(с изменениями на 22 сентября 2022 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2020 N 593-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.12.2020 N 992-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2021 N 778-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2022 N 917-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить программу по противодействию коррупции в Саратовской области (далее - Программа) согласно приложению (пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2021 N 778-П, см. предыдущую редакцию).
2. Исполнительным органам области обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и представление в управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области информации об их выполнении каждое полугодие не позднее 20 июня и 15 декабря отчетного года (пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2022 N 917-П, см. предыдущую редакцию).
3. Рекомендовать Председателю Саратовской областной Думы, Председателю избирательной комиссии Саратовской области, Председателю Счетной палаты Саратовской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, Уполномоченному по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Саратовской области:
при составлении планов по противодействию коррупции органов государственной власти Саратовской области руководствоваться Программой;
представлять в управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области по запросам информацию о выполнении указанных планов не позднее 20 июня и 15 декабря отчетного года.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Саратовской области:
при составлении планов по противодействию коррупции органов местного самоуправления Саратовской области руководствоваться Программой;
представлять в управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области по запросам информацию о выполнении указанных планов не позднее 20 июня и 15 декабря отчетного года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области - руководителя аппарата Губернатора области Пивоварова И.И. (пункт в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2020 N 593-П, см. предыдущую редакцию).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
В.В. Радаев
Программа по противодействию коррупции в Саратовской области
(приложение с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2022 N 917-П, см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | программа по противодействию коррупции в Саратовской области (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области |
Участники Программы | исполнительные органы области; Саратовская областная Дума (по согласованию), избирательная комиссия Саратовской области (по согласованию), Счетная палата Саратовской области (по согласованию), Уполномоченный по правам человека в Саратовской области (по согласованию), Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области (по согласованию), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области (по согласованию) и их аппараты (по согласованию) (далее - иные органы государственной власти области); органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Цели Программы | формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции; повышение эффективности действующей системы профилактики коррупционных правонарушений путем обеспечения реализации всех требований антикоррупционного законодательства и освоения перспективных методов профилактики коррупционных правонарушений |
Задачи Программы | повышение эффективности противодействия коррупции в исполнительных органах области, иных органах государственной власти области, органах местного самоуправления области; совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, для которых установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; совершенствование механизмов контроля за расходами; совершенствование деятельности подразделений исполнительных органов области, иных органов государственной власти области, органов местного самоуправления области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области, муниципальных служащих области и урегулированию конфликта интересов; повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям |
Целевые индикаторы и показатели Программы | количество совещаний по вопросам реализации и результатам выполнения мероприятий антикоррупционной направленности - не менее 2 единиц в течение каждого полугодия; количество заседаний комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области, проведенных в течение отчетного года, - не менее 4 единиц; доля заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области, муниципальных служащих области и урегулированию конфликта интересов с участием представителей институтов гражданского общества - не менее 100 процентов от общего количества проведенных заседаний; отношение количества проведенных проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы области, муниципальной службы области, и лицами, замещающими указанные должности, к количеству фактов поступления информации, являющейся основанием для проведения проверок, - не менее 100 процентов; отношение количества фактов осуществления контроля за расходами к количеству фактов поступления информации, являющейся основанием для принятия решений об осуществлении контроля за расходами, - не менее 100 процентов; отношение количества поступивших уведомлений о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих области, муниципальных служащих области к совершению коррупционных правонарушений к количеству фактов указанных обращений - не менее 100 процентов; отношение количества проверок, проведенных по поступившим уведомлениям, к количеству поступивших уведомлений - не менее 100 процентов; отношение количества фактов предания гласности случаев несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов к количеству выявленных случаев несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов - не менее 100 процентов; отношение количества фактов применения мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к количеству выявленных фактов несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов при наличии оснований для применения мер ответственности - не менее 100 процентов; отношение количества государственных гражданских служащих области, муниципальных служащих области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, к количеству указанных лиц, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе получивших образование по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции, - не менее 100 процентов; отношение количества проведенных антикоррупционных экспертиз к количеству разработанных проектов нормативных правовых актов - не менее 100 процентов; отношение количества размещенных в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проектов нормативных правовых актов к количеству разработанных проектов, в отношении которых предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы, - не менее 100 процентов; количество проведенных социологических исследований для оценки уровня коррупции в области -не менее 1 в течение отчетного года; отношение количества обращений граждан и организаций, проанализированных на предмет наличия сведений о возможных проявлениях коррупции, к общему количеству поступивших обращений - не менее 100 процентов; отношение количества подведомственных организаций, в которых обеспечена реализация мер по противодействию коррупции, предусмотренных для организаций законодательством, к общему количеству подведомственных организаций - не менее 100 процентов; отношение количества проведенных опросов и анкетирования потребителей услуг с целью выявления фактов коррупционных правонарушений и условий для их совершения к количеству указанных опросов и анкетирования, предусмотренному планами по противодействию коррупции, -не менее 100 процентов |
Сроки реализации Программы | 2018-2024 годы |
Ожидаемый результат реализации Программы | совершенствование системы профилактики коррупционных правонарушений |
В соответствии с требованиями законодательства, в целях минимизации условий для проявлений коррупции органами государственной власти Саратовской области, органами местного самоуправления Саратовской области реализуется комплекс мероприятий антикоррупционной направленности. К настоящему времени сформирована организационная система противодействия коррупции, включающая в себя:
комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области;
государственный орган по противодействию коррупции в Саратовской области;
подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений);
должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики в органах государственной власти области и органах местного самоуправления области;
комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.
