(с изменениями на 26 июля 2024 года)
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (далее - программа) (приложение).
2. Установить срок вступления в действие программы с 01.01.2024.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента экономического развития аппарата администрации города Южно-Сахалинска (Павленко П.И.).
Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 03.08.2023 N 2298-па
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2024 - 2030 ГОДЫ"
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па)
1. | Наименование программы | "Экономическое развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (далее - программа) |
2. | Ответственный исполнитель программы | Департамент экономического развития аппарата администрации города Южно-Сахалинска |
3. | Соисполнители программы | - Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска; - Департамент внутренней политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска; - Департамент землепользования города Южно-Сахалинска; - Департамент информационной политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска; - Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска; - Департамент по управлению муниципальным имуществом аппарата администрации города Южно-Сахалинска; - Департамент продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска; - Муниципальное казенное учреждение "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска"; - Муниципальное казенное учреждение "Управление информационного обеспечения администрации города Южно-Сахалинска"; - Муниципальное казенное учреждение "Муниципальный центр цифровой трансформации администрации города Южно-Сахалинска" |
4. | Подпрограммы программы | Подпрограмма N 1 "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства"; Подпрограмма N 2 "Развитие инвестиционного потенциала" |
5. | Обоснование разработки программы | 4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"; |
(п. 9 в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па) | ||
6. | Цели программы | 1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"; 2. Создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций в экономику городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
7. | Задачи программы | 1. Реализация мер адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; 2. Развитие информационной и консультативной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; содействие повышению престижа и популяризация предпринимательской деятельности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"; 3. Реализация мер адресной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; 4. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск"; 5. Создание благоприятной административной среды для привлечения внебюджетных инвестиций в экономику городского округа "Город Южно-Сахалинск". 6. Продвижение инвестиционного потенциала городского округа "Город Южно-Сахалинск". 7. Формирование мер финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности. 8. Развитие муниципально-частного партнерства |
8. | Целевые индикаторы и показатели программы | Основные целевые индикаторы программы: 1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц; 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %; 3. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек; 4. Объем инвестиций в нефинансовые активы муниципального образования за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
9. | Этапы и сроки реализации программы | Реализация программы осуществляется в один этап с 2024 года по 2030 год |
10. | Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы на 2024 - 2030 годы составит 4493953,7 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования и годам: |
(тыс. рублей) | |||||
Год | Средства федерального бюджета | Средства областного бюджета | Средства местного бюджета | Всего | |
2024 | 0,0 | 730399,0 | 114630,2 | 845029,2 | |
2025 | 0,0 | 575946,2 | 92302,0 | 668248,2 | |
2026 | 0,0 | 590011,1 | 81235,0 | 671246,1 | |
2027 | 0,0 | 431919,5 | 194741,6 | 626661,1 | |
2028 | 0,0 | 418188,6 | 210843,7 | 629032,3 | |
2029 | 0,0 | 346174,7 | 205037,2 | 551211,9 | |
2030 | 0,0 | 298057,8 | 204467,1 | 502524,9 | |
Итого | 0,0 | 3390696,9 | 1103256,8 | 4493953,7 | |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 26.07.2024 N 2478-па) |
11. | Ожидаемые результаты реализации программы | Ожидаемыми результатами реализации мероприятий программы являются: 1. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения - с 1035,53 до 1040,44 единиц; 2. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, - с 48,44 до 49,81%; 3. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, - с 60323 до 63067 человек. 4. Увеличение объема инвестиций в нефинансовые активы муниципального образования за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей, - с 89646,9 до 121873,8 млн. рублей |
Южно-Сахалинск - центр деловой и инвестиционной активности Сахалинской области, обладает выгодным экономико-географическим положением, располагаясь в наиболее освоенной и климатически благоприятной части Сахалина. В связи с реализацией нефтегазовых проектов и освоением энергетических ресурсов сахалинского шельфа город Южно-Сахалинск является центром международного сотрудничества в области нефтедобывающей промышленности.
