(с изменениями на 28 марта 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335, от 28.02.2022 N 265, от 22.03.2023 N 363, от 28.03.2024 N 516)
В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Правительства Алтайского края от 28.12.2023 N 539 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае", администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", в целях создания условий для развития образования и обеспечения населения города Барнаула качественными и доступными образовательными услугами постановляю:
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.03.2024 N 516)
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие образования и молодежной политики города Барнаула" (приложение).
2. Положения муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики города Барнаула на 2015 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации города от 08.09.2014 N 1924 (в редакции постановления от 01.12.2020 N 1927), не подлежат применению к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу с 01.01.2021.
4. Комитету информационной политики (Андреева Е.С.) обеспечить опубликование постановления в газете "Вечерний Барнаул" и официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальной политике.
Глава города
В.Г.ФРАНК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА БАРНАУЛА"
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335, от 28.02.2022 N 265, от 22.03.2023 N 363, от 28.03.2024 N 516)
Ответственный исполнитель Программы | Комитет по образованию города Барнаула (далее - Комитет) |
Соисполнители Программы | |
Участники Программы | Комитет по делам молодежи администрации города Барнаула; администрация Железнодорожного района города Барнаула (далее - АЖР); администрация Индустриального района города Барнаула (далее - АИР); администрация Ленинского района города Барнаула (далее - АЛР); администрация Октябрьского района города Барнаула (далее - АОР); администрация Центрального района города Барнаула (далее - АЦР); Управление единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула (далее - УЕЗ); Абзац исключен. - Постановление администрации города Барнаула от 22.03.2023 N 363; муниципальные бюджетные (автономные) дошкольные образовательные организации (далее - МБ(А)ДОО); частные дошкольные образовательные организации (далее - ЧДОО); муниципальные бюджетные (автономные) общеобразовательные организации (далее - МБ(А)ОО); частные общеобразовательные организации (далее - ЧОО); муниципальные бюджетные организации дополнительного образования (далее - МБО ДО); муниципальное автономное учреждение "Центр отдыха и оздоровления "Каникулы" (далее - МАУ "ЦОО "Каникулы"); профессиональные образовательные организации (далее - ПОО); образовательные организации высшего образования (далее - ООВО) |
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 22.03.2023 N 363) | |
Подпрограммы Программы | Развитие дошкольного образования в городе Барнауле (приложение 1); Развитие общего образования в городе Барнауле (приложение 2); Развитие дополнительного образования и молодежной политики в городе Барнауле (приложение 3); Организация отдыха и занятости детей в городе Барнауле (приложение 4); Совершенствование системы сопровождения и поддержки педагогических работников в городе Барнауле (приложение 5); Комплексная безопасность в образовательных организациях, МАУ "ЦОО "Каникулы" в городе Барнауле (приложение 6) |
Программно-целевые инструменты Программы | |
Цель Программы | Обеспечение качественного образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики города Барнаула, организация занятости, отдыха и оздоровления детей |
Задачи Программы | Сохранение доли детей дошкольного возраста, охваченных всеми формами дошкольного образования, за счет обеспечения доступности и повышения качества предоставляемой услуги в сфере дошкольного образования; сохранение доли учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО по новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) общего образования, в общей численности учащихся МБ(А)ОО за счет создания в системе общего образования равных возможностей для получения современного и качественного образования; увеличение доли детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, за счет обеспечения доступности и качества предоставления муниципальной услуги в сфере дополнительного образования, развития активной жизненной позиции у молодежи; увеличение доли детей, охваченных различными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего количества учащихся 1 - 10 классов; сохранение доли молодых специалистов, прибывших в МБ(А)ДОО, МБ(А)ОО, МБО ДО и получивших муниципальные льготы, за счет создания условий для развития кадрового потенциала системы образования города Барнаула; увеличение доли учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО, отвечающих современным требованиям безопасности, за счет обеспечения безопасности обучающихся и работников образовательных организаций во время их учебной и трудовой деятельности |
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.03.2024 N 516) | |
Индикаторы Программы | Охват детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет) всеми формами дошкольного образования; доля учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО по новым ФГОС общего образования, в общей численности учащихся МБ(А)ОО; охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами; доля молодых специалистов от общего количества педагогов, прибывших в МБ(А)ДОО, МБ(А)ОО, МБО ДО и получивших муниципальные льготы; доля учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО, отвечающих современным требованиям безопасности, в общей численности учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО; абзац исключен. - Постановление администрации города Барнаула от 22.03.2023 N 363; доля руководящих и педагогических работников МБ(А)ОО, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников МБ(А)ОО; абзац исключен с 1 сентября 2021 года. - Постановление администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335; доля педагогических работников МБ(А)ОО, получивших вознаграждение за классное руководство, в общей численности педагогических работников такой категории; доля учащихся, получающих начальное общее образование в МБ(А)ОО, обеспеченных бесплатным горячим питанием; количество МБ(А)ОО, в которых введены ставки советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и обеспечение их деятельности; доля детей, охваченных различными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего количества учащихся 1 - 10 классов |
