В соответствии с Законом Хабаровского края от 21 ноября 2022 г. N 334 "О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Внести изменение в государственную программу Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2012 г. N 195-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев
(в редакции постановления
Правительства Хабаровского края
от 28 марта 2023 г. N 126-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | - | министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее также - министерство, край соответственно) |
Участники государственной программы | - | краевые государственные автономные учреждения в области лесных отношений, подведомственные министерству (далее - лесхозы); краевые государственные казенные учреждения, подведомственные министерству (далее - лесничества) |
Цели государственной программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия |
Задачи государственной программы | - | обеспечение эффективной охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений; обеспечение рационального, многоцелевого и неистощительного использования лесов на территории края при сохранении их биологических функций и биологического разнообразия; обеспечение баланса лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в крае в соотношении 100 процентов |
Подпрограммы | - | в рамках государственной программы реализация подпрограмм не предусмотрена |
Основные мероприятия государственной программы | - | охрана, защита и воспроизводство лесов; создание условий для эффективного и рационального использования лесов; региональный проект "Сохранение лесов"; развитие теплично-питомнического хозяйства Хабаровского края |
Основные показатели (индикаторы) государственной программы | - | лесистость территории Хабаровского края, процент; доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, процент; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на один гектар земель лесного фонда, рубль; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процент; отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в крае, процент (в рамках регионального проекта "Сохранение лесов") |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013 - 2025 годов |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств | - | прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию государственной программы, всего - 18 746,08 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 816,14 млн. рублей, 2014 год - 847,34 млн. рублей, 2015 год - 842,14 млн. рублей, 2016 год - 820,36 млн. рублей, 2017 год - 1 217,17 млн. рублей, 2018 год - 1 363,47 млн. рублей, 2019 год - 1 972,63 млн. рублей, 2020 год - 1 832,06 млн. рублей, 2021 год - 2 007,46 млн. рублей, 2022 год - 1 725,29 млн. рублей, 2023 год - 1 760,66 млн. рублей, 2024 год - 1 763,60 млн. рублей, 2025 год - 1 777,76 млн. рублей из них: средства краевого бюджета - 10 689,19 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 731,17 млн. рублей, 2014 год - 762,37 млн. рублей, 2015 год - 757,17 млн. рублей, 2016 год - 735,39 млн. рублей, 2017 год - 748,96 млн. рублей, 2018 год - 895,26 млн. рублей, 2019 год - 1 270,30 млн. рублей, 2020 год - 1 239,98 млн. рублей, 2021 год - 1 151,80 млн. рублей, 2022 год - 1 605,94 млн. рублей, 2023 год - 238,89 млн. рублей, 2024 год - 269,51 млн. рублей, 2025 год - 282,45 млн. рублей из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета - 7 775,25 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 499,34 млн. рублей, 2014 год - 539,16 млн. рублей, 2015 год - 533,96 млн. рублей, 2016 год - 536,60 млн. рублей, 2017 год - 537,98 млн. рублей, 2018 год - 647,64 млн. рублей, 2019 год - 1 047,37 млн. рублей, 2020 год - 1 014,83 млн. рублей, 2021 год - 934,50 млн. рублей, 2022 год - 1 374,21 млн. рублей, 2023 год - 10,14 млн. рублей, 2024 год - 43,29 млн. рублей, 2025 год - 56,23 млн. рублей, средства федерального бюджета - 3 668,56 млн. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 1 236,90 млн. рублей; 2024 год - 1 209,22 млн. рублей; 2025 год - 1 222,44 млн. рублей внебюджетные средства (по согласованию) - 4 388,33 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 84,97 млн. рублей, 2014 год - 84,97 млн. рублей, 2015 год - 84,97 млн. рублей, 2016 год - 84,97 млн. рублей, 2017 год - 468,21 млн. рублей, 2018 год - 468,21 млн. рублей, 2019 год - 702,33 млн. рублей, 2020 год - 592,08 млн. рублей, 2021 год - 855,66 млн. рублей, 2022 год - 119,35 млн. рублей, 2023 год - 284,87 млн. рублей, 2024 год - 284,87 млн. рублей, 2025 год - 272,87 млн. рублей |
Объем налоговых расходов края в рамках реализации государственной программы | - | предоставление в рамках государственной программы налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам в соответствии с законодательством края не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | сохранение лесистости территории Хабаровского края на уровне 66,6 процентов; сохранение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда на уровне 18,0 процентов; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на один гектар земель лесного фонда до уровня 35,4 рубля; достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 27,2 процента; достижение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в крае на уровне 100,0 процентов (в рамках регионального проекта "Сохранение лесов") |
Государственная программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития края в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса на территории края - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Вносимые изменения в Лесной кодекс Российской Федерации значительно расширили возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако до настоящего времени не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате воздействия неблагоприятных факторов, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины.
Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует в целях дальнейшей интенсификации использования лесов осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры.
В местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, соблюдения требований лесной сертификации.
В связи с недостаточным финансированием на охрану и защиту лесов сохраняются значительные объемы повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающие значительные площади. За 2022 год зарегистрировано 577 лесных пожаров на площади 906,8 тысяч гектаров.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
Площадь погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда составляет 86,72 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составляет 6,37 тыс. гектаров и к 2025 году может сохраниться на прежнем уровне из-за низкого уровня финансирования лесозащитных мероприятий в крае, отсутствия необходимой нормативной технической базы, кадровых проблем. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.
Хабаровский край в силу своего географического расположения, лесорастительных условий и близости к одному из основных зарубежных потребителей лесоматериалов - Китаю является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность контроля использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.
В настоящее время более 85 процентов лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 10 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.
Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы ведения государственного лесного реестра. Необходимо обеспечить ведение государственного лесного реестра на базе единой автоматизированной системы ведения государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного контроля (надзора).
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих в отрасли, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий в рамках государственной программы по развитию лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
Приоритеты и цели краевой государственной политики устанавливаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ). Указом определено решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р, определена следующая цель развития лесного комплекса Российской Федерации - достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.
Достижение поставленной цели предусматривается решением следующих задач:
- повышение эффективности государственного управления лесами;
- гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
- повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
- повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
- обеспечение доступности существующей сырьевой базы;
- обеспечение достоверной актуальной информации о лесных ресурсах в интенсивной (перспективной) зоне освоения лесов;
- повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного комплекса.
В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, со Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, Концепцией экологической безопасности Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства края от 2 октября 2020 г. N 1053-рп, краевая государственная политика в сфере реализации государственной программы основывается на следующих принципах:
- признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
- соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
- многоцелевое и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами.