На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 750-П, изменения согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ,
СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной
программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Саратовской области"
Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса
Саратовской области
1. Характеристика текущего состояния
агропромышленного комплекса
Государственная программа Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" (далее - государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса, включая мелиоративный комплекс.
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2021 году составил 90,5 процента по отношению к уровню 2020 года, по отношению к уровню 2017 года - 99,8 процента (в 2020 году - 109,3 процента по отношению к уровню 2017 года).
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2021 год, на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, представленных субъектами Российской Федерации, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 32,6 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий в 2021 году составила 32065,4 рубля, что выше показателя 2020 года на 114,4 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2021 года составила 34948 рублей, что на 115,1 процента выше аналогичного показателя 2020 года.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2021 году составил 88,1 процента по отношению к уровню 2020 года, по отношению к уровню 2017 года - 100,4 процента (план на 2021 год - 97,3 процента по отношению к уровню 2017 года).
Индекс производства продукции животноводства в 2021 году составил 97,6 процента по отношению к уровню 2020 года, по отношению к уровню 2017 года - 99,1 процента (плановое значение на 2021 год - 93,4 процента по отношению к уровню 2017 года).
В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства.
По данным Федеральной службы государственной статистики индекс производства пищевых продуктов в 2021 году составил 107 процентов, индекс производства напитков - 88,2 процента.
Поволжье является одним из крупнейших регионов России, в котором развита мелиорация земель. Наибольшее распространение орошения в Поволжье имеет Саратовская область. За более 70 лет существования мелиорации в регионе было построено 15 государственных оросительных систем.
По состоянию на 1 января 2022 года потенциальная площадь орошаемых земель в Саратовской области составила 257,3 тыс. га, полив осуществляется на площади 120,0 тыс. га. По наличию орошаемых земель Саратовская область занимает третье место по России после Краснодарского края и Республики Дагестан и первое место в Приволжском федеральном округе. По темпам развития мелиоративного комплекса, по темпам строительства и ввода новых орошаемых земель наш регион признан в последние годы одним из лидеров в стране.
Регион принимает активное участие в государственной программе по развитию мелиорации. За время ее реализации с 2014 по 2021 годы восстановлено 61,0 тыс. га орошаемых земель.
Основными проблемами в сфере реализации государственной программы на текущем этапе являются:
недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;
технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;
невысокие темпы развития российской экономики;
отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
За период с 2010 по 2020 годы в Российской Федерации произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения. Критическим фактором, в значительной мере повлиявшим на увеличение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, стала реорганизация коллективных хозяйств, заключающаяся в выдаче земельных паев бывшим сотрудникам таких хозяйств. Следствием этого процесса становится большое количество невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота.
2. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р, (далее - Стратегия) установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации государственной программы.
Ключевые ориентиры развития в рамках государственной программы:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель.
Дополнительно определены следующие задачи развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиоративного комплекса.
Основные задачи государственного управления в сфере реализации государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией.
Программой установлены 4 цели, достижение которых планируется к 2030 году:
цель 1 - "Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 107,9 процента по отношению к уровню 2020 года";
цель 2 - "Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 133,4 процента по отношению к уровню 2020 года";