(с изменениями на 21 марта 2023 года)
(в ред. распоряжений Правительства Саратовской области от 06.07.2020 N 191-Пр, от 21.03.2023 N 74-Пр)
В целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" (внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях) национального проекта "Образование", создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней на территории Саратовской области:
1. Утвердить:
концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Саратовской области (приложение N 1);
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства Саратовской области от 21.03.2023 N 74-Пр.
2. Определить региональным координатором, ответственным за внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Саратовской области, министерство образования области.
3. Министерству образования области обеспечить проведение мероприятий, связанных с созданием и функционированием целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Саратовской области, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, предусмотренных на указанные цели законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
А.М.СТРЕЛЮХИН
Утверждена
распоряжением
Правительства Саратовской области
от 2 июля 2019 г. N 146-Пр
КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжений Правительства Саратовской области от 06.07.2020 N 191-Пр, от 21.03.2023 N 74-Пр)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 одной из основных задач в сфере образования является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования Саратовской области является внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных организаций. В области разработана Концепция информатизации Саратовской области до 2022 года, основанная на ряде нормативных правовых актов:
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 2036-р;
В сфере образования региональная информатизация имеет своей целью создание условий для реализации современной системы образовательных приоритетов: повышение доступности качественного образования через системное внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в процессы организации и функционирования региональной системы образования, обеспечение их эффективного использования.
Для реализации обозначенной цели должны быть решены следующие задачи:
модернизация системы образования как инструмента социального развития региона;
обеспечение соответствия управления системой образования региона современным мировым стандартам и повышение эффективности управления на всех уровнях;
формирование информационной культуры всех субъектов системы образования региона;
обеспечение инновационного характера образования, повышение его качества на основе развития и расширения использования ИКТ;
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования ИКТ в учебном процессе;
обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг;
развитие у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ.
Модель цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) Саратовской области создается как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения задач образовательного процесса, предоставляющая возможность и право любому участнику образовательного процесса использовать ресурсы информационной системы, заменять их или добавлять новые в соответствии с предусмотренными условиями и правилами.
ЦОС Саратовской области строится на принципах единства, открытости, доступности, конкурентности, ответственности, достаточности и полезности.
Принцип единства понимается как согласованное использование цифровых технологий в единой образовательной и технологической логике.
Принцип открытости предусматривает свободу расширения ЦОС за счет подключения внешних систем и взаимного обмена цифровыми ресурсами.
Принцип доступности определяет отсутствие ограничений для доступа к элементам ЦОС в зависимости от способа подключения.
Принцип конкурентности предопределяет возможность полной или частичной замены ЦОС иными технологиями.
Принцип ответственности понимается как право, обязанность и возможность субъектов самим решать задачи информатизации в зоне своей ответственности.
Цель проекта "Цифровая образовательная среда" - развитие российского цифрового образовательного пространства, увеличение числа обучающихся, получивших доступ к качественным онлайн-курсам, создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В целях обеспечения автоматизации процессов государственного управления в сфере образования и автоматизации процессов управления в образовательных организациях Саратовской области созданы и эксплуатируются следующие информационные системы:
АИС учета контингента обучающихся на всех уровнях системы образования Саратовской области,
АИС "Комплектование ДОУ" - регистрация заявлений в электронной очереди в детские сады,
АИС "Зачисление в ОО" - заявления в школы,
АИС "Электронный журнал и дневник" - система учета успеваемости обучающихся,
АИС "Зачисление в ПОО" - регистрация заявлений в средние профессиональные организации,
АИС "Зачисление в ОДО" - система учета обучающихся по программам дополнительного образования (система находится на стадии запуска).
В совокупности указанные информационные системы уже на сегодняшний день позволяют формировать портфолио ребенка, которое отражает все его достижения на любом уровне образования; достичь повышения эффективности в деятельности органов управления образованием и образовательных организаций, снижения уровня отчетности образовательных организаций, повышения открытости отрасли и прозрачности для граждан государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
В настоящий момент в Саратовской области общее число средств вычислительной техники в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, используемых в учебном процессе, составляет более 21 тыс. единиц, используемых в административно-управленческом процессе, - более 4 тыс. единиц.
В общеобразовательных организациях Саратовской области более 50 процентов компьютерных классов оснащены компьютерным оборудованием старше 5 лет, с учетом предельного срока полезной эксплуатации компьютерного оборудования, составляющего не более 5 лет, большая часть компьютерного оборудования, используемого в образовательных организациях в компьютерных классах в рамках образовательного процесса, устарела. Основная доля такого оборудования приходится на сельские школы.
Все государственные и муниципальные общеобразовательные организации Саратовской области имеют подключение к сети Интернет. 80,16 процента школ имеет доступ к сети Интернет от 512 кбит/с и выше, а 19,84 процента общеобразовательных организаций подключены к сети Интернет со скоростью от 50 до 100 Мбит/с и выше.
В большинстве образовательных организаций созданы локальные вычислительные сети, на базе которых организуется доступ к ресурсам сети Интернет для обучающихся и педагогических работников в кабинетах информатики, учебных аудиториях, в библиотеках. Это более 8 тыс. классов, подключенных к сети Интернет, оснащенных мультимедийным презентационным оборудованием.
В рамках Концепции развития школьных библиотек в Саратовской области проводится работа по внедрению современного программного обеспечения в работу школьных библиотек, введению электронной каталогизации единого информационного и библиотечно-библиографического фонда в целях обеспечения свободного доступа для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимой защиты авторских и смежных прав.
В Саратовской области функционируют 417 библиотек. В настоящее время в государственных и муниципальных библиотеках, обслуживающих несовершеннолетних, создано 400 рабочих мест с доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (из них 82 рабочих места обеспечены средствами информационной защиты, что составляет 20 процентов от общего количества соответствующих рабочих мест).