ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2023 года N 527-П


О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области"

(с изменениями на 19 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 28.03.2024 N 182-П, от 19.06.2024 N 403-П)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области".


2. Признать утратившими силу Постановления Правительства Астраханской области:


- от 26.12.2019 N 556-П "О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области";


- от 25.12.2020 N 661-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П";


- от 02.04.2021 N 116-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П";


- от 24.02.2022 N 57-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П";


- от 24.06.2022 N 280-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П";


- от 31.08.2022 N 408-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П";


- от 28.12.2022 N 716-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П";


- от 27.03.2023 N 108-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П".


3. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 8 сентября 2023 г. N 527-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 28.03.2024 N 182-П)




I. Стратегические приоритеты государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области"



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области"


Астраханская область - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации, где наряду с русскими, составляющими более 60% населения, проживают представители многих народов. Каждый из этих народов обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Многие из них на протяжении веков сложились как этнические общности на территории Астраханской области, и в этом смысле они являются традиционными народами, сыгравшими важную историческую роль в формировании государственного управления, экономики и культурного облика Астраханской области. При объединяющей роли русского народа, ведущем влиянии русской культуры здесь сохраняется и развивается уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.


В регионе активно протекают этнополитические процессы. Наблюдается рост численности национально-культурных общественных объединений со статусом юридического лица. В настоящее время Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области зарегистрировано 40 региональных национально-культурных общественных объединений, функционирует несколько местных отделений и самостоятельных национально-культурных общественных объединений. Исполнительные органы Астраханской области рассматривают эти объединения граждан как партнеров в реализации целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики), оказывают содействие в их социально ориентированной деятельности.


Данные процессы и другие факторы требуют от исполнительных органов Астраханской области должного внимания к проблемам всех народов региона, а не отношения к национальной политике исключительно как к системе мер взаимодействия с мигрантами и национальными меньшинствами.


Актуальна проблема сохранения и развития русской культуры, призванной играть роль скрепляющего и объединяющего начала в этнокультурной жизни России и Астраханской области.


Продолжается приток в регион мигрантов. Это ведет к росту нагрузки на социальную инфраструктуру. При этом остается нерешенной проблема максимально точного учета прибывших и убывших лиц.


Большинство мигрантов-иностранцев - низкоквалифицированные работники, только половина претендующих на проживание в России имеет среднее образование. Они зачастую плохо владеют русским языком, мало кто имеет профессии, востребованные на рынке труда. Несмотря на сокращение потока нелегальной миграции в регион, в миграционной сфере межнациональных отношений сохраняется напряженная ситуация.


Сохраняется некоторая конфликтогенность из-за культурных различий между местным населением и прибывающими в регион жителями южных республик России, не принимающими местные традиции и нормы религиозного и светского поведения или вызывающе ведущими себя в общении с местным населением.


Заметно выросло число членов ряда диаспор из стран Закавказья и Средней Азии. Самоорганизация диаспор в Астраханской области имеет опыт двух десятилетий и представлена национально-культурными обществами. Исполнительные органы Астраханской области активно взаимодействуют с национально-культурными объединениями диаспор, привлекая их к поиску решений наиболее актуальных проблем мигрантов.


В оценке и прогнозировании межэтнических отношений в регионе следует также учитывать негативные политические процессы, происходящие в некоторых регионах России, к которым культурно и исторически тяготеют отдельные народы Астраханской области. Наряду с активной борьбой правоохранительных структур с организованными преступными группировками, создававшимися на этнической основе, это должно ослабить этнократические тенденции, построенные на отрицании принципа законности, социальной справедливости, возрождении архаичных родоплеменных традиций и пропаганде этнорелигиозной отчужденности от общероссийских ценностей.


Конфессиональный состав Астраханской области представлен 30 религиозными исповеданиями, объединяющими 257 приходов и общин.


