Динамика жилищного строительства в Амурской области по годам
Показатель | Единица измерения | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Всего введено жилых домов | тыс. кв. м | 158,7 | 204,9 | 156,1 | 226,3 | 378,6 |
Число построенных квартир | квартир | 2784 | 3231 | 2183 | 2747 | 5270 |
Индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД), построенные населением | тыс. кв. м общей площади | 36,7 | 60,7 | 68,4 | 113,2 | 162,2 |
Процент ИЖД, построенных населением, от общего ввода жилья | процентов | 23,1 | 29,6 | 43,8 | 50,0 | 42,8 |
Средняя стоимость 1 кв. м жилья | рублей | 56455 | 64000 | 85423 | 106830 | 124193 |
Средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья (без учета ИЖД) | рублей | 43336 | 49726 | 59076 | 91841 | 115845 |
В целом в Амурской области до 2030 года предстоит ввести еще около 2,3 млн. кв. м жилой площади. Для достижения целевого показателя произойдет двукратное в сравнении с 2019 годом увеличение объемов жилья, вводимого коммерческими застройщиками.
Из приведенных в таблице 2 показателей видно, что ввод жилья на территории Амурской области имеет непостоянную тенденцию, но в целом начиная с 2019 года показатели по вводу жилья были выше плановых показателей РП "Жилье".
Существенным фактором, определяющим потребности и спрос на жилье, является обеспеченность жильем жителей Амурской области. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Амурской области ежегодно возрастает и в 2020 году составила 26,0 кв. метра (города - 26,7 кв. метра) по сравнению с 2010 годом (22,2 кв. метра). В 2021 году данный показатель составил 26,4 кв. метра на человека, что, однако, ниже среднероссийского показателя - 26,7 кв. метра. В 2022 году - 28,2 кв. метра на человека, что выше показателя, приходящегося по Дальневосточному федеральному округу, - 25,4 кв. метра на человека.
Для достижения данных целей постановлением Правительства Амурской области от 7 июля 2021 г. N 454 утверждена Концепция развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция), которая определяет основные приоритеты развития жилищного строительства в Амурской области, направленные как на поддержку коммерческой жилой застройки (в том числе в части реализации проектов комплексного развития территории (далее - КРТ) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий") и формирования доступного жилья многоцелевого использования, так и на развитие индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС).
Одним из мероприятий Концепции является создание рынка доступного жилья, которое рассчитано на граждан со средним уровнем дохода, а также на отдельные категории населения, перед которыми у государства есть обязательства по обеспечению жильем.
Таким образом, развитие и поддержка жилищного строительства в Амурской области позволят создать рынок доступного жилья, рассчитанного на граждан со средним уровнем дохода, а также объединить на одной площадке реализации различных действующих государственных механизмов жилищной политики и учет интересов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализация новых направлений в развитии жилищного строительства - подготовка новых территорий с оснащением их коммунальной и иной инфраструктурой с привлечением механизмов инфраструктурного меню позволит обеспечить дальнейшее развитие массового жилищного строительства, а также продвижение института КРТ в крупных городах Амурской области.
Стратегическая задача - реализовать потенциал строительного комплекса Амурской области, что обеспечит основу развития региона и улучшит качество жизни населения, а также в полной мере реализовать основные конкурентные преимущества, такие как широкая ресурсная база, близость к экспортным рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг, необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
Важными компонентами улучшения качества жизни граждан, помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем, являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой. Так, сельский жилой фонд Амурской области существенно уступает по уровню комфорта городскому (удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованных всеми видами благоустройства, в 12 сельских населенных пунктах составляет 39 процентов, в то время как в городах - 81,3 процента). Решение этих задач является приоритетом развития сферы ЖКХ.
В рамках региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2055 годах", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. N 26 (далее - региональная программа капитального ремонта), осуществляется капитальный ремонт 4349 многоквартирных домов (далее - МКД) площадью 14,18 млн. кв. метров (площадь помещений, на которую начисляются взносы), в которых проживают свыше 389,05 тыс. жителей Амурской области, расположенных в 29 муниципальных образованиях Амурской области.
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 40 процентов линейных объектов нуждается в обновлении, ежегодно около 3 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признается аварийными, при этом обновляется не более 1 - 2 процентов.
В 2022 году Амурская область столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений. Развитие и поддержка ЖКХ будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, увеличению спроса на продукцию промышленных производств, а результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды, нового качества инфраструктуры для жизни, работы и отдыха человека - главного капитала нашей страны.