Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 468-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период" администрация Костромской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Руководителям исполнительных органов Костромской области, подразделений аппарата администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов по курируемым сферам деятельности.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 9 октября 2023 года N 446-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сферах развития экономики и торговли, инвестиционной деятельности, промышленности.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Одобрен
постановлением
администрации
Костромской области
от 7 октября 2024 г. N 343-а
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2025 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 468-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период", на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года", итогов развития Костромской области в январе-августе 2024 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2025-2027 годы.
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов содержит оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Костромской области, оценку факторов и ограничений экономического роста Костромской области, направления социально-экономического развития Костромской области, показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области (приложение N 1 к настоящему Прогнозу), основные параметры государственных программ Костромской области (приложение N 2 к настоящему Прогнозу), прогноз баланса трудовых ресурсов Костромской области (приложение N 3 к настоящему Прогнозу).
По оценке, объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2023 год составил 301,6 млрд. рублей, что на 2,8% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Восстановление экономики связано с ростом объемов промышленного производства на 6%, инвестиций в основной капитал - на 14,4%, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций - на 16,1%.
Объем промышленного производства в сопоставимых ценах сократился на 6,0% к уровню 2022 года за счет роста производства продукции деревообработки и ювелирных изделий.
Костромская область сохраняет лидирующие позиции в производстве (от общего объема по Российской Федерации): ювелирных изделий - 58%, льняных тканей - 25%, фанеры - 10%, древесно-волокнистых плит - 6%, древесно-стружечных плит - 6%.
Предприятиями промышленности за 2023 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 273,9 млрд. рублей, индекс физического объема составил 108,7%.
В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых составляет 0,4%, обрабатывающие производства - 80,5%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 17,3%, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 1,8%.
Наибольший удельный вес в структуре обрабатывающих производств занимают: производство прочих готовых (в том числе ювелирных) изделий (30,1%), обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16,8%), производство автотранспортных средств (9,6%), производство пищевых продуктов (8,9%).
Объем производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств увеличился на 5,6% к уровню 2022 года, за счет растениеводства (рост на 11,1%) и животноводства (рост на 2,9%).
Внешнеторговый оборот Костромской области за 2023 год составил 412,2 млн. долларов США и по сравнению с 2022 годом сократился на 60,9%. Экспорт сократился на 79,7% и составил 173,6 млн. долларов США. Стоимостные объемы импорта по отношению к 2022 году увеличились на 20,2% и составили 238,6 млн. долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось отрицательное и составило 65,0 млн. долларов США. Импорт товаров в Костромскую область по стоимости превысил объемы экспорта региона на 37,5%.
За 2023 год в экономику Костромской области инвестировано 47,9 млрд. рублей, индекс физического объема - 114,4%. Прирост объема инвестиционных вложений в номинальном выражении составил 10,0 млрд. рублей к 2022 году.
В 2023 году в регионе введено в эксплуатацию 360,4 тыс. кв. м жилых домов, что на 6,8% больше, чем в 2022 году. Индивидуальное жилищное строительство составило 219,1 тыс. кв. м, или 60,8% от общего объема ввода жилья в регионе.
Оборот розничной торговли по итогам 2023 года увеличился на 0,6% в сопоставимых ценах к 2022 году за счет непродовольственных товаров (+0,6%) и продуктов питания (+0,5%) и составил 167,7 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2023 года составил 108,0% к декабрю 2022 года.
Благодаря мерам поддержки реального сектора экономики, принятым на федеральном и региональном уровнях в период введения недружественными странами санкций, организации Костромской области восстановили объемы производства, увеличили размер прибыли и фонд заработной платы. В 2023 году среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 2022 годом на 16,1% и составила 46 730 рублей. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 8,0%.
Реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 9,0%.
Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности в 2023 году составила 8,7% (в 2022 году - 9,5%).
За 2023 год численность населения Костромской области сократилась на 1,0% и по состоянию на 1 января 2024 года составила 566,3 тыс. человек. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения и миграционного оттока населения.
