ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2022 года N 661-п


О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области"



В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу 01.01.2023.



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 17.11.2022 N 661-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области"


1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Ивановской области


Государственная программа Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса Ивановской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, а также показатели их результативности.


Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - играют важную роль в обеспечении устойчивого функционирования экономики Ивановской области и способствуют укреплению продовольственной безопасности региона.


В многоотраслевой структуре регионального агропрома функционируют 134 сельскохозяйственные организации, 72 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 292 фермерских хозяйства и более 120 тысяч личных подсобных хозяйств населения.


В сложных агроклиматических условиях и в рамках ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий, по предварительным данным в 2021 году, составил 94,3% по отношению к уровню 2020 года. Индекс производства продукции растениеводства - 84,2%, что существенно ниже уровня предыдущего года с учетом рекордных показателей 2020 года и в связи с засухой в летний период. Индекс производства продукции животноводства в 2021 году составил 101,4% по отношению к уровню 2020 года.


По оценке Департамента сельского хозяйства Ивановской области и предварительным данным Федеральной службы государственной статистики в 2021 году, аграриями региона закрыта значительная часть внутреннего потребления молочной продукции (на 75%), почти на 45% закрыта потребность в мясных изделиях (по сравнению с уровнем 2020 года самообеспеченность по мясу увеличилась на 5,5%), птицефабрики региона полностью обеспечивают потребности населения в яичной продукции (+10,7% к уровню 2020 года). Уровень самообеспечения по картофелю составляет 65%, по овощам - почти 35%.


По итогам хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций за 2021 год на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составила 10,9%.


Среднемесячная начисленная заработная плата в 2021 году по сельскохозяйственным организациям всех категорий в Ивановской области составила 27262,40 рубля, что выше показателя 2020 года на 7%. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2021 года составила 30547,90 рубля, что на 13% выше аналогичного показателя предыдущего года.


По данным Федеральной службы государственной статистики индекс производства пищевых продуктов в 2021 году составил 93,5% к уровню 2020 года. На ситуацию в пищевой и перерабатывающей промышленности повлияла нестабильность рынка сырого молока и снижение покупательской способности населения.


Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:


неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей;


технико-технологическое отставание отрасли из-за низкого уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства;


вывод из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площадей пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот;


недостаток высококвалифицированных кадров и рабочих массовых профессий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;


технологическая зависимость отечественного агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 993-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.


Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:


обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;


развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;


развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;


развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе.


Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса, соответствующие стратегическим целям социально-экономического развития Ивановской области:


повышение продовольственного самообеспечения Ивановской области;


создание условий для достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства;


повышение качества жизни населения Ивановской области.


Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение стратегической цели обеспечения продовольственной безопасности, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели:


достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия. Достижение указанного целевого показателя в основном обеспечивается в рамках региональных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" и "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения";


обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечено в основном в рамках реализации региональных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" и "Развитие сельского туризма";


реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечиваться в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса".


К концу II этапа реализации государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:


цель 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 112,9% к уровню 2020 года";


цель 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 103% к уровню 2020 года";


цель 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 40000 рублей";


цель 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,01 млрд долларов США к концу 2024 года".


Участие муниципальных образований Ивановской области в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации порядков предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области по различным направлениям государственной поддержки, включенных в Государственную программу, и заключения соглашений между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.



3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 993-р, и Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п.


В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являясь одним из основных развивающихся направлений экономики региона, и оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области, что является в долгосрочной перспективе первостепенной задачей.


Наиболее важными задачами в сфере реализации государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.


Основными задачами Государственной программы и ее структурных элементов по достижению поставленных целей являются:


увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;


обеспечение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне не менее 10% ежегодно;


создание условий для привлечения кредитных ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»