СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 февраля 2023 года N 128-р


Об утверждении стратегии развития креативного кластера на территории Республики Крым

(с изменениями на 26 апреля 2023 года)

(в ред. Распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.04.2023 N 599-р)




В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", подпунктом "г" пункта 4.3.8.2 Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 года N 142, а также в рамках подпрограммы 2 "Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым" Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года N 817:


1. Утвердить:


1.1. Стратегию развития креативного кластера на территории Республики Крым согласно приложению 1.


1.2. Дорожную карту (план мероприятий) согласно приложению 2.


1.3. Основные показатели эффективности деятельности кластера креативной индустрии при различных сценариях согласно приложению 3.


(п. 1 в ред. Распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.04.2023 N 599-р)


2. Утратил силу. - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 26.04.2023 N 599-р.


3. Некоммерческой организации "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства" обеспечить создание креативного кластера.


4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым - министра финансов Республики Крым Кивико И.В.



Председатель Совета министров
Республики Крым
Ю.ГОЦАНЮК



Приложение 1
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 01.02.2023 N 128-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



ВВЕДЕНИЕ


С начала 2000-х годов с креативными индустриями, которые иногда называют также индустриями когнитивными, связываются самые радужные надежды. О них толкуют как о новой модели роста, о "творческом рычаге" производства и даже как о начале цивилизационного сдвига. В России сторонники креативной экономики видят в ней, кроме всего прочего, панацею избавления от ресурсной зависимости.


В Атласе креативных индустрий Российской Федерации дается следующее определение креативной индустрии:


"Креативные индустрии - это экономический сектор, включающий взаимозависимые и взаимопроникающие отрасли в области исследований, разработки и производства товаров и услуг, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и которые обладают потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счет создания и использования интеллектуальной собственности".


Роль креативных индустрий в экономике (мировой опыт):


- экономический рост за счет производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;


- оживление рынка труда за счет создания дополнительных рабочих мест;


- создание товаров для глобальной конкуренции, открытие новых рынков;


- развитие человеческого капитала: привлечение талантливых кадров, создание условий для их роста внутри региона, формирование конкурентного преимущества региона;


- культурное развитие, повышение туристической привлекательности, узнаваемость локальных брендов;


- развитие и редевелопмент территорий.


Средние мировые показатели влияния креативных индустрий в мировой экономике:


- 6,6% - средняя доля сектора креативных индустрий в мировом валовом внутреннем продукте;


- 8 - 12% - средняя доля вклада в валовый внутренний продукт сектора креативных индустрий в развитых странах;


- 15% - среднегодовой рост креативных индустрий до 2019 года.


Важно отметить, что каждую отрасль в России формирует совокупность как частных, так и государственных предприятий, каждое из которых может осуществлять свою деятельность как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Именно совокупность данных предприятий, объединенных в 35 отраслей, формирует креативную индустрию.


Креативная индустрия является важной составляющей мировой экономики, показывающей высокие темпы развития в условиях ограниченности природных ресурсов и замедления экономического роста. Креативность на сегодняшний день является основным источником новых технологий, новых отраслей и других экономических преимуществ.


Именно креативные факторы производства в ближайшей перспективе будут формировать основу нематериальной составляющей добавленной стоимости нового продукта или услуги.



1. ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ КРЫМА, ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА КРЫМА


Крымский полуостров - одно из самых замечательных мест на Земле. Многовековая история Крымского полуострова нашла самое яркое отражение в творении рук человеческих: в памятниках истории и архитектуры. Она представлена многочисленными археологическими, архитектурными и литературными памятниками. Крым сегодня - это уникальный музей под открытым небом, поражающий воображение красотой и роскошью дворцов и парков, развалинами средневековых крепостей и замков, неповторимостью пещерных городов и монастырей. На полуострове пересекались исторические пути множества народов и цивилизаций.


На территории Крыма свыше 11,5 тысячи памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям.


Историко-культурное наследие, духовно-нравственная, социально-психологическая, геополитическая, экологическая и эстетическая среды обитания создают и формируют многомерность социокультурной среды. То есть такой среды, под которой понимают социальное пространство, отражающее условия жизнедеятельности людей, обусловливает их социальное поведение и реализует их участие в культурных связях общества.


