ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 июня 2017 года N 339-рп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 22 МАРТА 2013 ГОДА N 101-РП "О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 3 ноября 2022 года N 679-рп
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2015 года N 46-оз "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2015 года N 437-п "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2015 года N 763-рп "О корректировке стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года":
Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года" следующие изменения:
1. Заголовок изложить в следующей редакции:
"О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2030 ГОДА".
2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) (приложение 1);
план мероприятий по реализации Стратегии - 2030 (приложение 2);
итоги общественного этапа корректировки Стратегии - 2030 (приложение 3).".
3. В пунктах 2, 3 слова "("дорожными картами")" исключить.
4. Приложения 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 22 марта 2013 года N 101-рп
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2030 ГОДА
Введение
Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Стратегия - 2030) дает ответы на стоящие перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой (далее также - Югра, автономный округ) вызовы времени, заключающиеся в необходимости ухода от монопрофильной специализации за счет создания новых механизмов экономической диверсификации, внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников экономических отношений, развития институтов гражданского общества, реализации новой промышленной политики, национальных предпринимательской и технологической инициатив.
Важные ориентиры для развития как всего мирового сообщества, так и отдельных стран и регионов, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, сформулированы в виде 17 Целей устойчивого развития на 2016 - 2030 годы, принятых на 70 сессии Генассамблеи ООН 25 сентября 2015 года, которые пришли на смену Целям развития тысячелетия (2000 - 2015) и будут определять повестку дня в следующие 15 лет. Все заявленные цели нашли отражение в Стратегии - 2030.
Амбициозные задачи инновационного развития экономики Югры требуют новых подходов.
Методологическая особенность Стратегии - 2030 - это применение новых научных методов к отбору приоритетных направлений развития, основанных на анализе экономической роли отдельных отраслей в экономике. Для этого были применены методы мультипликативного анализа (анализ влияния изменений в отдельной отрасли экономики на экономику региона или страны в целом) и анализа производительности отдельных видов экономической деятельности.
Еще одна методологическая особенность - это зонирование территории в интересах оптимизации государственного управления. В условиях обширных пространств России зонирование (как и районирование) является естественным научно-прикладным методом государственного управления, основанным на гибком подборе инструментов государственной экономической и социальной политики для территорий с различными природными и социально-экономическими условиями.
Также в Стратегии - 2030 применен принцип маркетингового мышления и связанная с ним парадигма кластерного развития, позволяющие определить механизмы обеспечения конкурентоспособности экономики. Маркетинговое мышление требует перезагрузки системы кластеров, заявленных в целеполагающих документах Югры. Предложены варианты развития межотраслевых кластеров, как наиболее эффективные для генерации инноваций.
Стратегическая цель развития Югры - это повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.
При этом, актуальные в современных условиях задачи группируются в 3 приоритетных блока.
Первый блок - это формирование новой модели "умной экономики", основанной на инновационной трансформации нефтедобывающей отрасли, внедрении маркетингового мышления как основы диверсификации и становлении автономного округа технологическим плацдармом России в освоении Севера и Арктики.
Второй блок - это формирование глобально конкурентоспособного человеческого капитала: достижение мирового уровня конкурентоспособности специалистов за счет профессиональной подготовки, создание условий для хорошего состояния здоровья и высокой продолжительности жизни, культурного и духовно-нравственного развития; обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, а также их комплексного социально-экономического и культурного развития.
Третий блок задач - это создание условий для формирования благоприятной окружающей среды, основанное на прорывном развитии инновационных технологий "зеленой нефтедобычи" и управлении отходами, формирование и внедрение рациональных стандартов природопользования во имя сохранения природного потенциала Югры для будущих поколений.
Эффективное управление социально-экономическим развитием будет опираться на принципы бережливого производства и зональный подход как пространственную форму реализации концепции "Бережливый регион", развитие гражданского общества, эффективной государственной и муниципальной службы. Одним из инструментов реализации Стратегии - 2030 станет комплексный маркетинг и брендинг территории.
Югра как молодой регион, десятилетиями привлекавший людей с активной жизненной позицией, является одним из лидеров по развитию гражданского общества.
Стратегия - 2030 опирается на лучшие качества и ценности югорчан.
Югра стремится быть лучшим местом для постоянного проживания людей и развиваться как регион-локомотив роста российской экономики, центр развития для других регионов, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.
