(с изменениями на 30 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 31.03.2015 N 449, от 23.12.2015 N 2492, от 12.05.2016 N 831, от 30.12.2016 N 2531, от 31.03.2017 N 643, от 30.03.2018 N 613, от 29.03.2019 N 483, от 31.03.2020 N 494, от 23.03.2021 N 375, от 28.02.2022 N 240, от 24.03.2023 N 380, от 18.03.2024 N 456, от 30.07.2024 N 1264)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, решением Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года", постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", в целях развития транспортной системы и повышения уровня и качества жизни населения города Барнаула постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015 - 2030 годы" (далее - Программа) (приложение).
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 12.05.2016 N 831, от 18.03.2024 N 456)
2. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту.
(п. 3 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 28.02.2022 N 240)
Глава администрации г. Барнаула
И.Г.САВИНЦЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА БАРНАУЛА НА 2015 - 2030 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 31.03.2015 N 449, от 23.12.2015 N 2492, от 12.05.2016 N 831, от 30.12.2016 N 2531, от 31.03.2017 N 643, от 30.03.2018 N 613, от 29.03.2019 N 483, от 31.03.2020 N 494, от 23.03.2021 N 375, от 28.02.2022 N 240, от 24.03.2023 N 380, от 18.03.2024 N 456, от 30.07.2024 N 1264)
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 18.03.2024 N 456)
Ответственный исполнитель Программы | Комитет по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула (далее - КДХиТ) |
Соисполнители Программы | |
Участники Программы | Администрация Железнодорожного района города Барнаула (далее - АЖР); администрация Индустриального района города Барнаула (далее - АИР); администрация Ленинского района города Барнаула (далее - АЛР); администрация Октябрьского района города Барнаула (далее - АОР); администрация Центрального района города Барнаула (далее - АЦР); ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу (далее - ОГИБДД); предприятия пассажирского электрического, автомобильного и речного транспорта (далее - ПЭАиРТ); учреждение, обслуживающее линии наружного освещения (далее - УЛНО); МБУ "Барнаулгорсвет" г. Барнаула; МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула |
Подпрограммы Программы | |
Программно-целевые инструменты Программы | |
Цель Программы | Повышение уровня и качества жизни населения за счет развития дорожно-транспортной системы |
Задачи Программы | Обеспечение комплексного развития дорожно-транспортной инфраструктуры города; повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах города; организация транспортного обслуживания населения; организация наружного освещения на территории города |
Индикаторы Программы | Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети города; количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100000 населения; удельный вес автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог; доля дорог местного значения города Барнаула, находящихся в нормативном состоянии, в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"; протяженность построенных, капитально отремонтированных и отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения; количество модернизированных тяговых подстанций; протяженность отремонтированных и модернизированных кабельных линий городского электрического транспорта; количество объектов улично-дорожной сети, на которых установлено периферийное оборудование, с целью внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением; количество обновленных единиц подвижного состава городского транспорта в год; доля транспортных средств, приспособленных для перемещения маломобильных групп граждан, в общем количестве подвижного состава общественного транспорта; количество обустроенных остановочных пунктов в год; выполнение расписания от планового количества рейсов, определенных расписанием движения; доля освещенной улично-дорожной сети города в протяженности автомобильных дорог, прошедших техническую инвентаризацию; протяженность линий наружного освещения; протяженность обслуживаемых линий наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности |
Сроки и этапы реализации Программы | 2015 - 2030 годы |