Социокультурная среда Крыма в значительной мере формировалась усилиями творческой интеллигенции - писателями, художниками, скульпторами, архитекторами, кинематографистами, создающими в своих произведениях узнаваемый и притягательный образ региона. Крым служил кинематографической площадкой для более чем 300 фильмов.


Важнейшей составляющей социокультурной среды региона является его географический образ, сформированный конкретными природными и культурными объектами, отраженными в сознании людей. Географические образы мотивируют информационно-познавательную, досуговую, творческую деятельность человека. Образы географического пространства изучаются при помощи социологических опросов. Разнообразие и огромное количество исторического наследия сделало Крым огромной лабораторией для различных археологических исследований, изучения условий жизни человека на разных стадиях его развития.


Уникальное сочетание разнообразных форм рельефа и климатических условий на малой территории придают Крыму особую неповторимость, богатство, разнообразие и оригинальность ландшафтов, растительного и животного мира.


Историческая и культурная ценность Крыма состоит из совокупности ресурсов:


1) историко-культурных (пещерные города, монастыри, раскопки древних (тавры, скифы, греки) цивилизаций, крепости);


2) ландшафтных (5 государственных заповедников, 33 заказника, из них 16 общегосударственного значения, 87 памятников природы, 13 из них общегосударственного значения, 10 заповедных урочищ и т.д.);


3) лечебно-минеральных (8 месторождений минеральных вод, 15 месторождений лечебных грязей);


4) территориальных (более 90% рекреационных объектов сконцентрировано на узкой 3-километровой прибрежной полосе моря);


5) созидающие ресурсы (развитие инфраструктуры экологического и социального туризма в сельской местности; развитие системы курортного сервиса в новых прибрежных регионах рекреационного освоения; развитие системы сервиса для неорганизованных отдыхающих; развитие шоу-бизнеса и индустрии развлечений; создание инфраструктуры для элитных видов спорта; внедрение уникальных методов лечения);


6) наличие туристских ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму нетрадиционные формы туризма: спелеологический, скалолазание, конный, велосипедный, дельтапланеризм, горно-пешеходный, винные и охотничьи туры, вертолетные экскурсии, прогулки на яхтах, подводные погружения с аквалангом, научный и автотуризм;


7) тот факт, что национальная структура Крыма состоит из более 100 национальностей и народностей, создает все необходимые предпосылки для развития этнического туризма. Для немецких, болгарских, греческих, крымскотатарских и чешских граждан, чьи предки некогда жили в Крыму, разработаны туры по их исторической родине. Санатории и пансионаты с лечением составляют 28% и расположены преимущественно на Южном берегу Крыма. Все санатории Крыма имеют специализацию, зависящую от особенностей лечебных факторов местности, где они расположены, архитектурных и религиозных памятников полуострова.



2. ЯКОРНЫЕ БРЕНДЫ ПО КРЕАТИВНЫМ ИНДУСТРИЯМ


Якорный бренд - бренд, торговая марка, наименование компании, предназначенный для привлечения в регион (или отрасль креативной индустрии) дополнительного потока туристов, клиентов, а также других компаний для последующей их хозяйственной деятельности в регионе. Как правило, якорным брендом становится узнаваемый бренд.


Для популяризации креативной индустрии Крыма предлагается работа по следующим основным трем направлениям:


1) выявление и популяризация крымских брендов в креативной индустрии;


2) привлечение в Крым для ведения хозяйственной деятельности в качестве "якорных" брендов федерального значения. Их позиционирование с Крымом и участие в резонансных проектах креативной индустрии;


3) создание новых коллективных территориальных крымских брендов и их популяризация. Под данными брендами могут работать многие компании креативных индустрий Крыма, соответствующие разработанным креативным кластером стандартам. Коллективные якорные бренды определены с учетом сильных сторон Крыма и его специализации.


Предлагается пять новых коллективных якорных брендов Республики Крым:


1. Крым - Креативная Республика. Основная идея: Крым - регион, в котором есть все условия для созидания и творчества. Мы являемся потомками и продолжателями дела многих великих творческих людей, которые связаны с Крымом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»