Основными направлениями деятельности в сфере профилактики коррупционных правонарушений, реализуемыми органами государственной власти Саратовской области, органами местного самоуправления Саратовской области, являются:
разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации антикоррупционной политики;
проведение информационно-разъяснительной работы антикоррупционной направленности;
планирование антикоррупционной деятельности и реализация планов по противодействию коррупции;
проведение антикоррупционного мониторинга;
реализация мер по выявлению и предотвращению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе области;
анализ и проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
обеспечение реализации государственными гражданскими служащими области, муниципальными служащими области обязанности уведомления о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
проведение антикоррупционной экспертизы;
обеспечение проведения антикоррупционной работы в подведомственных организациях;
реализация мер по профилактике коррупционных правонарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
реализация мер по профилактике коррупционных правонарушений при использовании государственного имущества и муниципального имущества;
привлечение институтов гражданского общества к работе по профилактике коррупционных правонарушений;
обеспечение контроля за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в случае нарушения требований антикоррупционного законодательства.
Вместе с тем, несмотря на реализуемые меры, проблема коррупции в Саратовской области, как и в иных субъектах Российской Федерации, остается актуальной.
Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного в Саратовской области по итогам 2017 года, индикатор известных участникам опроса фактов коррупции составил 16,4 процента, что ниже максимального уровня за годы проведения опросов по проблемам коррупции (20,2 процента в 2011 году), однако превышает на 3,5 процента уровень предыдущего -2016 года (12,9 процента).
Динамика изменения индикатора известных фактов коррупции в Саратовской области по годам проведения опросов общественного мнения по проблемам коррупции отражена в следующей таблице:
Год опроса | 2007 | 2008 | 2009 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Значение индикатора известных фактов коррупции, процентов | 14,1 | 14,8 | 15,7 | 20,2 | 17,6 | 14,5 | 12,3 | 13,2 | 12,9 | 16,4 |
Коррупция оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие государства и общества, является барьером в формировании конкурентоспособной экономики, препятствует росту благосостояния населения, становлению развитого гражданского общества.
Программа по противодействию коррупции в Саратовской области разработана с учетом требований Указов Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы", от 16 августа 2021 года N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иных нормативных правовых актов антикоррупционной направленности.
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений исполнительными органами области, иными органами государственной власти области (по согласованию), органами местного самоуправления области (по согласованию).
Целями Программы являются:
формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции;
повышение эффективности действующей системы профилактики коррупционных правонарушений путем обеспечения реализации всех требований антикоррупционного законодательства и освоения перспективных методов профилактики коррупционных правонарушений.
Названным целям соответствуют следующие задачи:
повышение эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти области, органах местного самоуправления области;
совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, для которых установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
совершенствование механизмов контроля за расходами;
совершенствование деятельности подразделений исполнительных органов области, иных органов государственной власти области, органов местного самоуправления области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области, муниципальных служащих области и урегулированию конфликта интересов;
повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.
Ожидаемым результатом Программы является совершенствование системы профилактики коррупционных правонарушений.
Для обеспечения реализации поставленных целей и решения указанных задач Программой предусмотрено выполнение комплекса антикоррупционных мероприятий по следующим основным направлениям:
организационные меры по обеспечению реализации антикоррупционной политики в органах государственной власти области, органах местного самоуправления области;
повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими области и муниципальными служащими области ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение;
выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;
взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления области с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности исполнительных органов области, иных органов государственной власти области, органов местного самоуправления области;
мероприятия органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, направленные на противодействие коррупции с учетом специфики их деятельности.
Перечень мероприятий по реализации Программы приведен в приложении к Программе.