ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 января 2023 года N 53-р


Об утверждении бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период

(с изменениями на 26 января 2024 года)

(в ред. распоряжения Правительства РС(Я) от 26.01.2024 N 62-р)



В соответствии с пунктом 3 и пунктом 6 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 4.2 статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)":


1. Утвердить бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Признать утратившими силу:


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р "Об утверждении бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период";


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2018 г. N 159-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р";


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2019 г. N 227-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р";


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2020 г. N 165-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р";


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 января 2021 г. N 2-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р";


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 января 2022 г. N 45-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р";


распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2022 г. N 605-р "О внесении изменений в приложение N 3 к бюджетному прогнозу Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, утвержденному распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 266-р".


3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 30 января 2023 г. N 53-р



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

(в ред. распоряжения Правительства РС(Я) от 26.01.2024 N 62-р)



Бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 г. N 59 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период".


Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики. Создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ рыночной экономики, требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата.


Учет положений бюджетного прогноза позволит обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития в условиях финансовой стабильности путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере бюджетной, налоговой и долговой политики.



1. Основные итоги развития консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия)


Реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 и 2021 годах происходила с учетом сложившейся экономической ситуации и была направлена главным образом на преодоление последствий пандемии, социальную защиту граждан, а также на создание условий для восстановления и дальнейшего роста экономики республики.


В 2021 году экономика республики восстановилась, за исключением отдельных видов платных услуг (транспортных, бытовых и туристических). Республика формирует 22 процента совокупного объема валового регионального продукта Дальнего Востока и сохраняет лидирующие позиции по объему валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) (далее - ВРП), промышленного производства, инвестиций и налоговых поступлений.


Объем ВРП республики оценивается в 1 662 млрд руб. с реальным ростом на 20,7 процента к 2020 году, что превышает российское значение (оценка) - 105,6 процента.


Значение ИПЦ в 2021 году составило 105,5 процента к 2020 году за счет роста цен на продовольственные товары на 6 процентов, непродовольственные на 4,7 процента, услуги на 5,9 процента. (По РФ ИПЦ январь - декабрь 2021 года - 106,7 процента, ДФО декабрь к декабрю - 107,2 процента).


Численность населения республики на 1 января 2022 года составляет 992,1 тыс. человек с ростом на 10,1 тыс. человек по сравнению с прошлым годом.


Стабилизирован рынок труда республики. Численность занятых увеличилась на 1,6 тыс. человек и составила 466,2 тыс. человек.


Сохраняется реальный рост заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата повысилась по сравнению с 2020 годом на 9,5 процента и составила 84 471,8 рубля. Реальная заработная плата повысилась на 3,8 процента.


По итогам 2021 года доходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) составили 358,3 млрд рублей или 144,3 процента к объему 2018 года. Налоговых и неналоговых доходов поступило 226,5 млрд рублей (135,4 процента к уровню 2018 года).


На долю налоговых поступлений приходится 48 процентов от общего объема доходов бюджета республики, неналоговых доходов - 15,2 процента и безвозмездных поступлений - 36,8 процента.


Согласно данным налоговой отчетности (по состоянию на 01.01.2022) по величине уплаченных налогов за 2021 год в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) лидируют предприятия добычи алмазов (27,9 процента), сырой нефти и природного газа (13,9 процента) и цветных металлов (9,9 процента).


По объему доходов консолидированного бюджета за 2021 год Республика Саха (Якутия) занимает 8 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Дальневосточного Федерального округа. По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 13 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Дальневосточного Федерального округа.


Расходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2021 год исполнены в сумме 319,2 млрд рублей (135,4 процента к уровню 2018 года). Более половины бюджета направлено на финансовое обеспечение социально-культурной сферы.


При исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020-2021 годах обеспечено первоочередное финансирование мероприятий, связанных с предотвращением влияния, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, обеспечение мер по борьбе с лесными пожарами.


В 2021 году объем межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетам из государственного бюджета, составил 90 415,3 млн руб., что на 120,6 процента больше по сравнению с 2018 годом.


За период с 2018 года по 2021 год объем государственного долга Республики Саха (Якутия) уменьшился с 50,6 млрд рублей до 45,6 млрд рублей или на 10 процентов. Снижается отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к ВРП, которое составило в 2018 году - 4,5 процента, в 2019 году - 4 процента, в 2020 году - 4,3 процента, по итогам 2021 года - снизилось до 3,1 процента (оценка).


По итогам 2021 года беспрецедентно снижена долговая нагрузка на государственный бюджет (отношение объема госдолга к налоговым и неналоговым доходам), которая составила 23,9 процента, со снижением на 14 процентных пункта по сравнению с долговой нагрузкой по итогам 2020 года (38 процентов). Показатель долговой нагрузки по итогам 2021 года является минимальным показателем, достигнутым за последние 8 лет. За последние 4 года республике удалось улучшить все параметры долговой устойчивости, в том числе, характеризующие равномерность его погашения и стоимость обслуживания.


По результатам реализации долговой политики за период с 2018 года по 2021 год Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться в группе субъектов Российской Федерации с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета.