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335, от 22.03.2023 N 363, от 28.03.2024 N 516) | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2021 - 2026 годы |
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 22.03.2023 N 363, от 28.03.2024 N 516) | |
Объемы финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы из всех источников составляет - 83811123,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 11206866,8 тыс. рублей; 2022 год - 13603188,3 тыс. рублей; 2023 год - 14674978,9 тыс. рублей; 2024 год - 15101383,4 тыс. рублей; 2025 год - 14469594,8 тыс. рублей; 2026 год - 14755111,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 6077886,4 тыс. рублей, сумма по годам: 2021 год - 1024384,6 тыс. рублей; 2022 год - 1513530,1 тыс. рублей; 2023 год - 1006663,4 тыс. рублей; 2024 год - 806580,9 тыс. рублей; 2025 год - 780525,6 тыс. рублей; 2026 год - 946201,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 49966843,4 тыс. рублей, сумма по годам: 2021 год - 6375359,9 тыс. рублей; 2022 год - 7864304,9 тыс. рублей; 2023 год - 9076288,4 тыс. рублей; 2024 год - 9278719,6 тыс. рублей; 2025 год - 8678516,2 тыс. рублей; 2026 год - 8693654,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города - 21620319,2 тыс. рублей, сумма по годам: 2021 год - 3015830,2 тыс. рублей; 2022 год - 3310210,9 тыс. рублей; 2023 год - 3522232,8 тыс. рублей; 2024 год - 3892800,9 тыс. рублей; 2025 год - 3887271,0 тыс. рублей; 2026 год - 3991973,4 тыс. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников - 6146074,8 тыс. рублей, сумма по годам: 2021 год - 791292,1 тыс. рублей; 2022 год - 915142,4 тыс. рублей; 2023 год - 1069794,3 тыс. рублей; 2024 год - 1123282,0 тыс. рублей; 2025 год - 1123282,0 тыс. рублей; 2026 год - 1123282,0 тыс. рублей. Реализация мероприятий Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края в части финансирования из средств бюджета города Барнаула. Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению в соответствии с решением Барнаульской городской Думы (далее - БГД) о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период |
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.03.2024 N 516) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате реализации Программы к 2026 году ожидается: сохранение охвата детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет) всеми формами дошкольного образования на уровне 100,0%; сохранение доли учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО по новым ФГОС общего образования, в общей численности учащихся МБ(А)ОО на уровне 100,0%; увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами до 78,0%; сохранение доли молодых специалистов, прибывших в МБ(А)ДОО, МБ(А)ОО, МБО ДО и получивших муниципальные льготы, на уровне 1,7%; увеличение доли учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО, отвечающих современным требованиям безопасности, в общей численности учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО, до 89,0%; абзац исключен. - Постановление администрации города Барнаула от 22.03.2023 N 363; сохранение доли руководящих и педагогических работников МБ(А)ОО, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников МБ(А)ОО на уровне 98,8%; абзац исключен с 1 сентября 2021 года. - Постановление администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335; сохранение доли педагогических работников МБ(А)ОО, получивших вознаграждение за классное руководство, в общей численности педагогических работников такой категории на уровне 100,0%; обеспечение 100,0% учащихся, получающих начальное общее образование в МБ(А)ОО, бесплатным горячим питанием; увеличение количества МБ(А)ОО, в которых введены ставки советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и обеспечение их деятельности, до 89 единиц; увеличение доли детей, охваченных различными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего количества учащихся 1 - 10 классов, до 68,5% |
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335, от 28.02.2022 N 265, от 22.03.2023 N 363, от 28.03.2024 N 516) |
Программа разработана с учетом приоритетов государственной образовательной политики и процессов социально-экономического развития города Барнаула.
Важнейшим экономическим приоритетом на современном этапе является поддержка развития образования, повышение его качества и эффективности. Успешность в реализации задач социально-экономического развития города Барнаула во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием.
Муниципальные образовательные организации становятся стартовыми площадками для участия в создании новой экономики, воспитания конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан. Направления их деятельности связаны с модернизацией содержания образования и процессов управления, участием гражданских институтов в оценке качества образования.
В 2019/2020 учебном году в муниципальной системе образования города осуществляют деятельность 257 организаций, в том числе МАУ "ЦОО "Каникулы", и 256 образовательных организаций, из них 151 дошкольная образовательная организация, 85 общеобразовательных организаций, 20 организаций дополнительного образования.
