В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 16.12.2022 N 643-П "О государственной программе "Экономическое развитие Астраханской области" следующие изменения:
1.1. В преамбуле постановления слова "от 08.11.2022 N 542-П "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Астраханской области" заменить словами "от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области".
1.2. Государственную программу "Экономическое развитие Астраханской области", утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и достижение других стратегических целей социально-экономического развития Астраханской области.
В 2020 - 2022 годах Астраханская область, как и все субъекты Российской Федерации, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.
Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.
Начиная со II квартала 2020 года экономическое развитие региона определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.
Многие отрасли, в том числе сфера бытовых услуг и туризм, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Новыми вызовами 2022 года стали введенные санкционные ограничения в отношении Российской Федерации со стороны недружественных государств в связи с проведением специальной военной операции. Как следствие - нарушение экономических и логистических связей, затронувшее все социально-экономические ниши.
Важнейшим макроэкономическим показателем, характеризующим развитие экономики Астраханской области, является ВРП, который увеличился за 2011 - 2021 годы на 154,2% в текущих основных ценах и в 2021 году составил свыше 657 млрд рублей. По темпу роста за 10 лет регион опережает показатели ВРП Российской Федерации (2-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место по Южному федеральному округу). По объему ВРП Астраханская область занимает 46-е место среди субъектов Российской Федерации и 4-е место среди регионов Южного федерального округа.
С 2012 года ВРП на душу населения вырос в 3,2 раза и составил 661 тыс. руб. на одного жителя (31-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди регионов Южного федерального округа).
Динамика ВРП была обусловлена прежде всего ростом добавленной стоимости промышленности (329,2%), агропромышленного комплекса (145,6%), транспорта и связи (145,8%).
Доминирующим сектором в экономике Астраханской области является промышленность, доля которой в структуре ВРП составляет около 55%, в том числе:
- 49,1% - добыча полезных ископаемых;
- 3,6% - обрабатывающая промышленность;
- 2,2% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В промышленном секторе занято свыше 18% от общей среднесписочной численности работников организаций Астраханской области. Общий объем отгрузки промышленных предприятий по итогам 2022 года составил 604,1 млрд рублей. Наибольший удельный вес в структуре промышленного комплекса занимает сектор добычи полезных ископаемых - по итогам 2022 года он составил почти 80%. На период 2024 - 2026 годов прогнозируется позитивная динамика экономического роста с учетом прогнозируемого восходящего тренда отрасли добычи сырой нефти и природного газа, а также таких важнейших отраслей обрабатывающих производств, как производство пищевых продуктов, химическое производство, производство строительных материалов.
Поддержку экономического роста Астраханской области, в частности, в сфере развития локальных рынков товаров и услуг, оказывает развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), доля которого в 2022 году оценивается на уровне 13,4% от ВРП.
Предприятия МСП являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции, поэтому с каждым годом малый бизнес приобретает все большее значение для экономики Астраханской области.
В 2010 году Правительством Астраханской области наряду с реализацией мероприятий по созданию общих макроэкономических и других условий для развития МСП началась реализация мероприятий по созданию специальных механизмов, институтов для поддержки малого бизнеса, которые включают целый ряд финансовых, организационных и информационных инструментов.
Программа поддержки малого бизнеса решает стратегически важную задачу формирования среднего класса. Эффективность ее решения оценивается количеством создаваемых рабочих мест. За 12 лет работы по оказанию поддержки предпринимательству создано и сохранено более 48 тыс. рабочих мест.
На территории региона сформирована система мер поддержки предпринимательства, которая ежегодно трансформируется с учетом новых экономических вызовов и мнения предпринимательского сообщества.
На территории Астраханской области создан и функционирует Центр "Мой бизнес", который объединяет в себе следующие виды поддержки: финансовая, консалтинговая, имущественная.
В Астраханской области действует комплексная система поддержки субъектов МСП, которая позволяет улучшить предпринимательскую активность региона.
Так, количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку Центра "Мой бизнес", с 2015 по 2022 год увеличилось более чем в 14 раз, что свидетельствует о востребованности услуг данного центра.