В 2024 году основными факторами, влияющими на динамику ВРП, являются промышленное производство и потребление. В 2024 году объем ВРП оценивается в 332,7 млрд. рублей с ростом на 1% к 2023 году. Основное влияние на положительную динамику ВРП оказывает увеличение выпуска промышленного производства, оборота розничной торговли и общественного питания, рост заработной платы.
В 2024 году продолжается восстановительный рост промышленного производства после спада 2022 года в условиях санкций. По итогам года рост составит 106,3% к уровню 2023 года, при этом объем отгруженных промышленных товаров в 2024 году увеличится в действующих ценах на 25,9% к 2023 году и составит 344,9 млрд. рублей.
В обрабатывающих производствах рост составит 107,6%, в основном за счет деревообрабатывающего производства, производства автотранспортных средств, пищевых продуктов, химических веществ, ювелирных изделий, металлургического производства.
Динамика добычи полезных ископаемых оценивается с ростом на 5,0% к уровню 2023 года, по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - с ростом на 1,0% (в соответствии с диспетчерским графиком нагрузки энергоблоков филиала "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" по требованию АО "СО ЕЭС" с учетом текущей конъюнктуры оптового рынка электроэнергии и мощности и сложившегося уровня потребления электроэнергии в единой энергосистеме). По виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" ожидается производство на уровне 2023 года.
В обрабатывающих производствах положительная динамика производства ожидается в производстве: лекарственных средств - в 2 раза, прочих транспортных средств - в 1,5 раза, напитков - на 25%, резиновых и пластмассовых изделий - на 15%, автотранспортных средств - на 15%, в металлургическом производстве - на 12%, в деревообрабатывающем производстве - на 12%, в деятельности полиграфической - на 10%, в производстве химических веществ - на 7%, бумаги и бумажных изделий - на 5%, мебели - на 5%, пищевых продуктов - на 3%, машин и оборудования - на 3%, ювелирных изделий - на 2%, стройматериалов - на 2%.
В 2024 году внешнеторговый оборот Костромской области оценивается в объеме 455,1 млн. долл. США с увеличением на 10,4% к уровню 2023 года. При этом доля экспорта составит 43,6%, доля импорта - 56,4%. Экспорт в 2024 году увеличится на 14,2%. Объем операций по импортным поставкам увеличится на 7,7%.
В сельском хозяйстве динамика производства продукции положительная за счет животноводства. В 2024 году продолжается позитивная тенденция роста производства молока, яиц, поголовья свиней в сельхозорганизациях.
Факторами, ограничивающими развитие агропромышленного комплекса региона, являются: технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; медленные темпы социального развития сельских территорий; недостаток квалифицированных кадров.
По итогам 2024 года ожидается увеличение сельскохозяйственного производства на 2,0% в сопоставимых ценах за счет животноводства (рост на 3,0%).
Общая сумма инвестиционных вложений за счет всех источников финансирования в 2024 году оценивается в сумме 48,2 млрд. рублей, что в текущих ценах на 290,8 млн. рублей превысит показатель 2023 года. Индекс физического объема составит 92,2%.
В текущем году оборот розничной торговли, по оценке, составит 186,4 млрд. рублей с ростом на 2,9% к 2023 году, объем платных услуг населению - 40,0 млрд. рублей с ростом на 1,9%.
Уровень инфляции на конец 2024 года оценивается в 7,6%.
В 2024 году ожидается снижение уровня безработицы до 2,9% в среднем за год. Кроме того, ожидается снижение численности занятых за счет сокращения численности населения.
В 2024 году прогнозируется рост номинальной заработной платы работников организаций области на 20,5%. В реальном исчислении заработная плата увеличится на 10,9%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 8,0%.
Ожидается снижение уровня бедности (доли населения с денежными доходами ниже границы бедности) с 8,7% в 2023 году до 8,5% в 2024 году.
Прибыль организаций для целей налогообложения в 2024 году оценивается в объеме 61,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2023 года на 3,2%.
В 2024 году тенденция сокращения численности населения региона сохранится за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.
Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработаны в двух вариантах.
Последствия влияния санкций недружественных стран, введенных против Российской Федерации, геополитической напряженности и дефицита импортных технологий, сырья и комплектующих в регионе еще не до конца преодолены. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, которая будет определяться не только экономическими, но и политическими факторами.