Объемы финансирования Программы | Объем финансирования Программы за счет всех источников в 2015 - 2030 годах составляет 49719966,0 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 1331058,3 тыс. рублей; в 2016 году - 1526508,5 тыс. рублей; в 2017 году - 2490024,3 тыс. рублей; в 2018 году - 2240192,0 тыс. рублей; в 2019 году - 2322505,2 тыс. рублей; в 2020 году - 2590617,8 тыс. рублей; в 2021 году - 2698587,1 тыс. рублей; в 2022 году - 4587368,7 тыс. рублей; в 2023 году - 4234988,4 тыс. рублей; в 2024 году - 4077874,8 тыс. рублей; в 2025 году - 2758158,7 тыс. рублей; в 2026 году - 2896693,8 тыс. рублей; в 2027 году - 3896750,3 тыс. рублей; в 2028 году - 3465571,6 тыс. рублей; в 2029 году - 4465096,6 тыс. рублей; в 2030 году - 4137969,9 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3842077,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1400,0 тыс. рублей; в 2017 году - 638455,5 тыс. рублей; в 2018 году - 637965,0 тыс. рублей; в 2019 году - 690000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 885600,0 тыс. рублей; в 2021 году - 29700,0 тыс. рублей; в 2022 году - 508257,2 тыс. рублей; в 2023 году - 177067,0 тыс. рублей; в 2024 году - 41984,7 тыс. рублей; в 2025 году - 48208,1 тыс. рублей; в 2026 году - 183439,9 тыс. рублей; в 2027 году - 0,0 тыс. рублей; в 2028 году - 0,0 тыс. рублей; в 2029 году - 0,0 тыс. рублей; в 2030 году - 0,0 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета - 8710870,9 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 146744,3 тыс. рублей; в 2016 году - 220251,1 тыс. рублей; в 2017 году - 374553,7 тыс. рублей; в 2018 году - 339212,9 тыс. рублей; в 2019 году - 377445,6 тыс. рублей; в 2020 году - 313216,1 тыс. рублей; в 2021 году - 701254,9 тыс. рублей; в 2022 году - 2126769,5 тыс. рублей; в 2023 году - 1685438,7 тыс. рублей; в 2024 году - 1750360,1 тыс. рублей; в 2025 году - 337812,0 тыс. рублей; в 2026 году - 337812,0 тыс. рублей; в 2027 году - 0,0 тыс. рублей; в 2028 году - 0,0 тыс. рублей; в 2029 году - 0,0 тыс. рублей; в 2030 году - 0,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета города Барнаула - 36163812,1 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 1133379,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1270746,8 тыс. рублей; в 2017 году - 1444909,6 тыс. рублей; в 2018 году - 1232454,1 тыс. рублей; в 2019 году - 1224119,6 тыс. рублей; в 2020 году - 1344327,7 тыс. рублей; в 2021 году - 1768120,8 тыс. рублей; в 2022 году - 1948387,3 тыс. рублей; в 2023 году - 2275005,3 тыс. рублей; в 2024 году - 2227050,9 тыс. рублей; в 2025 году - 2310735,6 тыс. рублей; в 2026 году - 2310968,7 тыс. рублей; в 2027 году - 3829053,5 тыс. рублей; в 2028 году - 3394490,0 тыс. рублей; в 2029 году - 4390460,9 тыс. рублей; в 2030 году - 4059602,3 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 1003205,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 50935,0 тыс. рублей; в 2016 году - 34110,6 тыс. рублей; в 2017 году - 32105,5 тыс. рублей; в 2018 году - 30560,0 тыс. рублей; в 2019 году - 30940,0 тыс. рублей; в 2020 году - 47474,0 тыс. рублей; в 2021 году - 199511,4 тыс. рублей; в 2022 году - 3954,7 тыс. рублей; в 2023 году - 97477,4 тыс. рублей; в 2024 году - 58479,1 тыс. рублей; в 2025 году - 61403,0 тыс. рублей; в 2026 году - 64473,2 тыс. рублей; в 2027 году - 67696,8 тыс. рублей; в 2028 году - 71081,6 тыс. рублей; в 2029 году - 74635,7 тыс. рублей; в 2030 году - 78367,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети города по отношению к 2017 году до 19,0%; снижение количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100000 населения (не более 6 человек); увеличение удельного веса автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог, до 53,1%; увеличение доли дорог местного значения города Барнаула, находящихся в нормативном состоянии, в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", до 85,1%; увеличение протяженности построенных, капитально отремонтированных и отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения до 216,3 км; увеличение протяженности отремонтированных и модернизированных кабельных линий городского электрического транспорта до 30,9 км; увеличение количества объектов улично-дорожной сети, на которых установлено периферийное оборудование, с целью внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, не менее 44 ед.; обновление 277 единиц подвижного состава городского транспорта; обустройство 49 остановочных пунктов; выполнение расписания от планового количества рейсов, определенных расписанием движения, не менее 85,0%; увеличение доли транспортных средств, приспособленных для перемещения маломобильных групп граждан, в общем количестве подвижного состава общественного транспорта, до 41,5%; увеличение доли освещенной улично-дорожной сети города в протяженности автомобильных дорог, прошедших техническую инвентаризацию, до 63,5%; увеличение протяженности линий наружного освещения до 858,4 км; увеличение протяженности обслуживаемых линий наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, до 905,8 км |
Одним из приоритетных направлений развития города Барнаула является повышение уровня благоустройства, создание безопасных и комфортных условий для проживания жителей краевого центра.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения являются важнейшей составной частью транспортной системы города Барнаула. Увеличение парка автомобилей требует расширения существующих дорог, а также строительства новых альтернативных магистралей.
