-2026 годы.



Раздел I. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


По оценке, объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2022 год составил 252,6 млрд. рублей, что на 9,7% ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Рецессия связана со снижением объемов промышленного производства на 7% и потребительской активности на 1,2%.


Объем промышленного производства в сопоставимых ценах сократился на 7,5% к уровню 2021 года, в основном, за счет снижения производства продукции деревообработки, ювелирных изделий, транспортных средств.


Костромская область сохраняет лидирующие позиции в производстве (от общего объема по Российской Федерации): ювелирных изделий - 61%, льняных тканей - 26%, труб для нефтяных и газовых скважин - 11%, фанеры - 7%, древесноволокнистых плит - 7%, древесностружечных плит - 6%.


Предприятиями промышленности за 2022 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 238,8 млрд. рублей, индекс физического объема составил 92,5%.


В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых составляет 0,6%, обрабатывающие производства - 78,4%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 19,4%, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 1,6%.


Наибольший удельный вес в структуре обрабатывающих производств занимают: обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (20,3%), производство прочих готовых изделий (19,9%), производство металлургическое (10,3%), производство пищевых продуктов (9,1%), производство автотранспортных средств (8,6%).


Объем производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств в 2022 году увеличился на 0,4% к уровню 2021 года за счет увеличения производства продукции животноводства на 4,5%.


Внешнеторговый оборот Костромской области за 2022 год составил 1 054,8 млн. долларов США и по сравнению с 2021 годом сократился на 81,6%. Экспорт сократился на 84,4% и составил 856,2 млн. долларов США. Стоимостные объемы импорта по отношению к 2021 году снизились на 21,7% и составили 198,6 млн. долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 657,6 млн. долларов США. Экспорт товаров из Костромской области по стоимости превысил объемы импорта в регион в 4,3 раза.


За 2022 год в экономику Костромской области инвестировано 36,9 млрд. рублей. Учитывая существенное значение индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал (118%), а также высокий рост инвестиций в регионе в 2021 году, индекс физического объема составил 69,4% к уровню 2021 года.


В 2022 году в регионе введено в эксплуатацию 337,6 тыс. кв. м жилых домов, что на 0,9% больше, чем в 2021 году. Индивидуальное жилищное строительство составило 198,4 тыс. кв. м или 58,8% от общего объема ввода жилья в регионе.


Оборот розничной торговли по итогам 2022 года составил 156,2 млрд. рублей и снизился на 1,2% в сопоставимых ценах к 2021 году за счет непродовольственных товаров (снижение на 4,7%).


Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2022 года составил 114,7% к декабрю 2021 года.


Благодаря принимаемым мерам по оказанию поддержки реальному сектору экономики в условиях введенных недружественными организациями санкций среднемесячная заработная плата в 2022 году увеличилась по сравнению с 2021 годом на 11,9% и составила 40 242 рубля. В реальном выражении заработная плата сократилась на 2,7% за счет роста потребительских цен (январь-декабрь 2022 года к январю-декабрю 2021 года - 114,97%).


Реальные располагаемые денежные доходы сократились на 2,4%.


Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2022 году составила 11,0% (в 2021 году - 12,0%).


За 2022 год численность населения Костромской области сократилась на 0,8% и по состоянию на 1 января 2023 года составила 567,2 тыс. человек. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения и миграционного оттока населения.


В 2023 году основными факторами, влияющими на динамику ВРП, являются промышленное производство и потребление. В 2023 году объем ВРП оценивается в 265,5 млрд. рублей с ростом на 1,1% к 2022 году. Основное влияние на положительную динамику ВРП окажет увеличение выпуска промышленного производства, рост инвестиционной активности предприятий.


В 2023 году наблюдается восстановительный рост промышленного производства после спада 2022 года в условиях санкций. По итогам года рост составит 5,0% к уровню 2022 года, при этом объем отгруженных промышленных товаров в 2023 году увеличится в действующих ценах на 11,7% к 2022 году и составит 266,7 млрд. рублей.


В обрабатывающих производствах рост составит 7,4%, в основном, за счет деревообрабатывающего производства, производства ювелирных изделий, химических веществ, лекарственных средств и материалов, электрооборудования, машин и оборудования, прочих транспортных средств и оборудования, мебели.


Динамика добычи полезных ископаемых оценивается с ростом на 2,0% к уровню 2022 года, по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - на 10,0%. В то же время по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" ожидается снижение производства на 5,0% (в соответствии с диспетчерским графиком нагрузки энергоблоков ИНТЕР РАО Костромская ГРЭС по требованию АО "СО ЕЭС", с учетом текущей конъюнктуры оптового рынка электроэнергии и мощности и сложившегося уровня потребления электроэнергии в единой энергосистеме).


В обрабатывающих производствах положительная динамика производства в 2023 году ожидается в производстве: лекарственных средств - в 5,5 раза, электрического оборудования - в 3,5 раза, машин и оборудования - на 18%, мебели, химических веществ - на 15%, текстильных изделий, прочих транспортных средств, ювелирных изделий - на 8%, в деревообрабатывающем производстве - на 7%, в производстве одежды - на 5%, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий - на 2%, электронных изделий - на 1%.


В 2023 году внешнеторговый оборот Костромской области оценивается в объеме 379,6 млн. долл. США со снижением в 2,8 раза к уровню 2022 года. При этом доля экспорта составит 37,5%, доля импорта - 62,5%.


Экспорт в 2023 году сократится в 6 раз за счет снижения поставок драгоценных металлов. Объем операций по импортным поставкам увеличится на 19,4%.


В сельском хозяйстве динамика производства продукции положительная. В 2023 году продолжается позитивная тенденция роста производства молока, яиц, поголовья крупного рогатого скота и птицы в сельскохозяйственных организациях.


Факторами, ограничивающими развитие агропромышленного комплекса региона, являются: технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях монополизации торговых сетей; медленные темпы социального развития сельских территорий, недостаток квалифицированных кадров.


По итогам 2023 года ожидается увеличение сельскохозяйственного производства на 1,7% в сопоставимых ценах как за счет растениеводства (рост на 3,0%), так и животноводства (рост на 1,0%).


Общая сумма инвестиционных вложений за счет всех источников финансирования в 2023 году оценивается в сумме 40,1 млрд. рублей, индекс физического объема составит 101,5% к 2022 году.


В текущем году оборот розничной торговли, по оценке, составит 164,5 млрд. рублей с ростом на 0,8% к 2022 году, объем платных услуг населению - 36,2 млрд. рублей с ростом на 1,0%.


Уровень инфляции на конец 2023 года оценивается в 7,8%.


В 2023 году ожидается снижение уровня безработицы до 3,1% в среднем за год. Кроме того, ожидается снижение численности занятых за счет сокращения численности населения.


В 2023 году прогнозируется рост номинальной заработной платы работников организаций области на 10,9%. В реальном исчислении заработная плата увеличится на 2,7%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 1,7%.


Ожидается снижение уровня бедности (доли численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения) с 11,0% в 2022 году до 10,7% в 2023 году.


Прибыль организаций для целей налогообложения в 2023 году оценивается в объеме 38,8 млрд. рублей с ростом к уровню 2022 года на 10,7%.


В 2023 году тенденция сокращения численности населения региона сохранится за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.



Раздел II. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2024-2026 ГОДАХ


Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в двух вариантах (приложение N 1 к настоящему Прогнозу).


Экономические последствия влияния санкций недружественных стран, введенных против Российской Федерации, в регионе еще не до конца преодолены. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, которая будет определяться не только экономическими, но и политическими факторами.


Прогноз разработан в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»