Стратегия - 2030 разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, соответствует основным документам стратегического планирования Российской Федерации, в том числе Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указу Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2035 года и другим документам.
Стратегия - 2030 отвечает вызовам социально-экономического развития автономного округа, актуальной нормативной правовой базе и новейшим методическим и методологическим научным подходам, применяемым в мировой практике стратегического планирования.
1. Оценка достигнутых результатов социально-экономического развития
1.1. Результаты комплексного анализа социально-экономического развития. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность
Югра входит в число субъектов Российской Федерации (далее также РФ) с наилучшими демографическими показателями (по коэффициенту рождаемости 10-ое место, по коэффициенту естественного прироста населения 6-ое место), показатели рождаемости превышают показатели смертности населения в 2,6 раза. По итогам 2015 года численность постоянного населения составила 1619,4 тыс. человек, ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 72,6 года (в среднем по России - 71,6), среднегодовая численность занятых в экономике - 914,6 тыс. человек. Рост численности населения в 2013 - 2015 гг. происходил за счет естественного прироста (превышение рождаемости над смертностью), составлявшего 15 - 17 тыс. человек в год, что является одним из высоких показателей в России.
В 2015 году валовой региональный продукт (далее также ВРП) составил 2918,5 млрд. рублей, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования 766,1 млрд. рублей, объем промышленного производства - 3368,3 млрд. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 году составили 3,1 прожиточных минимума.
В структуре ВРП добыча полезных ископаемых занимает 2/3 от общего объема, уровень обрабатывающих производств - 1,8%. В структуре обрабатывающего сектора производства доминирующие позиции занимают организации по производству нефтепродуктов (83,3%).
Современный потенциал (производственный, трудовой, кадровый, природно-ресурсный, энергетический, инфраструктурный) социально-экономического развития формируется сочетанием значимых конкурентных преимуществ:
Югра относится к группе субъектов РФ, определяющих текущее состояние общероссийской экономики, устойчивость бюджетно-финансовой системы страны;
передовые позиции среди субъектов РФ по ряду параметров экономического развития: по среднедушевым объемам ВРП, промышленного производства, инвестициям в основной капитал, величине налоговых и иных финансовых перечислений в федеральный бюджет;
кадровые ресурсы, имеющие многолетний опыт освоения природных богатств в сложных природно-климатических условиях;
относительно молодые экономически активные трудовые ресурсы, высокая рождаемость и естественный прирост населения автономного округа;
гармоничное развитие людей разных национальностей, включая коренные малочисленные народы Севера;
богатый природно-ресурсный потенциал, включающий месторождения углеводородов, относящихся к числу крупнейших в мире, прежде всего нефти;
высокий потенциал использования лесных ресурсов. По общему запасу древесины Югра занимает пятое место среди субъектов РФ. Общий запас древесных насаждений на 01.01.2016 оценивается в 2912,1 млн. куб. м, из которых более 80% составляют хвойные породы. Объемы расчетной лесосеки составляют 5,9% от расчетной лесосеки Российской Федерации;
богатый природными ресурсами Приполярный Урал, обладающий запасами всех групп твердых полезных ископаемых;
высокий уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов позволяет поддерживать устойчивое развитие отраслей региональной инфраструктуры, включая здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство;
высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики;
присутствие конкурентоспособных на глобальном рынке бизнес-структур, осуществляющих деятельность в сфере добычи и транспортировки углеводородов, а также в инфраструктурном секторе экономики;
потенциал роста регионального потребительского рынка, который определяется сравнительно высокими доходами домохозяйств, а также характерной для автономного округа относительно высокой долей населения молодого возраста, формирующего благоприятную структуру потребительского спроса, включая приобретение товаров и услуг высокого ценового сегмента.
По интегральному рейтингу уровня социально-экономического развития субъектов РФ за период 2011 - 2015 годов Югра находится в тройке лидеров <1>.
________________
<1> Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2011 - 2015 годов по данным ООО "Рейтинговое агентство "РИА Рейтинг" http://riarating.ru/infografika/20120702/610227291.html
http://ria.ru/infografika/20160615/1439328087.html
Высокая конкурентоспособность Югры обеспечена за счет высокого объема ВРП на 1 занятого в экономике (285,6% к уровню РФ), объема частных инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения (551,5% к РФ) и высокой текущей прибыльности деятельности хозяйствующих субъектов. Величина сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике автономного округа составила по итогам 2015 года 1439,3 тыс. рублей при 103,7 тыс. рублей по Российской Федерации.
