На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П, изложив ее в редакции согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
"Утверждена
постановлением
Правительства Саратовской области
от 11 октября 2013 г. N 546-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА"
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития области.
Наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического планирования является важнейшим фактором развития региональной экономики.
На территории региона сформированы основы системы планирования социально-экономического развития области.
Основополагающим документом, определяющим развитие экономического потенциала области на долгосрочную перспективу, является Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П.
Система государственного стратегического планирования позволяет осуществить:
формирование долгосрочных приоритетов в области социально-экономического развития;
согласованность и преемственность долгосрочных решений с комплексом среднесрочных задач;
балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в различных сферах);
увязку принимаемых в процессе стратегического планирования решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;
мониторинг реализации принимаемых решений.
Важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала области играют инвестиции. Инвестиционная деятельность области за последние годы набирает оборот. Объем инвестиций возрос с 40,4 млрд. рублей в 2005 году до 173,8 млрд. рублей в 2021 году.
По состоянию на 1 июля 2022 года инвестиционный портфель состоит из 153 крупных проектов (свыше 50 млн. рублей) с общим объемом инвестиций порядка 700 млрд. рублей и созданием в 2022 году 1,1 тыс. рабочих мест.
В 2021 году наблюдался уверенный рост внешнеторгового оборота Саратовской области. Объем внешней торговли увеличился на 51,0 процента и составил 3,22 млрд. долларов США. При этом экспорт вырос на 65,1 процента и составил 2,26 млрд. долларов США, импорт стал больше на 25,5 процента и составил 0,96 млрд. долларов США.
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта региона составила порядка 97,5 процента. По сравнению с 2020 годом данный показатель вырос почти на 68,0 процента.
В 2021 году торговыми партнерами региона являлись 113 стран мира (в 2020 году - 110), основные из которых - страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 80,5 процента, в том числе в экспорте - 75,6 процента, в импорте - 92,1 процента.
Традиционно основными товарами при экспорте являются смешанные удобрения, подсолнечное масло, нитрилы, соли фосфорных кислот, моющие и чистящие средства, прутки нелегированные горячекатаные, грузовые вагоны, электрооборудование для двигателей внутреннего сгорания, пневматический и электроинструмент, стекло полированное, пшеница, зернобобовые, жмых и шрот, маргарин.
В 2021 году перечень экспортируемой продукции пополнился новыми позициями - части радио- и телеаппаратуры, газовые турбины, соевое масло рафинированное, чистящие средства, газовые турбины, обои с полимерным покрытием, полиэфирные волокна.
Высока доля саратовских товаров в несырьевом неэнергетическом экспорте России: нитрилы - 97,4 процента, соли фосфатных кислот - 48,6 процента, электрооборудование для двигателей внутреннего сгорания - 45,4 процента, пневматический и электроинструмент - 33,1 процента.
География экспорта Саратовской области обширна и охватывает практически все региональные рынки мира. Основными покупателями являлись страны Ближнего Востока и Африки (доля в общем объеме экспорта области 31,3 процента), страны СНГ (25,7 процента).
Начиная со II квартала 2020 года экономическое развитие Саратовской области, как и всей мировой экономики, определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика области столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.
Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Несмотря на ограничительные меры, благодаря своевременно принятым на федеральном и региональном уровнях мерам поддержки удалось не допустить стагнации сектора малого и среднего предпринимательства региона.
На начало 2022 года в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесены сведения о 72969 действующих субъектах бизнеса области. По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) Саратовская область занимает 6 место в Приволжском федеральном округе и 21 место в Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2022 года среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП, составила 202,2 тыс. человек, снизившись на 14,3 тыс. человек или на 6,6 процента по сравнению с началом 2021 года. При этом сектор самозанятости показал четырехкратный рост - количество действующих на территории региона плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых граждан) на начало 2022 года составило 37,7 тыс. человек.
В результате на начало 2022 года с учетом индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан в бизнесе было занято 287,8 тыс. человек или почти 3-я часть от занятых в экономике региона.
За 2021 год объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона от субъектов малого предпринимательства по специальным налоговым режимам составил 8,3 млрд. рублей, темп роста к уровню 2020 года - 139,6 процента.
По итогам 2020 года доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте составила 30,3 процента, прирост на 2,8 процента по сравнению с 2019 годом. Среди регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Саратовская область поднялась с 6 места на 3 место.
Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости, позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.
Один их важнейших показателей, характеризующий конечный результат производственной деятельности области, - валовой региональный продукт на протяжении многих лет демонстрирует положительную динамику развития.
Саратовская область по объему валового регионального продукта (ВРП) стабильно находится на седьмом месте среди регионов Приволжского федерального округа.
Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области - промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля.
Важной частью современной экономики является потребительский рынок, который характеризуется высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, развитой инфраструктурой.
В сфере торговли сохраняется стабильная ситуация, обеспечившая по итогам 2021 года оборот розничной торговли в целом по области на уровне 449,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 105,3 процента к соответствующему периоду предыдущего года.
Торговая деятельность на территории области осуществляется в 16,3 тыс. стационарных торговых объектах, суммарная площадь которых достигла 2,0 млн. кв. м.
Сложившаяся многоформатная торговая сеть обеспечивает потребность населения на товары и услуги розничной торговли, финансовую и территориальную доступность товаров для населения области.
Максимальное использование имеющегося потенциала региона, реализация в реальном секторе экономики региона крупных инвестиционных проектов позволяет ускорить темпы экономического роста и повысить уровень жизни населения области.
Правительством области уделяется значительное внимание вопросам снижения барьеров при организации бизнеса, создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, повышения деловой и инвестиционной активности.
Совершенствование государственного управления в данной сфере осуществляется путем оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, а также по принципу "одного окна", внедрения системы оценки регулирующего воздействия, осуществления оценки качества проведения исполнительными органами области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов, разработанных министерством экономического развития области, совершенствования исполнения государственных функций в сфере контроля и надзора.
В 2021 году область вошла в группу регионов со "средним" уровнем качества оценки регулирующего воздействия.
Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Алмаз", территория опережающего социально-экономического развития "Петровск";
разработаны новые региональные меры поддержки для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
реализуются механизмы стимулирования инвестиционной деятельности, предусмотренные федеральным законодательством;