На основании Устава Приморского края Правительство Приморского края постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Приморского края от 25 декабря 2019 года N 903-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2020 - 2027 годы" (в редакции постановлений Правительства Приморского края от 27 апреля 2020 года N 378-пп, от 30 июня 2020 года N 574-пп, от 5 ноября 2020 года N 940-пп, от 10 ноября 2020 года N 953-пп, от 23 декабря 2020 года N 1063-пп, от 18 марта 2021 года N 147-пп, от 15 апреля 2021 года N 236-пп, от 11 июня 2021 года N 372-пп, от 9 августа 2021 года N 517-пп, от 29 сентября 2021 года N 643-пп, от 16 ноября 2021 года N 729-пп, от 30 ноября 2021 года N 763-пп, от 25 февраля 2022 года N 96-пп, от 31 марта 2022 года N 187-пп, от 14 апреля 2022 года N 238-пп, от 28 апреля 2022 года N 276-пп, от 3 июня 2022 года N 387-пп, от 16 августа 2022 года N 556-пп, от 26 августа 2022 года N 586-пп от 9 сентября 2022 года N 611-пп) (далее - постановление) следующие изменения:
1.1. Исключить в наименовании и в пункте 1 постановления слова "на 2020 - 2027 годы";
1.2. Заменить в констатирующей части постановления слова "Администрации Приморского края от 30 декабря 2014 года N 566-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края" словами "Правительства Приморского края от 20 апреля 2022 года N 256-пп "О Порядке разработки и реализации государственных программ Приморского края";
1.3. В государственной программе Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2020 - 2027 годы, утвержденной постановлением (далее - государственная программа):
исключить в наименовании государственной программы слова "на 2020 - 2027 годы";
исключить паспорт государственной программы;
изложить разделы I - V государственной программы в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
исключить разделы VI - VIII государственной программы;
изложить приложение N 1 к государственной программе в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
изложить приложение N 2 к государственной программе в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
исключить приложения NN 3 - 11 к государственной программе;
исключить в грифе приложений NN 12 - 13 к государственной программе слова "на 2020 - 2027 годы";
дополнить государственную программу приложением N 14 "Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на осуществление государственной поддержки программ по проектированию туристского кода центра города" в редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
И.о. Первого вице-губернатора
Приморского края -
Председателя Правительства
Приморского края
Д.А.МАРИЗА
1.1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
На территории Приморского края реализация государственной программы Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" (далее - государственная программа) осуществляется в два этапа. Формирование и реализация первого этапа осуществлялись в период 2020 - 2022 годы в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2014 года N 566-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края". С 2023 года осуществляется реализация второго этапа государственной программы в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 20 апреля 2022 года N 256-пп "О Порядке разработки и реализации государственных программ Приморского края".
Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Кроме этого, туризм является инструментом реализации внешней политики государства. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все направления туризма, в том числе экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, спортивный, экстремальный, детский, религиозный, образовательный, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм.
По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно-исторических объектов Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе. В регионе располагаются 184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры; 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 2 океанариума; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных площадок.
Коллективные средства размещения Приморского края (далее - КСР) насчитывают порядка тысячи предприятий с номерным фондом до 69 тысяч койко-мест. Большая часть всех КСР (67%) расположена в трех муниципальных образованиях: Владивостокском, Находкинском городских округах и Хасанском муниципальном округе, и обеспечивает потребность в размещении почти 95 процентов всего турпотока.
Через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с широтными ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.
В Приморском крае зарегистрировано более тысячи предприятий общественного питания. Из них рестораны составляют 7 процентов от общего числа, кафе - 23,5 процента, бары - 11 процентов, столовые - 3 процента, закусочные - 55,5 процента.
В Приморском крае сконцентрированы уникальные природные богатства, что несомненно увеличивает его туристскую привлекательность.
В регионе действует шесть заповедников суммарной площадью 679423 га (4,1 процента территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га. В крае расположены 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8 процента территории края), национальные парки федерального значения: "Удэгейская легенда", "Зов тигра", "Земля леопарда", "Бикин" и работает один природный парк - Хасанский, площадью 35 тыс. га. Национальный парк "Земля леопарда", Дальневосточный морской биосферный заповедник ДВО РАН, Национальный парк "Удэгейская легенда", Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник и о. Петрова в Лазовском заповеднике - входят в список брендовых мест Приморского края.
Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении с регионами российского Дальнего Востока природный экологический туристско-рекреационный потенциал, создающий уникальную возможность для развития в крае системы природно-экологического туризма международного уровня.
Высок потенциал Приморского края и в развитии охотничьего и рыболовного туризма.
Объектами охотничьего туризма являются: копытные - 7 видов животных; пушные звери - 13 видов; полевая дичь - 1 вид; водоплавающая дичь - 3 вида (18 подвидов).
Объектами рыболовного туризма являются: рыбы Японского моря (по видовому многообразию рыб Японское море занимает первое место среди морей Российской Федерации) - 872 вида, из которых 179 видов промысловые; рыбы озер и рек - до 100 видов; животный мир Японского моря - около 700 видов; морские водоросли и травы - около 10 видов.
Помимо богатого природного разнообразия Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорт "Шмаковка", на котором в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов: курорты "Садгород", "Амурский залив", "Приморье", "Океанский", "Лазурный", санатории "Сокол", "Экспресс", детский центр отдыха "Океан" и многие другие санаторно-курортные организации и турбазы.
В Приморском крае имеется более двух тысяч памятников истории и древней культуры, что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма. Среди таких памятников - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, "парк мегалитов" в окрестностях Уссурийска и на территориях других муниципальных образований.
Большой потенциал в Приморском крае имеет развитие этнографического (около пяти компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (свыше 15 объектов), событийного и делового видов туризма.
Основными памятниками истории, градостроительства и архитектуры, монументально-изобразительного искусства, которые широко используются в практике экскурсионной деятельности приморских туристских организаций, являются: памятник В.К. Арсеньеву (г. Арсеньев), Дворец культуры угольщиков (г. Артем), монумент Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917 - 1922 годов (г. Владивосток), Военно-морская крепость Владивосток (уникальный исторический комплекс-памятник фортификационных сооружений мирового значения, не имеющий аналогов в мире).
В Приморском крае зарегистрированы 227 туристских организаций. Кроме того, на территории края осуществляют деятельность представительства, филиалы и обособленные подразделения предприятий г. Москвы, Хабаровского края, Новосибирской области, Камчатского края, Еврейской автономной области.
Анализ состояния сферы туризма в Приморском крае показывает, что в последние 10 лет сфера туризма региона развивалась стабильно и динамично. Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития отрасли, в целом соответствует основным общероссийским тенденциям, характерным для этой сферы.
Начиная с 2012 года туристский поток в Приморском крае показывал стабильную тенденцию к росту: объем въездного потока увеличился к началу 2020 года в 2,8 раза, внутреннего - в 3,1 раза.
По итогам 2019 года поток туристов в регионе составлял более 5 млн человек, в том числе 762,8 тыс. иностранных туристов.
Оборот услуг коллективных и индивидуальных средств размещения по итогам года оценочно составил 22,2 млрд руб., а туристских услуг - 7,4 млрд рублей.
Таким образом расчетная доля туризма в валовом региональном продукте (далее - ВРП) края по итогам 2019 года составила 2,8%, а с учетом сопутствующих отраслей (транспорт, общественное питание, торговля, связь) - 5,9% ВРП.
Поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от предприятий туристской отрасли (туризм, гостиницы, деятельность по организации азартных игр) в 2019 году составили 5,1 млрд рублей, в том числе в виде налогов - 1,9 млрд рублей (прирост 23% в сравнении с 2018 годом), в виде поступлений по страховым взносам - 3,2 млрд рублей (прирост 17% в сравнении с 2018 годом).
Сопутствующие предприятия туристской отрасли (предприятия питания, транспорт, торговля и прочие услуги) принесли в бюджет еще 1,78 млрд рублей налоговых поступлений от деятельности, связанной с обслуживанием туристов.
Однако последствия распространения коронавирусной инфекции (COVID-019) и принятые для ее предотвращения нормативные акты государственных органов, а также введение в отношении России экономических санкций со стороны недружественных государств фактически прекратили экспорт услуг в туризме и повлияли, в том числе, на развитие туристической отрасли внутри страны.