Транспортная инфраструктура должна обеспечивать комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок.
Сегодня одним из важнейших вопросов городского округа является обеспечение безопасности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в городе Барнауле остается высоким. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются недостаточная эффективность системы обеспечения безопасности дорожного движения, низкая дисциплина участников дорожного движения, увеличение частного автопарка.
Предлагается комплекс мер, включающих в себя улучшение качества дорожной инфраструктуры, в том числе за счет безопасных элементов (ограждения, дорожная разметка, дорожные знаки, перекрестки с круговым движением и т.д.), повышение качества контроля за соблюдением правил дорожного движения, в том числе с использованием автоматических средств фото- и видеофиксации нарушений, усиление контроля за деятельностью автоперевозчиков (соблюдение режимов труда и отдыха, лицензионных условий, технической исправности автопарка), пропаганда безопасного вождения.
Автомобильный транспорт, как один из самых распространенных и мобильных видов транспорта, требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на них.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для приведения их в состояние, соответствующее нормативным требованиям, необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
строительство автомобильных дорог;
комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог;
капитальный ремонт автомобильных дорог - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильных дорог, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категорий автомобильных дорог, при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, не изменяются границы полосы отвода автомобильных дорог.
Состояние сети дорог зависит от своевременности, полноты и качества выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту дорожных покрытий.
Постоянный рост интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств, несоблюдение межремонтных сроков приводят к накоплению количества неотремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение ремонта.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения (далее - БДД) прочно заняла место в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем Российской Федерации и города Барнаула в частности.
Основными недостатками БДД города Барнаула являются:
низкая пропускная способность улиц;
слабая развитость сети надземных и подземных пешеходных переходов;
необеспеченность улично-дорожной сети необходимым количеством технических средств организации дорожного движения, в том числе светофорными объектами, дорожными знаками;
отсутствие проектов организации дорожного движения;
недостаточное количество тротуаров, остановочных пунктов, а также их содержание в непригодном для движения пешеходов и транспорта состоянии.
В результате проведенного анализа дорожно-транспортных происшествий, зафиксированных на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, установлено, что отсутствие или неправильное применение технических средств организации дорожного движения является сопутствующим фактором 32% всех дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Мероприятия по установке новых, замене и модернизации существующих технических средств организации дорожного движения должны позволить переломить негативную тенденцию к возрастанию тяжести и количества ДТП на территории города Барнаула.
Ежегодно на улично-дорожной сети города Барнаула совершаются около 2000 ДТП, в которых погибают около 70 и получают травмы различной степени тяжести более 2000 человек. Особенно тревожным является то, что растет количество аварий с участием детей.
В целях предотвращения и снижения количества ДТП с участием пешеходов, а также детского дорожно-транспортного травматизма необходимо применять комплексные меры обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, в 2013 году в рамках реализации муниципальной программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Барнауле на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением администрации города от 05.09.2012 N 2508:
произведено устройство 7 светофорных объектов;
модернизирован 1 светофорный объект;
установлено 1228 дорожных знаков;
выполнено 12712 работ по обслуживанию дорожных знаков;
нанесено 550,9 км продольной и 38,2 тыс. кв. м поперечной разметки;
передано на обслуживание 5 светофорных объектов;
обновлено 10 единиц пассажироперевозящего транспорта.
Город Барнаул является крупным транспортным узлом Сибири. Автомобильные магистрали города имеют выход на дороги федерального и территориального значения, стратегически важная железнодорожная магистраль Новосибирск - Барнаул - Алма-Ата - Ташкент обеспечивает взаимодействие Сибири с Казахстаном и Средней Азией, воздушные линии связывают Барнаул со многими городами России, ближнего и дальнего зарубежья.