ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2023 года N 283-П


О внесении изменений в государственную программу Саратовской области "Комплексное развитие сельских территорий"



На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:


1. Внести в государственную программу Саратовской области "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 23 декабря 2019 года N 908-П, изменения согласно приложению.


2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН



Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 4 апреля 2023 г. N 283-П



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"


Государственную программу Саратовской области "Комплексное развитие сельских территорий" изложить в следующей редакции:


"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"



Стратегические приоритеты государственной программы

Саратовской области "Комплексное развитие

сельских территорий"



1. Оценка текущего состояния сельских территорий области



Сельские территории Саратовской области являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития региона.


На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется существенный разрыв в продолжительности жизни. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


По информации Федеральной службы государственной статистики:


на начало 2022 года насчитывалось 1778 сельских населенных пунктов, объединенных в 38 муниципальных районов, что на 5 сельских населенных пунктов меньше, чем в 2017 году;


численность сельского населения Саратовской области на 1 января 2022 года составила 581703 человека, что на 25349 человек меньше чем на 1 января 2018 года (607052 человека). За последние 5 лет доля сельского населения Саратовской области сократилась с 24,5 процента до 24,2 процента;


общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя в сельских населенных пунктах, в 2021 году составила 33,5 кв. м на человека, что превысило данный показатель в 2017 году на 2,4 кв. м;


удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства, составил 16,9 процента, снизившись с значения 22,7 процента в 2017 году на 5,8 процентных пункта;


миграционный отток сельского населения в 2021 году составил минус 3672 человека, сократился по сравнению с 2017 годом на 1402 человека;


продолжительность жизни при рождении сельского населения в 2021 году составила 68,45 лет, что ниже данного показателя в 2017 году с значением 71,82 лет на 3,37 года;


уровень занятости сельского населения составил 52,1 процента, превысив данный показатель в 2017 году на 1,5 процентных пункта;


соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств в 2021 году составило 77,8 процента, что превысило данный показатель в 2017 году на 10 процентных пунктов.


Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, по данным министерства транспорта и дорожного хозяйства области на 1 января 2022 года составил 77 процентов.


Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За последние 5 лет ее размер увеличился в 2 раза и в 2021 году составил 34281 рубль (в 2017 году - 17308 рублей).


В развитии социальной инфраструктуры сельских территорий наблюдаются тенденции сокращения числа организаций социальной сферы: число лечебно-профилактических организаций сократилось с 1336 единиц на конец 2018 года до 1224 единиц на конец 2021 года, детско-юношеских спортивных школ - с 69 единиц на конец 2018 года до 60 единиц на конец 2021 года, общедоступных столовых, закусочных - с 478 единиц на конец 2018 года до 444 единиц на конец 2019 года, число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, - с 1474 единиц на конец 2018 года до 1460 единиц на конец 2021 года.


В то же время количество спортивных сооружений увеличилось с 3994 единиц на конец 2018 года до 4398 единиц на конец 2021 года.


До 2013 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". В 2014 - 2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".


В 2018 году федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а с 2019 года - в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной Государственной программы, которая была досрочно завершена в 2020 году.


С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с которой была утверждена государственная программа Саратовской области "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Программа).


2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации государственной программы Саратовской

области "Комплексное развитие сельских территорий"



Цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части их реализации на сельских территориях, отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р;


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития);


Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р.


Приоритетами Программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.


Программа разработана в целях обеспечения эффективного механизма работы исполнительных органов на проектной основе с охватом всех муниципальных образований области мероприятиями по развитию сельских территорий, в том числе в части привлечения финансирования на потенциальные "точки роста" на сельских территориях и агломерациях.


Дальнейшее социальное развитие сельских территорий должно базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Для этого потребуются дополнительные усилия со стороны исполнительных органов области и федеральных органов исполнительной власти в целях повышения доступности всех видов ресурсов для реализации проектов развития сельских территорий.


Вместе с тем, при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения региона.


Согласно Стратегии пространственного развития приоритетами пространственного развития Российской Федерации являются опережающее развитие перспективных центров экономического роста, в том числе на сельских территориях, с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации, социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и недостаточным собственным потенциалом экономического роста.


Таким образом, необходимо ускоренное обеспечение перспективных центров экономического роста на сельских территориях базовой социальной и инженерной инфраструктурой, инфраструктурой для торгового и бытового обслуживания населения, а также дальнейшее развитие выездных (мобильных) и дистанционных форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания, 100-процентное обеспечение инфраструктурой для развития информационно-коммуникационных технологий и транспортной доступности сельских территорий, прилегающих к центрам экономического роста.


Программой установлены 3 цели, достижение которых планируется к 2030 году:


Цель 1: Доля сельского населения в общей численности населения Саратовской области не менее 24,2 процента к 2030 году.


Для достижения цели планируется обеспечивать жильем сельское население.


Цель 2: Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 84,9 процента к 2030 году.


Для достижения цели планируется увеличивать кадровый потенциал на сельских территориях.


Цель 3: Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 19,5 процента.


Для достижения цели планируется обеспечение сельского населения объектами инфраструктуры, создание благоприятных условий для жизни на сельских территориях.


Для достижения указанных целей и приоритетов Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»