Среди части активистов некоторых национально-культурных обществ наблюдается некоторое снижение популярности идей российской государственности. Отдельные национально-культурные общественные объединения организуют, как правило, мероприятия исключительно в интересах сохранения и развития языков и культуры национальных меньшинств. В недавнее время наметилась тенденция поддержки с их стороны инициатив по укреплению духовного единства российского народа, что необходимо поддерживать со стороны исполнительных органов Астраханской области и подведомственных им государственных учреждений Астраханской области.


Наблюдается радикализация настроений части молодежи. Это отражено в статистике уголовных преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных и расследованных в регионе. За последние 20 лет среди части молодых людей сформировалось стремление к национально-культурной изоляции, оторванности от традиций русской культуры и общероссийских ценностей.


Обращают на себя внимание тенденции бытового национализма, проявляющиеся в межличностных и групповых конфликтах. На протяжении длительного времени отмечается рост популярности среди молодежи пантюркистской идеологии, а также наличие определенных групп, разделяющих и пропагандирующих через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" сепаратистские взгляды на почве национального и религиозного превосходства. Предпринимаются попытки создать в социальных сетях группы для пропаганды образа общетюркского объединения, борьбы за "чистоту культуры и религии". На этой почве формируются и вбрасываются в молодежную среду через различные источники информации идеи национального и религиозного сепаратизма.


Вышеназванные негативные тенденции создают серьезные риски стабильности межнациональных отношений в регионе. Требуется постоянное совершенствование понимания задач, а также формирование методов, инструментов культурной и национальной политики для решения этих проблем.


Необходимо постоянное внимание исполнительных органов Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им учреждений к формированию и воспитанию у молодежи базовых ценностей, способных скреплять общество.


Наиболее существенное влияние на межэтнические отношения оказывают следующие факторы:


направленная на отрицание российского государства, его культуры, истории и общепризнанных достижений пропагандистская деятельность в отношении жителей региона, прежде всего молодежи;


размывание базовых культурных ценностей, способных скреплять общество, а также традиционных нравственных ориентиров народов региона;


рост радикальных настроений на фоне правового нигилизма и участившиеся случаи совершения преступлений экстремистской направленности;


недостаточная системность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению культуры, истории и традиций народов региона;


распространенность стереотипов в отношении представителей других народов, их культуры и религии;


недостаточная системность мер по социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов.


Потенциальный негатив в этноконфессиональной сфере сдерживается относительно стабильным социально-экономическим положением в стране и в регионе, численным превосходством коренных народов региона над мигрантами извне, стабильной политической обстановкой, сохраняющимся авторитетом власти у населения.


В современных условиях этнический и религиозный факторы становятся полем противостояния идей и мировоззрений, среди которых есть ориентированные на возрождение и укрепление здоровых традиционных нравственных начал культуры, а есть радикальные, нацеленные на раскол общества и ликвидацию существующей социальной организации и государственности.


Ключевыми проблемами, требующими комплексного решения в современных условиях, являются:


формирование и активное распространение узконационального мировоззрения и интересов в противовес общероссийской гражданской идентичности;


тенденция противопоставления религиозной идеологии и догматов существующему общественному порядку и государственной системе;


сложное социокультурное самочувствие русского народа, недостаточная удовлетворенность его этнокультурных потребностей, наличие подобных проблем также у других народов, традиционно проживающих в Астраханской области;


радикализация национальных и религиозных настроений у части молодежи под воздействием расслоения общества и агрессивной пропаганды экстремистских и террористических взглядов посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


недовольство местного, коренного населения прибывающими из-за рубежа трудовыми мигрантами, а также ранее получившими гражданство Российской Федерации лицами, при этом мало связанными в культурном отношении с Россией;


необходимость усиления систематической воспитательной и просветительской работы по формированию гражданского единства ввиду сохраняющейся сложной социально-экономической и этнополитической ситуации.


Эти проблемы определены в общероссийских программно-целевых документах в сфере реализации государственной национальной политики, в Стратегии государственной национальной политики и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344 (далее - Стратегия противодействия экстремизму).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»