По состоянию на 1 января 2022 года в эту группу вошел 61 субъект Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) заняла 35 место по уровню долговой нагрузки среди 84 субъектов Российской Федерации, имеющих государственный долг. Среди регионов Дальневосточного федерального округа Якутия заняла 4 место из 11 субъектов Дальневосточного федерального округа.



Таблица 1



Основные показатели консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия)



млн рублей

Наименование

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

консолидированный бюджет субъекта

в т.ч. бюджет субъекта

консолидированный бюджет субъекта

в т.ч. бюджет субъекта

консолидированный бюджет субъекта

в т.ч. бюджет субъекта

консолидированный бюджет субъекта

в т.ч. бюджет субъекта

темп роста к 2018 г. (%)

консолидированный бюджет субъекта

бюджет субъекта

ДОХОДЫ

248 328,7

219 135,0

249 010,3

220 005,6

275 173,8

249 785,1

358 298,6

320 786,7

144,3

146,4

Собственные доходы

167 350,4

139 175,9

160 176,8

132 183,3

154 080,4

129 374,6

226 518,3

190 228,7

135,4

136,7

Налоговые доходы

132 004,3

112 469,4

132 327,5

111 280,0

140 590,8

119 455,6

171 901,6

148 670,3

130,2

132,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций

52 308,4

52 308,4

40 757,1

40 757,1

44 804,7

44 804,7

60 263,9

60 263,9

115,2

115,2

Налог на доходы физических лиц

38 686,9

24 379,6

42 267,2

26 646,7

43 155,5

27 295,3

46 556,2

29 616,8

120,3

121,5

Акцизы

4 073,2

3 509,2

5 156,6

4 723,5

6 776,0

6 362,5

9 171,5

8 711,6

225,2

248,2

Налог на имущество организаций

15 819,2

15 819,2

16 752,3

16 752,3

24 633,1

24 633,1

25 052,1

25 052,1

158,4

158,4

Налог на добычу полезных ископаемых

15 543,3

15 322,1

21 446,7

21 198,2

15 302,3

15 176,5

23 946,0

23 742,5

154,1

155,0

Земельный налог

630,1

639,0

719,2

812,9

129,0

Транспортный налог

904,6

904,6

957,8

957,8

975,3

975,3

997,7

997,7

110,3

110,3

Прочие налоговые доходы

4 039

226

4 351

244

4 225

208

5 101

286

126

126

Неналоговые доходы

35 346,1

26 706,5

27 849,3

20 903,3

13 489,5

9 918,9

54 616,7

41 558,4

154,5

155,6

Безвозмездные поступления, всего

80 978,4

79 959,1

88 833,6

87 822,3

121 093,5

120 410,6

131 780,3

130 558,0

162,7

163,3

в том числе дотация на выравнивание

43 945,0

43 945,0

46 907,2

46 907,2

51 597,9

51 597,9

51 597,9

51 597,9

117,4

117,4

РАСХОДЫ

235 790,7

208 912,8

251 738,5

221 869,6

276 561,2

248 646,3

319 247,2

287 604,8

135,4

137,7

Общегосударственные вопросы

16 876,1

7 178,0

17 216,5

6 433,1

16 849,8

5 848,6

19 213,6

6 634,5

113,9

92,4

Национальная оборона

80,4

79,5

89,4

87,2

102,5

101,4

107,5

103,4

133,6

130,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4 111,4

3 707,6

4 173,3

3 717,2

3 676,3

3 105,6

4 181,0

3 475,3

101,7

93,7

Национальная экономика

41 689,0

37 487,3

44 769,1

39 565,8

45 993,5

41 005,4

53 861,0

47 665,4

129,2

127,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

33 014,8

27 448,0

36 700,2

31 496,9

40 071,1

35 182,4

52 911,5

46 941,2

160,3

171,0

Охрана окружающей среды

747,3

724,5

966,5

938,5

712,7

694,0

961,8

934,1

128,7

128,9

Образование

72 127,6

46 707,6

76 822,7

49 008,5

77 849,5

51 263,5

86 901,9

58 784,4

120,5

125,9

Культура, кинематография

11 625,3

3 308,8

13 151,1

4 007,9

13 150,2

4 189,9

13 515,0

4 316,8

116,3

130,5

Здравоохранение

12 662,3

12 641,3

11 137,2

11 099,7

23 190,9

22 957,4

26 546,8

26 453,5

209,7

209,3

Социальная политика

36 330,8

35 346,5

37 916,7

37 261,9

46 560,5

45 416,2

51 677,6

50 803,7

142,2

143,7

Физическая культура и спорт

2 870,4

1 517,6

4 486,3

2 940,3

4 129,7

2 796,5

4 887,7

3 298,6

170,3

217,4

Средства массовой информации

1 105,4

1 042,0

1 061,0

1 013,6

1 029,9

983,0

1 372,1

1 326,9

124,1

127,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

2 550,0

2 434,5

3 247,5

3 116,5

3 244,5

3 080,4

3 109,7

2 960,7

121,9

121,6

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

29 289,5

1,0

31 182,6

32 021,9

33 906,0

115,8

Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)

12 538,1

10 222,2

-2 728,2

-1 863,9

-1 387,4

1 138,9

39 051,4

33 181,9

СПРАВОЧНО: Государственный долг на конец периода

50 635,4

49 174,6

49 129,7

45 552,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»