Вместе с тем в период с 2016 по 2022 год наблюдается снижение количества субъектов МСП Астраханской области на 17% (с 33103 до 27598 ед.). Это обусловлено сложной экономической ситуацией в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, когда ряд предприятий был вынужден приостановить свою деятельность, а также нестабильной экономической ситуацией в связи с санкционным давлением.
В то же время за период с 2017 по 2022 год установлено увеличение численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса Астраханской области.
В связи с введением с 1 июля 2020 года на территории Астраханской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" наблюдается ежегодный прирост численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.
В 2022 году в Астраханской области зарегистрировано 36599 действующих самозанятых граждан.
Так, с введением специального налогового режима за период 2017 - 2022 годов численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, увеличилась на 30% (с 100253 до 129959 чел.), что составляет более 25% в общей численности занятых в экономике Астраханской области, а это каждый пятый работающий.
В Астраханской области по состоянию на 1 января 2023 года зарегистрировано 27598 субъектов МСП, из которых 26700 - микропредприятия, 852 - малые предприятия и 46 - средние предприятия.
Малый и средний бизнес региона представлен в основном индивидуальными предпринимателями. Так, 74% - это индивидуальные предприниматели, 26% - юридические лица.
В отраслевой структуре МСП преобладают следующие сферы: торговля оптовая и розничная, строительство, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
Налоговые поступления от субъектов МСП Астраханской области ежегодно возрастают. Так, объем налоговых поступлений по налогам, уплачиваемым субъектами МСП (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, патент, налог на профессиональный доход), в 2022 году составил 3,54 млрд руб., что на 18% больше, чем в 2021 году.
С 2021 года субъектам МСП, являющимся социальными предпринимателями Астраханской области и состоящим в реестре социальных предприятий, министерством экономического развития Астраханской области предоставляется грантовая поддержка.
С 2022 года грантовая поддержка распространилась также на субъекты МСП, созданные физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно.
За 2021 - 2022 годы министерство экономического развития Астраханской области оказало поддержку 92 субъекта МСП на общую сумму более 44 млн рублей.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2023 году Астраханская область, как и в предыдущие годы, вошла в ТОП-20 регионов рейтинга инвестиционной привлекательности лучших регионов.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата Правительство Астраханской области ведет непрерывную работу по улучшению условий ведения бизнеса в регионе, а также совершенствованию региональных инструментов поддержки предпринимателей и упрощению процедур их получения. Кроме того, регион отмечен в лидерах по показателю отсутствия административного давления на бизнес. Эффективность институтов поддержки экспортной деятельности Астраханской области также получила высокую оценку бизнес-экспертов.
К факторам инвестиционной привлекательности Астраханской области относятся ее выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, богатейшие природные ресурсы. Астраханская область является крупнейшим транспортным узлом международного транспортного коридора "Север - Юг", который позволяет осуществлять мультимодальные перевозки, совмещая различные виды транспорта и объекты транспортной инфраструктуры. Возможности транспортного сообщения с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами оказывает позитивное воздействие на экономический потенциал региона.
Экономический потенциал Астраханской области поддержит развитие двух особых экономических зон, созданных на территории Астраханской области.
Приоритетной задачей функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ ППТ) является формирование южного центра судостроения и производства комплектующих для судостроительной отрасли Российской Федерации, а также центра для освоения шельфа Каспийского моря. Параллельно с судостроительной специализацией ОЭЗ ППТ решает задачи диверсификации отраслевой структуры экономики Астраханской области за счет создания новых высокотехнологичных производств обрабатывающей промышленности.
Портовая особая экономическая зона (далее - ПОЭЗ) объединена в Каспийский кластер с ОЭЗ ППТ как грузовой базой международного транспортного коридора "Север - Юг" с единой управляющей компанией - акционерным обществом "Особая экономическая зона "Лотос" (далее - АО "ОЭЗ "Лотос").
Организация ПОЭЗ создаст условия для проведения модернизации портовой инфраструктуры, а также развития припортовой территории в части транспортной обработки грузов, их расфасовки для создания более высокой добавленной стоимости транспортируемого товара.