ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2020 года N 1048-П


О государственной программе Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств"

(с изменениями на 16 сентября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 17.02.2021 N 89-П, от 25.02.2021 N 114-П, от 29.12.2021 N 1181-П, от 13.07.2022 N 605-П, от 30.08.2022 N 815-П, от 10.01.2023 N 18-П, от 14.04.2023 N 333-П, от 06.09.2023 N 814-П, от 19.09.2023 N 850-П, от 15.11.2023 N 1052-П, от 05.12.2023 N 1129-П, от 19.12.2023 N 1182-П, от 21.12.2023 N 1194-П, от 27.12.2023 N 1248-П, от 27.04.2024 N 349-П, от 16.09.2024 N 758-П)




На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств".


2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН



Утверждена
постановлением
Правительства Саратовской области
от 28 декабря 2020 г. N 1048-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ТЕРРОРИЗМА, ЭКСТРЕМИЗМА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ"

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 14.04.2023 N 333-П, от 06.09.2023 N 814-П, от 19.09.2023 N 850-П, от 15.11.2023 N 1052-П, от 05.12.2023 N 1129-П, от 19.12.2023 N 1182-П, от 21.12.2023 N 1194-П, от 27.12.2023 N 1248-П, от 27.04.2024 N 349-П, от 16.09.2024 N 758-П)




Стратегические приоритеты государственной программы Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств"



1. Оценка текущего состояния сферы


Обеспечение национальной безопасности является первостепенной задачей Российской Федерации. Государство в лице органов государственной власти осуществляет необходимый комплекс политических, социально-экономических, правовых мер, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.


Само понятие национальной безопасности многогранное и всеобъемлющее и включает в себя недопущение проявления различных вызовов и угроз.


Терроризм - одно из наиболее опасных явлений современности, имеющее глубокие исторические корни. На протяжении всей истории терроризма начиная с античных времен и до настоящего времени государства, их органы власти принимали активные меры по противодействию этому негативному явлению. Проблема противодействия терроризму остро и актуально стоит не только в России, но и во всем мире.


Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, к основным тенденциям современного терроризма относит увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма, разработку новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших, и др.


К основным внутренним факторам, обусловливающим возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующим ему причинам и условиям, Концепция относит межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия, недостаточную эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму, ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации и т.д.


Немаловажную роль в распространении терроризма играют такие внешние факторы, как попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные субъекты Российской Федерации, наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса и др.


Общественная опасность экстремизма состоит в избрании им непримиримой, антагонистической позиции по отношению к своему оппоненту (или противнику) в том или ином социальном конфликте, существующем в рамках объективных социальных противоречий.


По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей.


Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации в целом и на территориях отдельных субъектов Российской Федерации является профилактика, то есть предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма.


Это система преодоления всех объективных и субъективных предпосылок возникновения проявлений экстремизма и терроризма, реализуемая путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, определяющих существование экстремизма и возможностей совершения террористических преступлений.


Предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.


В Российской Федерации успешно функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, представленная Национальным антитеррористическим комитетом.


На региональном уровне в сфере профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляет свою деятельность антитеррористическая комиссия в Саратовской области.


С целью борьбы с терроризмом действует оперативный штаб в Саратовской области.


Активное взаимодействие перечисленных субъектов противодействия терроризму позволило добиться снижения количества совершенных преступлений террористической направленности за последние годы.


Несмотря на положительную динамику уменьшения количества совершенных преступлений террористической направленности, Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации к основным задачам противодействия террористической угрозе отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест массового пребывания людей, а также противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. В рамках реализации государственной программы планируется реализовать мероприятия, направленные на решение данной государственной задачи.


Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности представляется злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, нарастающие темпы наркотизации населения.


Противодействие наркомании и наркопреступности в последнее время приобретает все большую актуальность. Негативные последствия распространения этого зла вынуждают рассматривать данную проблему не только как уголовно-правовую, но и как общесоциальную.


В 2022 году завершена реализация государственной программы Саратовской области "Профилактика правонарушений и терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств".


Реализация данной программы позволила оказать существенное влияние на стабилизацию наркоситуации в Саратовской области. В течение нескольких последних лет ситуация в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств в области характеризовалась снижением темпов распространенности наркомании.


Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в структуре преступности области составляют 8,1 процента.


В 2019 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заболеваемость наркоманией (5,1 на 100 тыс. населения) снизилась на 10,5 процента (в 2018 году - 5,7 на 100 тыс. населения). Распространенность наркомании снизилась на 3,6 процента - с 94,4 на 100 тыс. населения в 2018 году до 91,0 на 100 тыс. населения в 2019 году.


В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одним из способов реализации названной нормы является выполнение мероприятий программы правоохранительной направленности.


Соответствующие мероприятия осуществляются и на территории области. По состоянию на 2020 год на территории области отмечается снижение уровня преступности в регионе в расчете на 100 тыс. населения. Указанный показатель ниже показателя по округу и по России, в том числе по тяжким и особо тяжким посягательствам.


Несмотря на предпринимаемые меры, для обеспечения безопасности в области требуется дальнейшее применение программного метода. Экономическая нестабильность в стране, снижение жизненного уровня населения, изменение миграционных процессов, социальная напряженность обусловливают сохранение различных видов угроз устойчивому развитию области.


В условиях складывающейся экономической ситуации на криминальную обстановку в области серьезное влияние оказывает значительное количество преступлений, совершенных иногородними, ранее судимыми лицами и лицами, не имеющими постоянного источника дохода.


Кроме того, разработка и принятие программы обусловлена необходимостью исполнения Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", а также интеграции усилий исполнительных органов области и правоохранительных органов в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер предупреждения преступлений, согласованного противодействия преступности, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку на территории области.


Для снижения уровня коррупции, ограничения возможностей для совершения коррупционных правонарушений нужны системные, комплексные меры. Коррупция имеет глубокие экономические и социальные корни.


В области в целом коррупционная ситуация характеризуется определенной стабильностью. Так, в 2019 году сотрудниками Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области выявлено 511 преступлений коррупционной направленности, в том числе 36 фактов получения взятки и 12 фактов дачи взятки. Средний размер взятки составил 25 тыс. рублей. Из общего количества преступлений коррупционной направленности выявлено в крупном и особо крупном размере 172 преступления (в 2018 году - 172 преступления), в том числе по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации - 151 преступление (в 2018 году - 99 преступлений), по статье 160 Уголовного кодекса Российской Федерации - 19 преступлений (в 2018 году - 60 преступлений), по статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации - 1 преступление (в 2018 году - 7 преступлений) и по статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации - 1 преступление (в 2018 году - 5 преступлений). Также выявлено 17 преступлений коррупционной направленности, совершенных группой лиц по предварительному сговору (в 2018 году - 28 преступлений).


Проведение мероприятий антикоррупционной направленности Правительством области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 17 сентября 2018 года N 515-П "О программе по противодействию коррупции в Саратовской области". Во исполнение названного постановления Правительства области всеми исполнительными органами области приняты и реализуются ведомственные антикоррупционные планы, которые учитывают отраслевую специфику.


С 2014 года обеспечено ежегодное проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в Саратовской области (за исключением 2019 года, когда мероприятие не было реализовано в связи с неисполнением своих обязательств исполнителем по государственному контракту на оказание услуги по организации и проведению опроса общественного мнения; соответствующее юридическое лицо в декабре 2019 года в установленном порядке включено в реестр недобросовестных поставщиков).


Согласно результатам опроса, проведенного в Саратовской области по результатам 2018 года, в частности, индикатор известных участникам опроса фактов коррупции составил 17,8 процента, что ниже максимального уровня за годы проведения опросов по проблемам коррупции (20,2 процента в 2011 году), однако превышает на 1,4 процента уровень предыдущего 2017 года (16,4 процента).


С учетом новых социально-экономических условий проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних остаются острыми и требуют кардинального их решения путем усиления координации межведомственного взаимодействия и сотрудничества с общественными организациями.


Нарастание факторов социального риска в большинстве означает возникновение социальных отклонений в поведении детей и родителей, способствует беспризорности, социальному сиротству, правонарушениям и иным антиобщественным действиям с участием несовершеннолетних.


В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Президентом Российской Федерации 2018 - 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства.


Национальная стратегия действий в интересах детей в полной мере определила первоочередные задачи и направления формирования межведомственных подходов в области защиты прав детей, создания благоприятных условий для их полноценного воспитания и сохранения кровной семьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»