Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Внести в Положение о реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан в 2023 году, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2021 N 198 "О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2021 N 385, от 30.12.2021 N 1356, от 25.04.2022 N 393, от 30.12.2022 N 1468, от 14.02.2023 N 143), изменение, изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Внести в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1053 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2015 N 498, от 08.05.2016 N 287, от 18.06.2016 N 413, от 03.10.2016 N 705, от 08.02.2019 N 82, от 10.02.2020 N 84, от 08.06.2021 N 441, от 19.02.2022 N 138, от 14.12.2022 N 1324), следующие изменения:
абзац шестой пункта 1.3 изложить в следующей редакции:
"Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются в зависимости от уровня нуждаемости в уходе, установленного по результатам определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, способности гражданина выполнять действия по самообслуживанию.";
приложение N 1 к указанному Порядку изложить в новой редакции (прилагается).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2023 ГОДУ
1.1. Настоящее Положение устанавливает региональную модель системы долговременного ухода, реализуемой в Республике Татарстан в 2023 году; перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода; порядок предоставления социальных услуг, включаемых в социальный пакет долговременного ухода; единые стандарты социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых гражданину, нуждающемуся в уходе, в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме социального обслуживания на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
граждане, осуществляющие уход, - лица из ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей;
уровень нуждаемости в уходе - объем помощи, необходимый гражданину в зависимости от степени ограничений его жизнедеятельности;
социальное сопровождение - содействие гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
2.1. Целью создания системы долговременного ухода является обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи создания системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
3.1. Участниками системы долговременного ухода являются:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, управления (отделы) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальных районах (городских округах) Республики Татарстан (далее - территориальный орган социальной защиты); организации социального обслуживания Республики Татарстан (далее - учреждения социального обслуживания);
Министерство здравоохранения Республики Татарстан, медицинские организации всех форм собственности, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, в части оказания первичной медико-санитарной и стационарной медицинской помощи взрослому населению (далее - медицинские организации);
государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", исполняющий функции регионального координационного центра (далее - координационный центр);
федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан;
негосударственные организации, являющиеся поставщиками социальных услуг и включенные в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан (далее - негосударственные поставщики социальных услуг);
добровольческие (волонтерские) организации и волонтеры, содействующие оказанию социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода;
граждане, осуществляющие уход;
граждане, нуждающиеся в уходе.
4.1. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;
2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;
5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;
6) коллективная ответственность участников системы долговременного ухода за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;
7) конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.