В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях приведения мероприятий и значений показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, транспорта на территории города Барнаула" на 2020 - 2025 годы в соответствие с мероприятиями и индикаторами муниципальных программ администрация города Барнаула постановляет:
1. Внести в постановление администрации города от 19.08.2020 N 1358 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, транспорта на территории города Барнаула" на 2020 - 2025 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:
"2. Комитету по образованию города Барнаула (Муль А.Г.), комитету по культуре города Барнаула (Паршков В.Г.), комитету по физической культуре и спорту города Барнаула (Кобзаренко П.И.), комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (Гармат И.Д.):";
1.2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции (приложение).
2. Комитету информационной политики (Андреева Е.С.) обеспечить опубликование постановления в газете "Вечерний Барнаул" и официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальной политике.
Глава города
В.Г.ФРАНК
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БАРНАУЛА" НА 2020 - 2025 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - "ДОРОЖНАЯ КАРТА")
План мероприятий разработан в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, федеральными законами от 04.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности".
"Дорожная карта" представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию социально значимых учреждений и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры города Барнаула (далее - город) для обеспечения возможности получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения (далее - МГН).
Социальная поддержка инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества.
В соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны принимать надлежащие меры по обеспечению для инвалидов и других МГН равного с другими гражданами доступа к транспорту, объектам социальной инфраструктуры, а также другим объектам и услугам, предоставляемым населению, по формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов и эффективно решать проблемы социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество.
Актуальность решения проблем инвалидов в городе обусловлена их масштабностью. По состоянию на 01.01.2022 в городе проживают 51573 человека, имеющих инвалидность (7,5% от общей численности населения города), из них 3294 - дети-инвалиды (6,4% от общей численности инвалидов).
Формирование условий беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктур на территории города осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовой формы. Необходимость обеспечения доступности отражена в положениях Конвенции ООН о правах инвалидов.
Формирование безбарьерной среды повышает качество жизни не только граждан с ограниченными возможностями здоровья, но и общего уровня комфортности среды для широкого круга людей, в том числе пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности.
Формирование доступной среды для инвалидов и других МГН осуществляется за счет средств федерального, краевого и городского бюджетов.
Адаптация учреждений культуры направлена на обеспечение доступности и возможности их посещения инвалидами и другими МГН. Обустройство входных узлов, санитарно-гигиенических помещений, свободного передвижения внутри учреждений обеспечивает равный доступ к просвещению и участию в культурно-массовых мероприятиях. Для незрячих и слабовидящих граждан в городе имеется одна специальная библиотека, кроме того осуществляется надомное обслуживание данных категорий населения.
В целях вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом необходимы переоборудование, адаптация и организация доступной среды на объектах спортивной инфраструктуры, а также оснащение специализированным спортивным инвентарем и оборудованием.
Адаптация дорожно-транспортной системы города для инвалидов осуществляется за счет установки светофорных объектов, оборудованных звуковыми сигналами для слепых и слабовидящих граждан, установки дорожных знаков 6.4 "Парковка" и 8.17 "Инвалиды". Несмотря на работу низкопольного общественного пассажирского транспорта на маршрутах городской сети, в городе наблюдается недостаточное количество транспорта, имеющего специальные приспособления, обеспечивающие индивидуальную мобильность инвалидов.
Мероприятия по обеспечению доступности зданий (помещений) муниципальных образовательных организаций, муниципальных учреждений культуры, физической культуры и спорта, а также транспортной доступности для маломобильных категорий населения, в том числе детей-инвалидов, реализуются в рамках муниципальных программ города:
"Развитие физической культуры и спорта в городе Барнауле", утвержденной постановлением администрации города от 19.12.2019 N 2114;
"Развитие культуры города Барнаула на 2015 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации города от 07.08.2014 N 1708;
"Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015 - 2025 годы", утвержденной постановлением администрации города от 19.08.2014 N 1802;
"Развитие образования и молодежной политики города Барнаула", утвержденной постановлением администрации города от 25.12.2020 N 2050.
Создание благоприятных условий жизни всех категорий населения является одним из приоритетных направлений развития города.
Целью разработки "дорожной карты" является повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной и транспортной инфраструктур.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
обеспечение доступности дошкольного образования детей-инвалидов;
обеспечение доступности объектов культуры, создание условий для индивидуальной мобильности инвалидов;
обеспечение доступности объектов спортивной инфраструктуры, создание условий, способствующих вовлечению инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
организация транспортной доступности для маломобильных категорий населения, в том числе посредством увеличения количества единиц низкопольного транспорта.
Реализация мероприятий по обеспечению доступности услуг и объектов социальной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других МГН, в том числе детей-инвалидов, предусматривает:
повышение уровня доступности зданий (помещений) муниципальных учреждений культуры, физической культуры и спорта;
увеличение удельного веса учреждений культуры, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества учреждений культуры, в том числе по имеющимся пандусам до 46,0%, по достаточной ширине дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок до 100,0%;
сохранение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, на уровне 5,0% к 2025 году;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, до 23,9% к 2025 году;
сохранение удельного веса муниципальных учреждений спортивной подготовки, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества муниципальных учреждений спортивной подготовки, в том числе наличие:
пандусов - в 30,8% учреждений;
доступных санитарно-гигиенических помещений - в 23,1% учреждений;
достаточной ширины дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок - в 30,8% учреждений;
увеличение доли транспортных средств, приспособленных для перемещения маломобильных групп граждан, в общем количестве подвижного состава общественного транспорта города до 41,0% к 2025 году.
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | Значения показателей | Орган местного самоуправления, ответственный за мониторинг и достижение значений показателей | |||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации | % | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | Комитет по образованию города Барнаула |
2. | Удельный вес учреждений культуры, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества учреждений культуры, в том числе имеются: | Комитет по культуре города Барнаула | |||||
2.1. | пандусы | % | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 | |
2.2. | достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок | % | 100 | 100 | 100 | 100 | |
3. | Удельный вес муниципальных учреждений спортивной подготовки, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества муниципальных учреждений спортивной подготовки, в том числе наличие: | Комитет по физической культуре и спорту города Барнаула | |||||
3.1. | пандусы | % | 30,8 | 30,8 | 30,8 | 30,8 | |
3.2. | доступные санитарно-гигиенические помещения | % | 23,1 | 23,1 | 23,1 | 23,1 | |
3.3. | достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок | % | 30,8 | 30,8 | 30,8 | 30,8 | |
4. | Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения города, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом | % | 23,3 | 23,7 | 23,9 | 23,9 | Комитет по физической культуре и спорту города Барнаула |
5. | Доля транспортных средств, приспособленных для перемещения маломобильных групп граждан, в общем количестве подвижного состава общественного транспорта | % | 35,9 | 37,7 | 39,4 | 41,0 | Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула |