ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2023 года N 282-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 883-пп



Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в приложение к постановлению Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 883-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 28 июня 2019 года N 438-пп, от 25 декабря 2019 года N 970-пп, от 19 марта 2020 года N 187-пп, от 24 декабря 2020 года N 1160-пп, от 8 февраля 2021 года N 89-пп, от 9 ноября 2021 года N 1018-пп, от 14 февраля 2022 года N 123-пп, от 27 декабря 2022 года N 1475-пп) следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 14 января 2023 года.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 31 марта 2023 г. N 282-пп



I. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Развитие здравоохранения Оренбургской области" (далее - государственная программа)



1. Оценка состояния сферы реализации государственной программы


Муниципальное устройство Оренбургской области включает в себя 29 муниципальных районов, 13 городских округов, в том числе 8 (61,5 процента) с численностью населения менее 50 тысяч человек. Регион характеризуется низкой плотностью и неравномерностью расселения населения - от 2 до 20 человек на кв. километр.


В общей численности населения 39 процентов составляют лица, проживающие в сельских населенных пунктах. Демографическая ситуация характеризуется естественной и миграционной убылью населения, особенно в сельских территориях.


По прогнозу Федеральной службы государственной статистики и данным паспортов медицинских организаций, население области до 2024 года сократится на 44 тыс. человек по сравнению с показателями за 2019 год. Для обеспечения доступности медицинской помощи актуальны вопросы рационального территориального планирования сети медицинских организаций:


укрупнение зон обслуживания;


объединение и централизация подразделений однотипных, в том числе специализированных, служб с переподчинением соответствующему юридическому лицу.


Оренбургская область согласно Закону Оренбургской области от 15 августа 2008 года N 2367/494-IV-ОЗ "Об утверждении перечня муниципальных образований Оренбургской области и населенных пунктов, входящих в их состав" имеет в своем составе 1720 населенных пунктов. Из этих населенных пунктов, по актуальным данным геоинформационной подсистемы единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, по состоянию на 1 января 2023 года населенных пунктов с числом жителей "0" - 137 (на 1 января 2022 года - 131) и населенных пунктов с числом жителей менее 100 человек - 628 (на 1 января 2021 года - 547).


В Оренбургской области осуществляют деятельность медицинские организации, входящие в структурные подразделения, обслуживающие население с численностью меньше рекомендованной приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении положения "Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и от 27 февраля 2016 года N 132н "О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения".


Сеть медицинских организаций Оренбургской области представлена 78 самостоятельными организациями, к которым относятся 62 больницы (16 городских и 25 районных больниц, 4 областные больницы (в том числе 1 детская), 5 специализированных больниц (1 инфекционная с 4 филиалами и 4 психиатрических), 1 госпиталь ветеранов войн, 1 перинатальный центр, 1 центр медицинской реабилитации, 11 диспансеров, в том числе 9 больничного типа - 5 противотуберкулезных, 2 онкологических (с 3 отделениями), 1 кожно-венерологический, 1 наркологический (с 4 филиалами), а также 2 врачебно-физкультурных диспансера; 4 стоматологические поликлиники; 3 станции скорой медицинской помощи; 2 дома ребенка; 1 станция переливания крови; 1 образовательное учреждение; 5 учреждений особого типа (областной центр медицинской профилактики, медицинский информационно-аналитический центр, бюро судебно-медицинской экспертизы, областной аптечный склад, центр обеспечения деятельности системы здравоохранения).


Первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП) в области оказывают 16 городских и 25 районных больниц, в составе которых 118 поликлиник для взрослых, 40 детских поликлиник, 2 консультативно-диагностических центра для детей, 140 врачебных амбулаторий (далее - ВА), 921 фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП); 4 самостоятельные стоматологические поликлиники; 2 областные больницы, имеющие прикрепленное население.


Население муниципальных районов и городских округов обслуживают 35 врачей общей практики.


В сельских территориях действуют 93 домовых хозяйства в 19 районах области; 59 выездных пунктов скорой медицинской помощи с дислокацией во ВА и ФАП; служба "Мобильный ФАП", оснащенная 43 автомобилями (выезды в 414 сельских населенных пунктов); 44 мобильные бригады (в составе бригад - кардиолог, эндокринолог, невролог, хирург, офтальмолог, гастроэнтеролог, врач функциональной диагностики, медицинский психолог); 37 выездных флюоро- и маммографических установок, в том числе 22 фельдшерско-акушерских, 10 флюорографических, 5 маммографических.


Анализ размещения больничных подразделений в сельских населенных пунктах показывает, что 181 ФАП (на 1 января 2022 года - 168) развернут в сельских населенных пунктах с числом жителей ниже рекомендуемого - менее 100 человек. В населенных пунктах от 100 до 150 человек, то есть с "риском" снижения населения ниже рекомендуемого уровня, развернуто 148 ФАП (на 1 января 2022 года - 136). Из 140 ВА 112 (86,8 процента) размещены в населенных пунктах с числом жителей менее 2000 человек. Из 14 участковых больниц 7 имеют прикрепленное население менее 5000 человек.


Оценка удаленности показала, что из 1433 населенных пунктов, обслуживаемых ФАП, 1069 (74,6 процента) расположены в зоне доступности ПМСП, в том числе 64 (4,5 процента) - на расстоянии 30 километров и более; 300 (20,9 процента) - 6 - 29 километров; 685 (47,8 процента) - до 6 километров; 384 (26,9 процента) - ФАП расположен в населенном пункте.


Специализированная помощь оказывается на базе 11 городских и 7 районных больниц, 10 диспансеров, 5 областных больниц (клинические областные больницы N 1, N 2, N 3, областная детская и областная инфекционная больницы), 4 психиатрических больниц, областной стоматологической поликлиники, а также учреждений негосударственной собственности (санатории, частные учреждения здравоохранения "РЖД-Медицина", общество с ограниченной ответственностью "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс").


Во всех зонах области функционируют 15 первичных сосудистых отделений, региональный сосудистый центр, 7 межмуниципальных центров по оказанию помощи при беременности и родах, включая реанимационно-консультативные центры, 16 травмоцентров 2-го уровня и 1 травмоцентр 1-го уровня, 4 рентгеноперационные, 8 отделений и центров диализной помощи.


Высококвалифицированную и высокотехнологичную помощь оказывают 7 городских и 5 областных больниц, 2 больницы скорой медицинской помощи, 2 онкологических диспансера, областной перинатальный центр, учреждение федерального подчинения Оренбургский филиал федерального государственного автономного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова "Министерства здравоохранения Российской Федерации.


В основу преобразований сети медицинских организаций положены принципы, отраженные в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р.


Преобразования системы здравоохранения сельских территорий региона реализуются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации", где обозначено в качестве одного из принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации обеспечение доступности и качества ПМСП, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.


Оренбургская область характеризуется наличием малых территорий с численностью населения ниже нормативного для организации работы районных больниц. Всего по области 16 районов, в которых проживают от 10 до 20 тысяч человек (в том числе в 6 - от 10 до 13 тысяч), в то время как требуемая численность населения для организации районной больницы составляет от 20 до 100 тысяч человек.


В связи с этим в 2021 году начата реализация регионального проекта "Формирование оптимальной структуры медицинских организаций", которым предусмотрены в том числе:


преобразование структурных подразделений медицинских организаций по оказанию амбулаторной и стационарной помощи детскому и взрослому населению, женщинам, стоматологической помощи путем объединения с образованием одного юридического лица;


преобразование районных больниц и больниц городских округов с образованием "административных центров";


объединение медицинских организаций противотуберкулезной службы.


В 2021 году образованы:


государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Абдулинская межрайонная больница", включающая в себя Матвеевскую и Пономаревскую участковые больницы, с общей численностью обслуживаемого населения 39,7 тыс. человек;


государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сорочинская межрайонная больница", включающая Красногвардейскую участковую больницу, с общей численностью обслуживаемого населения 55,8 тыс. человек;


государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Восточная межрайонная больница" в г. Ясном, включающая Светлинскую и Домбаровскую участковые больницы, с общей численностью обслуживаемого населения 45,1 тыс. человек;


государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Соль-Илецкая межрайонная больница", включающая Акбулакскую участковую больницу, с численностью обслуживаемого населения 63,4 тыс. человек;


государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница города Бугуруслана", в состав которой вошло государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Бугурусланская районная больница", с численностью обслуживаемого населения 58,4 тыс. человек.


При этом обеспечены социальные и экономические выгоды для населения малых территорий:


сохранена структура подразделений ПМСП в связи с увеличением численности обслуживаемого населения до нормативных значений;


вместо разрозненных и маломощных больниц появились многопрофильные медицинские организации со специализированными центрами и отделениями по оказанию помощи при острых сосудистых заболеваниях, сочетанных травмах, онкопатологии, осложненной беременности и родах;


сохранены подразделения медицинских организаций - ФАП, ВА, участковые больницы;


полностью сохранены рабочие места медицинского персонала - врачей, средних медицинских работников, санитарок;


повышена обеспеченность населения врачами, в том числе различных специальностей;


у медицинских работников (врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики, медицинских сестер) появилось больше возможностей для выезда в зону обслуживания;


медицинская организация оказывает более широкий спектр медицинских услуг, в том числе в круглосуточном стационаре, что обеспечивает финансовую стабильность организации;


устранены административные барьеры, движение пациента осуществляется в пределах одной медицинской организации, упрощается процедура прикрепления к медицинской организации;


исключена необходимость взаиморасчетов между медицинскими организациями за оказанные медицинские услуги, использование техники, упрощены механизмы оплаты;


оптимизирована численность административно-управленческого, технического персонала и персонала вспомогательных профессий;


централизован управленческий аппарат, применяются единые подходы в организации работы, снижается вероятность ошибок в принятии управленческих решений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»