АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2023 года N 2298-па


Об утверждении муниципальной программы "Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

(с изменениями на 26 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па)




В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:


1. Утвердить муниципальную программу "Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (далее - программа) (приложение).


2. Установить срок вступления в действие программы с 01.01.2024.


3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.


4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента экономического развития аппарата администрации города Южно-Сахалинска (Павленко П.И.).



Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин



Приложение



Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 03.08.2023 N 2298-па



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2024 - 2030 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па)




ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.

Наименование программы

"Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (далее - программа)

2.

Ответственный исполнитель программы

Департамент экономического развития аппарата администрации города Южно-Сахалинска

3.

Соисполнители программы

- Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска;

- Департамент внутренней политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска;

- Департамент землепользования города Южно-Сахалинска;

- Департамент информационной политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска;

- Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска;

- Департамент по управлению муниципальным имуществом аппарата администрации города Южно-Сахалинска;

- Департамент продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска;

- Муниципальное казенное учреждение "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска";

- Муниципальное казенное учреждение "Управление информационного обеспечения администрации города Южно-Сахалинска";

- Муниципальное казенное учреждение "Муниципальный центр цифровой трансформации администрации города Южно-Сахалинска"

4.

Подпрограммы программы

Подпрограмма N 1 "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства";

Подпрограмма N 2 "Развитие инвестиционного потенциала"

5.

Обоснование разработки программы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";

4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";

5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

6. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";

7. Закон Сахалинской области от 16.02.2009 N 9-ЗО "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области";

8. Закон Сахалинской области от 31.03.2010 N 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской области";

9. постановление Правительства Сахалинской области от 20.06.2023 N 290 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Экономическое развитие Сахалинской области";

10. постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";

11. постановление администрации города Южно-Сахалинска от 30.11.2022 N 3003-па "Об утверждении Положения об организации проектного управления в администрации города Южно-Сахалинска";

12. распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

(п. 9 в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па)

6.

Цели программы

1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск";

2. Создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций в экономику городского округа "Город Южно-Сахалинск"

7.

Задачи программы

1. Реализация мер адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

2. Развитие информационной и консультативной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; содействие повышению престижа и популяризация предпринимательской деятельности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск";

3. Реализация мер адресной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск";

5. Создание благоприятной административной среды для привлечения внебюджетных инвестиций в экономику городского округа "Город Южно-Сахалинск".

6. Продвижение инвестиционного потенциала городского округа "Город Южно-Сахалинск".

7. Формирование мер финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

8. Развитие муниципально-частного партнерства

8.

Целевые индикаторы и показатели программы

Основные целевые индикаторы программы:

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц;

2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %;

3. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек;

4. Объем инвестиций в нефинансовые активы муниципального образования за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей

9.

Этапы и сроки реализации программы

Реализация программы осуществляется в один этап с 2024 года по 2030 год

10.

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы на 2024 - 2030 годы составит 4493953,7 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования и годам:

     (тыс. рублей)

Год

Средства федерального бюджета

Средства областного бюджета

Средства местного бюджета

Всего

2024

0,0

730399,0

114630,2

845029,2

2025

0,0

575946,2

92302,0

668248,2

2026

0,0

590011,1

81235,0

671246,1

2027

0,0

431919,5

194741,6

626661,1

2028

0,0

418188,6

210843,7

629032,3

2029

0,0

346174,7

205037,2

551211,9

2030

0,0

298057,8

204467,1

502524,9

Итого

0,0

3390696,9

1103256,8

4493953,7

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па)

11.

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемыми результатами реализации мероприятий программы являются:

1. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения - с 1035,53 до 1040,44 единиц;

2. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, - с 48,44 до 49,81%;

3. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, - с 60323 до 63067 человек.

4. Увеличение объема инвестиций в нефинансовые активы муниципального образования за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей, - с 89646,9 до 121873,8 млн. рублей



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Южно-Сахалинск - центр деловой и инвестиционной активности Сахалинской области, обладает выгодным экономико-географическим положением, располагаясь в наиболее освоенной и климатически благоприятной части Сахалина. В связи с реализацией нефтегазовых проектов и освоением энергетических ресурсов сахалинского шельфа город Южно-Сахалинск является центром международного сотрудничества в области нефтедобывающей промышленности.


