ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2023 года N 498-П


О государственной программе "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области"

(с изменениями на 14 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 157-П, от 14.06.2024 N 377-П)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области".


2. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 6 сентября 2023 г. N 498-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 157-П, от 14.06.2024 N 377-П)




I. Стратегические приоритеты государственной программы "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области"



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области"


Обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области и повышение качества управления общественными финансами при безусловном исполнении принятых расходных обязательств достигается:


- путем формирования плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года;


- обеспечения реализации налоговой и бюджетной политики Астраханской области, направленной на поддержание сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Астраханской области;


- формирования необходимой нормативной базы для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики и содержащего показатели финансового обеспечения государственных программ Астраханской области.


В целях формирования бюджетной политики Астраханской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, создание условий для эффективного управления государственными финансами Астраханской области и устойчивости бюджетной системы Астраханской области, на территории региона с 2015 года по настоящее время реализуется план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр.


Указанный план определяет основные направления деятельности исполнительных органов Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов и эффективности расходов бюджета Астраханской области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, совершенствования управления долговыми обязательствами.


Реализация налоговой политики осуществляется с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", обязательств, устанавливаемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Астраханской области в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и приоритетов развития Астраханской области, определенных Губернатором Астраханской области.


Фактическое исполнение консолидированного бюджета Астраханской области по доходам по итогам 2022 года составило 91927,5 млн рублей или 120,5% к уровню 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы составили 65654,1 млн рублей, что на 26,2% выше уровня 2021 года.


Исполнение бюджета Астраханской области по доходам составило 81264,0 млн рублей или 121,5% к уровню 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы составили 54987,9 млн рублей и выросли на 29,1% к уровню 2021 года.


Рост налоговых и неналоговых доходов, прежде всего, объясняется восстановлением экономической активности и ростом цен на углеводороды. Больше всего по сравнению с 2021 годом выросли поступления по налогу на прибыль организаций (+33,7%) и налогу на имущество организаций (+29,8%).


Основными доходными источниками, составляющими в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области около 85%, в долгосрочном периоде являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций.


Налоговая политика Астраханской области ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса в целях увеличения доходной базы региона и создания условий, стимулирующих осуществление инвестиционной деятельности, оказывающей влияние на социально-экономическое развитие региона.


В целях создания благоприятного инвестиционного климата в регионе приняты законы, устанавливающие правовые и экономические гарантии защиты интересов инвесторов, участников региональных инвестиционных проектов, организаций, получивших статус резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа в виде снижения ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории Астраханской области введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.


В целях развития малого и среднего предпринимательства в регионе продлены налоговые каникулы до 2024 года для впервые зарегистрированных предпринимателей по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, а также с 1 июля 2020 года введен налог на профессиональный доход для самозанятых граждан.


Одним из направлений развития инвестиций является привлечение в бюджет Астраханской области инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета. Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены инфраструктурные проекты Астраханской области на 2022 - 2025 годы.


Рост доходного потенциала позволит увеличить уровень бюджетной обеспеченности, повысить в целом устойчивость бюджетной системы Астраханской области и исполнить все расходные обязательства региона в полном объеме.


По итогам 2022 года исполнение расходов консолидированного бюджета Астраханской области составило 86394,7 млн рублей, что на 18,1% выше фактического исполнения 2021 года или 90,7% к годовым назначениям.


Расходы бюджета Астраханской области в 2022 году составили 76085,5 млн рублей или 90,9% к годовым назначениям и 119,8% к уровню 2021 года.


Расходы бюджета Астраханской области формируются на основе государственных программ Астраханской области. Бюджет Астраханской области в 2022 году исполнялся на основе реализации 23 государственных программ Астраханской области, содержащих долгосрочные цели и приоритеты государственной политики во всех отраслях экономики Астраханской области, 14 ведомственных целевых программ, не включенных в состав государственных программ Астраханской области и содержащих цели и задачи соответствующего исполнительного органа Астраханской области, и непрограммных направлений деятельности.


Объем бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Астраханской области, направленных на реализацию государственных программ Астраханской области за 2022 год, составил 76019,5 млн рублей, исполнение запланированных расходов бюджета Астраханской области в рамках государственных программ сложилось в сумме 71492,8 млн рублей или 97,6% к годовым назначениям.