Естественными характерными преимуществами городского округа в сравнении с другими муниципальными образованиями Сахалинской области является высокая концентрация центрообразующих функций (общественно-деловых, финансовых, научных, информационных и др.). Отраслевое разнообразие и относительно высокая плотность объектов обслуживания при благоприятных условиях доступности обеспечивают высокий потенциальный спрос на услуги постоянного населения и гостей областного центра. Перечисленные преимущества делают Южно-Сахалинск привлекательным с точки зрения развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Вовлечение частных инвестиций в экономику городского округа, создание новых и развитие существующих предприятий малого и среднего бизнеса способствуют становлению прочной основы для устойчивого экономического развития. Развитие малых форм хозяйствования и реализация значительных инвестиционных проектов способствуют обеспечению занятости населения, увеличению налоговых поступлений, развитию конкуренции на рынке товаров, работ и услуг.
За последние пять лет положительная динамика объема инвестиций в основной капитал свидетельствует о стабильной тенденции развития реального сектора экономики (по статистическим данным показатель составил более 380 млрд. рублей).
Ежегодно возрастает роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии городского округа: по состоянию на 1 января 2023 года зарегистрировано более 14 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства; уровень безработицы составляет 0,2%; доля налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета составляет 20,8%.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 1 января 2020 года на территории Сахалинской области проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", за период реализации которого количество самозанятых граждан (без учета индивидуальных предпринимателей) в городском округе "Город Южно-Сахалинск" увеличилось в 3,5 раза.
Для эффективной реализации проектов, программ, повышения эффективности межведомственного взаимодействия при осуществлении участниками проектного управления совместной деятельности за счет использования единых подходов проектного управления в администрации города внедрена система проектного управления, механизмы и принципы бережливых технологий. Повышение эффективности процессов в работе позволяет устранять бюрократические барьеры для бизнеса.
В целях развития инвестиционного потенциала в границах Южно-Сахалинска созданы территории опережающего развития "Горный воздух" и "Южная" (ТОР). В рамках ТОР "Горный Воздух" и ТОР "Южная" реализуются инвестиционные проекты с участием 41 резидента. В 2022 году статус резидентов получили 6 компаний. Общий объем инвестиций по проектам составляет 50 млрд. рублей.
В городском округе создана необходимая нормативная правовая база, позволяющая заключать концессионные соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве. Данные механизмы позволяют сочетать преимущества частной деятельности с возможностями эффективного государственного регулирования, что в условиях бюджетных ограничений позволяет обеспечить исполнение в полном объеме социально значимых и первоочередных инфраструктурных проектов.
В настоящее время на условиях концессии реализуются девять инвестиционных проектов.
Действующий институт проведения оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, позволяет исключать и ограничивать избыточные нормы, запреты и ограничения, препятствующие ведению бизнеса.
Анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционного потенциала городского округа, опыт реализации муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и развитию инвестиционного потенциала позволяют выделить конкурентные преимущества, способствующие устойчивому экономическому развитию городского округа "Город Южно-Сахалинск", и отрицательные факторы, препятствующие его развитию.
К объективным конкурентным преимуществам городского округа "Город Южно-Сахалинск" относятся:
1. Инвестиционная привлекательность города Южно-Сахалинска как административного, промышленного, культурного и научно-делового центра Сахалинской области;
2. Выгодное транспортно-логистическое положение города Южно-Сахалинска, как крупнейшего транспортного узла Сахалинской области, включающего пересечение автодорог регионального значения, наличие железнодорожной станции и аэропорта, близость к морским портам;
3. Наличие уникального туристско-рекреационного ресурса;
4. Близость Сахалинской области, административным центром которой является Южно-Сахалинск, к динамично развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона;
5. Ландшафтная уникальность и наличие территории для малоэтажного строительства;
6. Наличие региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и развития инвестиционной деятельности.
7. Расширение и повышение качества деловой среды.
Сдерживающими факторами экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" являются:
1. Трудности в привлечении финансовых ресурсов на реализацию и развитие предпринимательских и инвестиционных инициатив;
2. Необходимость создания, развития и модернизации основных фондов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
3. Ограниченный рынок сбыта товаров и услуг.
Существующие негативные факторы значительно сдерживают привлекательность областного центра для частных инвесторов и развития индивидуальной предпринимательской инициативы.
Высокая степень значимости развития предпринимательства и инвестиционной деятельности для стабильного социально-экономического развития городского округа определяет в качестве приоритетного направления муниципальной экономической политики деятельность по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционного потенциала, способствующую достижению национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.