АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2023 года N 2640-па


Об утверждении муниципальной программы "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

(с изменениями на 4 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 461-па, от 26.07.2024 N 2462-па, от 04.10.2024 N 3256-па)




В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:


1. Утвердить муниципальную программу "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (приложение).


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.


3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.


4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска (Кузенкова Р.Б.).



Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин



Приложение



Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 13.09.2023 N 2640-па



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2024 - 2030 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 461-па, от 26.07.2024 N 2462-па, от 04.10.2024 N 3256-па)




Паспорт муниципальной программы "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

Наименование муниципальной программы

"Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Департамент продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДПРиПР)

Соисполнители Программы

МКУ "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска"

Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДКиТ)

Подпрограммы Программы

Не предусмотрены

Обоснование разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";

постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";

распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

Цели Программы

Основная цель - осуществление на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" муниципальной политики по созданию условий для обеспечения экономической и физической доступности товаров и услуг, роста предпринимательской активности и конкуренции в сфере развития многоформатной торговли и услуг.

1. Повышение уровня доступности услуг потребительского рынка для населения.

2. Обеспечение населения товарами и услугами по доступным ценам.

3. Повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов в вопросах защиты прав потребителей.

4. Повышение качества услуг в сфере потребительского рынка.

5. Развитие отраслей потребительского рынка

Задачи Программы

1. Развитие современной инфраструктуры торговой отрасли и сферы услуг, повышение территориальной доступности объектов торговли и услуг.

2. Повышение экономической (ценовой) доступности товаров и услуг для населения.

3. Информирование хозяйствующих субъектов о нормах действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.

4. Формирование и повышение позитивного имиджа предприятий и профессий сферы торговли и услуг.

5. Формирование паспорта отрасли сферы потребительского рынка

Целевые индикаторы и показатели Программы

1. Оборот розничной торговли к предыдущему году в сопоставимых ценах.

2. Оборот общественного питания к предыдущему году в сопоставимых ценах.

3. Оборот бытовых услуг к предыдущему году в сопоставимых ценах.

4. Доля оборота рынков и ярмарок в общем объеме розничного товарооборота.

5. Обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 человек.

6. Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на 1000 человек.

7. Обеспеченность населения оборудованными рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания, оказывающих социально значимые услуги, на 1000 человек.

8. Сокращение количества незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа.

9. Увеличение количества мест в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

10. Количество хозяйствующих субъектов, повысивших уровень правовой грамотности в вопросах защиты прав потребителей.

11. Количество хозяйствующих субъектов, получивших консультации по вопросам защиты прав потребителей

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в 1 этап в период с 2024 по 2030 год

Объемы и источники финансирования

Общий объем средств, направляемых на реализацию Программы, 34040 тыс. руб., в том числе по годам и источникам финансирования (тыс. руб.):

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 461-па)

Годы

Всего

Областной бюджет

Местный бюджет

2024

20520,0

0,0

20520,0

2025

520,0

0,0

520,0

2026

520,0

0,0

520,0

2027

3120,0

0,0

3120,0

2028

3120,0

0,0

3120,0

2029

3120,0

0,0

3120,0

2030

3120,0

0,0

3120,0

Итого:

34040,0

0,0

34040,0

(таблица в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 461-па)

Ожидаемые результаты реализации Программы

Рост удовлетворенности спроса населения в качественных и безопасных товарах и услугах, в том числе местного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности к 2030 году за счет:

1. Увеличения оборота розничной торговли к предыдущему году в сопоставимых ценах до 101,0%.

2. Увеличения оборота общественного питания к предыдущему году в сопоставимых ценах до 101,0%.

3. Увеличения оборота бытовых услуг к предыдущему году в сопоставимых ценах до 100,5%.

4. Увеличения доли оборота рынков и ярмарок в общем объеме розничного товарооборота до 2,75%.

5. Обеспеченности населения площадью торговых объектов на 1000 человек до 2050 м кв.

6. Обеспеченности населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на 1000 человек до 105 посадочных мест.

7. Обеспеченности населения оборудованными рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания, оказывающих социально значимые услуги, на 1000 человек до 19 мест.

8. Сокращения количества незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа на 17 ед.

9. Увеличения количества мест в схеме размещения нестационарных торговых объектов на 21 ед.

10. Участия хозяйствующих субъектов в семинарах по вопросам защиты прав потребителей - 315 ед.

11. Консультирования хозяйствующих субъектов по вопросам защиты прав потребителей - 455 ед.



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА


Состояние потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - городской округ) характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, обеспечивающее условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления.


Развитию торговли и услуг за последние годы способствовали стабильное экономическое положение в городском округе, создание благоприятного инвестиционного климата.


На начало 2023 года на территории городского округа осуществляли деятельность 3546 хозяйствующих субъектов потребительского рынка. Торговая инфраструктура розничной торговли городского округа представлена 1754 торговыми объектами, из них 1151 - магазины, 287 - павильоны, 28 - киоски, 44 - торговые центры и комплексы, 244 - складские помещения общей площадью 145 тыс. кв. м, 411 объектами общественного питания (в том числе мобильными) с суммарным числом посадочных мест более 19 тысяч, 784 объектами бытового обслуживания.