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.03.2024 N 516)
Принятые за последние годы меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования, решаются проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования в городе. Обеспечен 100,0% охват детей в возрасте с 3 лет до 7 лет услугами дошкольного образования. Вместе с тем, проблема доступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет на сегодняшний день остается актуальной. С целью обеспечения в полном объеме местами в дошкольных образовательных организациях детей ясельного возраста необходимо реализовать комплекс мер: от ежегодного строительства новых детских садов до создания условий для организации частных форм дошкольного образования.
Реструктуризация образовательной сети, организация работы базовых школ и школьных округов, создание сети инновационных организаций различного вида, интеграция организаций общего и дополнительного образования детей для обеспечения индивидуализации обучения и социализации выпускников общеобразовательных организаций, ориентирование на продолжение образования и получение профессии обеспечивает всем учащимся, независимо от социального статуса и места проживания, равных условий для получения общего образования.
В муниципальной системе образования города Барнаула функционируют 20 организаций дополнительного образования. 65913 детей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются по дополнительным общеобразовательным программам (71,1% от 92690 детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в городе). С каждым годом растет численность детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Перспектива развития системы образования связана с формированием эффективных воспитательных систем на принципах сотрудничества с семьей, освоения деятельностных технологий, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБ(А)ОО (инклюзивное образование), расширением спектра услуг по дополнительному образованию.
Комитетом реализуются региональные проекты "Современная школа", "Цифровая образовательная среда", "Успех каждого ребенка", "Учитель будущего", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование".
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335)
В рамках проекта "Современная школа" требуется решение важной задачи - переход на односменный режим работы. Новые места открываются за счет строительства новых зданий общеобразовательных организаций, пристроек к зданиям, внутренних резервов (перепрофилирования помещений). В 2019/2020 учебном году работают только в первую смену 29 МБ(А)ОО, при этом 57577 учащихся обучаются в МБ(А)ОО в первую смену, что составляет 71,4% от общего количества учащихся, обучающихся в МБ(А)ОО.
С целью создания условий для получения качественного образования в соответствии с ФГОС общего образования необходимо обеспечить МБ(А)ОО современными профильными кабинетами, компьютерным и интерактивным оборудованием.
В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" с целью повышения качества образования в 2019/2020 учебном году 72 из 85 МБ(А)ОО увеличили скорость подключения интернета до 100 Мб/с.
В рамках проекта "Успех каждого ребенка" в городе ведется работа по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся, которые участвуют во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и других мероприятиях.
В рамках реализации проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в МБ(А)ОО, разработавших и внедривших в образовательную деятельность рабочие программы воспитания обучающихся, планируется увеличение мероприятий патриотической направленности.
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 27.08.2021 N 1335)
Важным периодом для оздоровления учащихся являются летние каникулы. К основным принципам организации оздоровительной кампании относятся: ежегодное увеличение показателей оздоровительной кампании учащихся; максимальное использование муниципальных лагерей в летний период.
Отдых в лагерях дневного пребывания на базе МБ(А)ОО, в загородных оздоровительных лагерях и профильных сменах летом обеспечивается в соответствии с региональным Стандартом безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных лагерях.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательных организаций в современных условиях является приоритетом государственной политики в сфере образования.
С целью обеспечения антитеррористической безопасности 100,0% образовательных организаций, МАУ "ЦОО "Каникулы" оборудованы кнопками тревожной сигнализации, системами противопожарной защиты (далее - СПЗ), 28,0% - системой видеонаблюдения. По всему периметру территорий образовательных организаций установлены ограждения.
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.02.2022 N 265)
Во всех образовательных организациях организован контрольно-пропускной режим.
Вместе с тем, современное материально-техническое состояние образовательных организаций характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, оборудования, инженерных коммуникаций), поскольку большинство зданий построено в период 1950 - 1970 годов.
Особого внимания в муниципальной системе образования требует такое направление, как совершенствование системы сопровождения и поддержки педагогических работников.
В настоящее время остается актуальной проблема наличия педагогических вакансий в образовательных организациях (дефицит кадров составляет 3,0%). Особенно остро эта проблема существует в системе дошкольного образования в связи с высоким процентом выбытия молодых педагогов в течение первого года работы, сокращением количества выпускников педагогических специальностей, увеличением числа педагогов пенсионного возраста.
Вместе с тем, в городе предусмотрены разнообразные формы поддержки молодых педагогов: повышающие коэффициенты в рамках специальной части фонда оплаты труда, единовременная выплата при устройстве на работу, закрепление наставника, участие в конкурсах профессионального мастерства (в номинациях для молодых специалистов), работа Ассоциации молодых педагогов города.