В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 449-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" следующие изменения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области", в целях обеспечения реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640, Правительство Ивановской области постановляет:".
2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"Утвердить государственную программу Ивановской области "Развитие здравоохранения Ивановской области" (прилагается).".
3. Пункт 2 признать утратившим силу.
4. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 449-п
ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
За 12 месяцев 2021 года, по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни в Ивановской области составила 69,0 года (снижение на 1,7 года по сравнению с 2020 годом - 70,7 года).
В 2021 году по сравнению с 2020 годом в Ивановской области отмечен рост показателя общей смертности на 15,9 процента - до 20,5 случая на 1000 населения (в 2020 году - 17,6 случая на 1000 населения).
При этом отмечается снижение уровня младенческой смертности. Показатель младенческой смертности за 2021 год составил 3,2% (24 случая) при плановом значении 3,4%.
Общая заболеваемость населения в 2021 году выросла на 7,1 процента с 183844,7 случая на 100 тыс. населения в 2020 году до 196919,1 случая на 100 тыс. населения в 2021 году. В 2021 году по сравнению с 2020 годом выросла общая заболеваемость по классу болезней органов дыхания (на 3,5 процента). Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Ивановской области снизилась на 0,8 процента.
Отмечено снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) на 100 тыс. населения на 1,6 процента. Показатель в 2021 году составил 181,7 на 100 тыс. населения, в 2020 - 205,8 на 100 тыс. населения.
Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре у взрослого населения, от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом составила в 2021 году 9,7 процента. Часто выявляется низкая мотивированность граждан к прохождению диспансеризации, не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.
В целях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи жителям отдаленных и малонаселенных пунктов используются мобильные медицинские комплексы. Всего функционирует 12 мобильных медицинских комплексов.
С 2020 года в Ивановской области начаты вылеты санитарной авиации.
Медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения Ивановской области, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием. В 2021 году доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, от общего числа данного вида оборудования составила 44 процента.
В Ивановской области наблюдается дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Несмотря на положительную динамику с 2018 года, в 2021 году дефицит врачей в регионе составлял более 480 человек, среднего медицинского персонала - более 960 человек.
Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.
На данный момент не все медицинские организации Ивановской области, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, и далее будут реализовываться в рамках действующих направлений государственной программы "Развитие здравоохранения Ивановской области".
В Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254, определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы соответствуют государственной политике в сфере охраны здоровья, указанной в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Целями государственной политики являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р (далее - Единый план).
Цели Программы и их значения по годам реализации гармонизированы с Единым планом:
цель 1 - снижение смертности населения от всех причин до 14,4 случая на 1000 населения к 2030 году;
цель 2 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
цель 3 - удовлетворенность граждан доступностью медицинской помощи.
Достижение целей государственной политики в области здравоохранения обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения;
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом.
Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируется:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, развитие сети медицинских организаций первичного звена в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
развитие информационных технологий в здравоохранении;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.