На предприятиях потребительского рынка трудятся порядка 21,7 тыс. человек, что составляет 15,3% от общего количества работников, занятых в экономике городского округа.


В настоящее время инфраструктура торговли городского округа представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли, это - торговые центры, специализированные магазины, универсальные магазины, ярмарки, нестационарные объекты мелкорозничной сети и т.д.


Основным показателем, характеризующим розничную торговлю, является оборот розничной торговли, который по итогам 2022 года составил 118 млрд. руб. при темпе роста в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 95,6%.


Оборот рынков и ярмарок в общем объеме составил 2,72%, что составляет 100% к 2021 году.


За 2022 год на душу населения продано товаров на сумму 565,5 тыс. руб., выше областного показателя на 47,3%.


Важным инструментом в обеспечении стабильной работы признается оптовая торговля. По итогам 2022 года оборот оптовой торговли организаций всех видов экономической деятельности составил 66,4 млрд. рублей, что составляет 98,3% в сопоставимых ценах показателя 2021 года.


В настоящее время в городе, по оценке, сосредоточен 81% оптового оборота области.


Продолжается качественное улучшение сети отраслевых объектов за счет увеличения доли современных предприятий. Субъектами хозяйственной деятельности ведутся работы по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников. В 2022 году открыто и реконструировано 37 объектов за счет частных инвестиций.


В условиях растущей конкуренции предприятия торговли приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров, внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрихкода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".


Решение вопроса в обеспечении населения городского округа доступными и качественными продуктами питания видится через развитие фирменной и ярмарочной торговли.


В городском округе действует розничная сеть региональных товаропроизводителей, которая по состоянию на 1 января 2023 года насчитывала 220 объектов розничной торговли. В структуру фирменной торговой сети входят: магазины, павильоны, отделы, киоски, объекты мобильной торговли (автолавки, купавы), что составляет порядка 43% от общего количества продовольственных объектов торговли. Наибольшее количество объектов фирменной торговой сети имеют: АО "Птицефабрика "Островная", АО "Совхоз "Тепличный", АО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский", АО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат", ООО ТФ "Сахалинский бекон-2", ООО СМПФ "Золотой Теленок", АО "Мерси Агро Сахалин".


Получили дальнейшее развитие ярмарочные форматы торговли, которые востребованы населением, за счет расширения возможности приобретения свежей качественной продукции местных сельхозтоваропроизводителей по ценам производителя. На территории городского округа создано 9 ярмарочных площадок на 494 торговых места. Обеспеченность населения торговыми местами, используемыми при продаже продовольственных товаров на рынках и ярмарках, составляет 309 торговых мест или 136,7% от норматива. В 2022 году на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" проведено 2711 ярмарок, в том числе муниципальных - 363 ярмарки.


Необходимо дальнейшее совершенствование политики по развитию социально ориентированных объектов торговли.


По состоянию на 01.01.2023 на территории городского округа функционирует 33 социальных магазина, в т.ч. в селах Дальнее, Березняки, Синегорск, планировочных районах Луговое, Ново-Александровск, которые обеспечивают на 43 наименования товаров фиксированную торговую наценку. В городском округе реализуются социальный проект "Региональный продукт "Доступная рыба", данный проект позволяет приобретать населению рыбную продукцию с розничной наценкой 15%. В проекте участвует 33 торговых объекта (23 субъекта). В рамках проекта в 2022 году реализовано 197 тонн рыбной продукции.


Проект базируется на обеспечении заключения прямых договоров между хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса и торговли, что определяет доступность конечной цены для населения.


При достаточно высоких темпах развития организаций торговли обеспеченность населения торговыми площадями в разрезе населенных пунктов, а также в развивающихся планировочных районах неравномерна и не всегда отвечает потребностям населения, кроме того, в селах отсутствуют услуги питания и бытового обслуживания населения.


В условиях роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары важными становятся задачи по повышению социальной ответственности бизнеса, формированию общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.


Рост потребительских цен обусловлен высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями, из-за чего происходит неоправданное наращивание цен.


На протяжении ряда лет потребительский рынок характеризуется следующими макроэкономическими показателями развития:


ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

"ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" ЗА ПЕРИОД 2020 - 2022 ГОДОВ

Показатели

Ед. измерения

2020

2021

2022

Оборот розничной торговли в действовавших ценах

млрд. руб.

100,5

107,6

118,0

Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

99,4

101,9

95,9

Оборот розничной торговли на душу населения

тыс. руб.

483,8

468,9

565,5

Доля рынков и ярмарок в общем объеме розничного товарооборота

%

2,48

2,72

2,72

Оборот оптовой торговли в действовавших ценах

млрд. руб.

48,0

58,6

66,4

Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

121,5

105,7

98,3

Оборот общественного питания в действовавших ценах

млрд. руб.

4,9

5,6

7,3

Темп роста оборота общественного питания к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

85,4

116,67

107,4

Оборот бытовых услуг в действовавших ценах

млрд. руб.

4,2

5,0

5,7

Темп роста оборота бытовых услуг к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

87,5

112,6

103,3

Объем бытовых услуг на душу населения

тыс. руб.

20,5

23,3

26,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»