Прогнозирование расходной части бюджета Астраханской области осуществляется в соответствии с задачами, определенными основными направлениями бюджетной политики Астраханской области, и ориентировано на наращивание устойчивости финансовой системы Астраханской области.


Планирование бюджетных расходов на каждый финансовый год осуществляется с учетом необходимости обеспечения в полном объеме первоочередных расходов бюджета Астраханской области и с применением принципа приоритизации расходов. Расходные обязательства Астраханской области формируются на основе реестра расходных обязательств региона, возникающих в результате принятия нормативных правовых актов при осуществлении исполнительными органами Астраханской области полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по совместным предметам ведения. Новые расходные обязательства Астраханской области принимаются исключительно за счет дополнительных доходов бюджета Астраханской области.


Министерством финансов Астраханской области продолжается работа по реализации инициативного бюджетирования в Астраханской области, предусматривающего организацию непосредственного участия населения в определении и выборе проектов, направленных на решение вопросов местного значения, финансируемых за счет расходов местного бюджета с возможным привлечением субсидий из бюджета Астраханской области, инициативных платежей граждан, предпринимателей и юридических лиц.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 157-П)


Приоритетным направлением инициативного бюджетирования является благоустройство территорий муниципальных образований Астраханской области.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 157-П)


Одной из основных проблем в сфере развития и благоустройства территорий муниципальных образований Астраханской области является отсутствие детских игровых площадок, зон отдыха во дворах, площадок для занятий физической культурой и спортом, иных общедоступных объектов физической культуры и спорта и др. Неухоженность территорий общего пользования негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения Астраханской области. Благоустройство указанных территорий будет способствовать решению проблемы создания комфортных условий для проживания населения в Астраханской области и, как следствие, концентрации в регионе человеческого капитала, обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области, повышению туристической привлекательности и привлечению инвестиций.


К преимуществам государственной поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований Астраханской области относятся:


- уменьшение расходов местных бюджетов за счет поступающих инициативных платежей, направляемых на решение конкретных проблем, которые население соответствующих муниципальных образований Астраханской области считает наиболее актуальными;


- рост уровня развития территорий муниципальных образований Астраханской области и удовлетворенность населения деятельностью органов государственной власти Астраханской области.


При реализации государственной программы "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области" (далее - государственная программа) могут возникнуть следующие риски:


- отсутствие или недостаточное количество инициативных проектов в связи с низким уровнем информирования населения о реализуемой практике инициативного бюджетирования;


- отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий государственной программы за счет средств бюджета Астраханской области;


- невозможность обеспечения муниципальными образованиями Астраханской области установленной доли участия в реализации государственной программы за счет средств местного бюджета (в части софинансирования инициативных проектов).


Преодоление рисков может быть осуществлено путем формирования информационной среды для привлечения населения к решению вопросов местного значения, проведения разъяснительных работ, а также устойчивого финансирования практики инициативного бюджетирования на территории Астраханской области.


В целях сокращения долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации в 2017, 2020, 2022 годах осуществлена реструктуризация бюджетных кредитов, ранее предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, с продлением срока погашения задолженности до 01.12.2029.


Одним из показателей долговой устойчивости бюджета является уровень его долговой нагрузки.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 157-П)


За период 2017 - 2021 годов Астраханской области удалось значительно сократить долговую нагрузку в абсолютном и относительном выражении. Государственный долг Астраханской области за указанный период сокращен с 29499,5 до 14828,1 млн рублей по состоянию на 01.01.2022 (с 135,4% от собственных доходов бюджета Астраханской области, полученных за 2016 год, до 34,8% от собственных доходов бюджета Астраханской области, полученных за 2021 год).


На 01.01.2023 государственный долг Астраханской области составил 16113,2 млн рублей или 29,3% относительно собственных доходов бюджета Астраханской области за 2022 год. Долговые обязательства представлены исключительно бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета. Наращивание объема государственного долга в 2022 году обусловлено привлечением из федерального бюджета кредитов на оказание помощи муниципальным образованиям Астраханской области на погашение долговых обязательств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, и финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»