Естественными характерными преимуществами городского округа в сравнении с другими муниципальными образованиями Сахалинской области является высокая концентрация центрообразующих функций (общественно-деловых, финансовых, научных, информационных и др.). Отраслевое разнообразие и относительно высокая плотность объектов обслуживания при благоприятных условиях доступности обеспечивают высокий потенциальный спрос на услуги постоянного населения и гостей областного центра. Перечисленные преимущества делают Южно-Сахалинск привлекательным с точки зрения развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Вовлечение частных инвестиций в экономику городского округа, создание новых и развитие существующих предприятий малого и среднего бизнеса способствуют становлению прочной основы для устойчивого экономического развития. Развитие малых форм хозяйствования и реализация значительных инвестиционных проектов способствуют обеспечению занятости населения, увеличению налоговых поступлений, развитию конкуренции на рынке товаров, работ и услуг.


За последние пять лет положительная динамика объема инвестиций в основной капитал свидетельствует о стабильной тенденции развития реального сектора экономики (по статистическим данным показатель составил более 380 млрд. рублей).


Ежегодно возрастает роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии городского округа: по состоянию на 1 января 2023 года зарегистрировано более 14 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства; уровень безработицы составляет 0,2%; доля налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета составляет 20,8%.


В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 1 января 2020 года на территории Сахалинской области проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", за период реализации которого количество самозанятых граждан (без учета индивидуальных предпринимателей) в городском округе "Город Южно-Сахалинск" увеличилось в 3,5 раза.


Для эффективной реализации проектов, программ, повышения эффективности межведомственного взаимодействия при осуществлении участниками проектного управления совместной деятельности за счет использования единых подходов проектного управления в администрации города внедрена система проектного управления, механизмы и принципы бережливых технологий. Повышение эффективности процессов в работе позволяет устранять бюрократические барьеры для бизнеса.


В целях развития инвестиционного потенциала в границах Южно-Сахалинска созданы территории опережающего развития "Горный воздух" и "Южная" (ТОР). В рамках ТОР "Горный Воздух" и ТОР "Южная" реализуются инвестиционные проекты с участием 41 резидента. В 2022 году статус резидентов получили 6 компаний. Общий объем инвестиций по проектам составляет 50 млрд. рублей.


В городском округе создана необходимая нормативная правовая база, позволяющая заключать концессионные соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве. Данные механизмы позволяют сочетать преимущества частной деятельности с возможностями эффективного государственного регулирования, что в условиях бюджетных ограничений позволяет обеспечить исполнение в полном объеме социально значимых и первоочередных инфраструктурных проектов.


В настоящее время на условиях концессии реализуются девять инвестиционных проектов.


Действующий институт проведения оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, позволяет исключать и ограничивать избыточные нормы, запреты и ограничения, препятствующие ведению бизнеса.


Анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционного потенциала городского округа, опыт реализации муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и развитию инвестиционного потенциала позволяют выделить конкурентные преимущества, способствующие устойчивому экономическому развитию городского округа "Город Южно-Сахалинск", и отрицательные факторы, препятствующие его развитию.


К объективным конкурентным преимуществам городского округа "Город Южно-Сахалинск" относятся:


1. Инвестиционная привлекательность города Южно-Сахалинска как административного, промышленного, культурного и научно-делового центра Сахалинской области;


2. Выгодное транспортно-логистическое положение города Южно-Сахалинска, как крупнейшего транспортного узла Сахалинской области, включающего пересечение автодорог регионального значения, наличие железнодорожной станции и аэропорта, близость к морским портам;


3. Наличие уникального туристско-рекреационного ресурса;


4. Близость Сахалинской области, административным центром которой является Южно-Сахалинск, к динамично развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона;


5. Ландшафтная уникальность и наличие территории для малоэтажного строительства;


6. Наличие региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и развития инвестиционной деятельности.


7. Расширение и повышение качества деловой среды.


Сдерживающими факторами экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" являются:


1. Трудности в привлечении финансовых ресурсов на реализацию и развитие предпринимательских и инвестиционных инициатив;


2. Необходимость создания, развития и модернизации основных фондов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг;


3. Ограниченный рынок сбыта товаров и услуг.


Существующие негативные факторы значительно сдерживают привлекательность областного центра для частных инвесторов и развития индивидуальной предпринимательской инициативы.


Высокая степень значимости развития предпринимательства и инвестиционной деятельности для стабильного социально-экономического развития городского округа определяет в качестве приоритетного направления муниципальной экономической политики деятельность по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционного потенциала, способствующую достижению национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»