Наряду с темпами роста уровня и качества жизни населения автономного округа на социально-экономическую систему Югры продолжают оказывать воздействие ограничения, связанные с зависимостью экономики от добычи полезных ископаемых. Это влияет на принятие решений, направленных на применение новых механизмов, способных повысить динамику достижения целевых ориентиров.
1.2. Роль Югры в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Основные внешние и внутренние факторы развития
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра был и остается ключевым российским производителем нефти. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2017 года накопленная добыча нефти - 11207,4 млн. тонн.
Доля Югры в общероссийской добыче нефти - 43,7%.
Югра занимает лидирующие позиции по выработке электроэнергии, доля которой в общероссийском объеме выработки электроэнергии - 8,6%, что обеспечивается ежегодной выработкой более 90,0 млрд. кВтч электроэнергии.
Через территорию автономного округа проходят транзитные транспортные потоки, соединяющие ключевые промышленные центры страны с районами нового освоения в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе инфраструктура транспортировки природного газа с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Проходящие по территории Югры автомобильные и железные дороги являются важной частью национальной транспортной системы: автомобильная дорога "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард" (с перспективой развития в Казахстан и вхождения в транспортную сеть Азии); перспективный северный широтный коридор "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск", входящий в состав маршрута федерального значения "Северо-Запад - Сибирь" (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск).
В силу высокой доли в экономике автономного округа добычи полезных ископаемых его современное социально-экономическое положение зависит от конъюнктуры мирового рынка углеводородов в сочетании с курсовой политикой Центрального Банка России и принимаемых Правительством РФ мер по реструктуризации и инновационной модернизации национальной экономики. Поэтому в целях обеспечения долгосрочной устойчивости экономического роста и повышения качества жизни населения автономного округа необходимо расширение экономической специализации автономного округа, диверсификация его экономики.
Имеющийся производственный, трудовой, кадровый, природно-ресурсный, энергетический и инфраструктурный потенциал - естественная предпосылка для постепенного, объективного превращения Югры в технологический, интеллектуальный и кадровый плацдарм России на Севере. В этой роли, инновационной базы освоения Севера и Арктики, Югра обретает новую общероссийскую специализацию.
Актуальность преобразования хозяйственной роли предопределена логикой внутреннего развития экономики и влиянием внешних факторов.
Ключевым и долговременно действующим внешним фактором развития выступает переход мировой экономики к новому технологическому укладу на основе приоритетного развития нового класса инновационных производств и технологий (биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий, производства композитных материалов, расширения использования на новой технологической базе возобновляемых источников энергии и др.). Это способствовало формированию в Югре новых объектов инновационной инфраструктуры, развертыванию долгосрочных проектов, нацеленных на интеллектуализацию экономики и социальной сферы.
Потенциальная роль Югры как проводника российского хозяйственного движения в Арктику предопределена ее макрогеографическим положением (рис. 1). Расположенная между крупными промышленными и технологическими базами страны - Уралом и Южной Сибирью, с одной стороны, - и Арктической зоной страны с другой. Югра благодаря своему расположению имеет потенциал стать мостом, связующим старопромышленные районы России с территориями нового хозяйственного освоения в Арктике.
Время для такой трансформации уже пришло, когда в Югорском Приобье сформирована сеть комфортных и благоустроенных городов, в высших учебных заведениях накоплен интеллектуальный потенциал, а основные месторождения вышли на высокую стадию добычи и стали полигонами отработки инновационных технологий нефтедобычи. Общемировые тенденции перехода от индустриальной к инновационной экономике, к 5 и 6 технологическому укладу совпадают по времени с началом постепенной, но глубокой трансформации экономики Югры, перед которой стоит амбициозная задача сохранения лидерства в освоении сырьевых богатств страны. Регион-первопроходец становится регионом-проводником, который не только сам является крупнейшим нефтегазодобытчиком, но и обеспечивает технологическое, транспортно-логистическое, интеллектуальное, кадровое сопровождение мощного хозяйственного движения России в Арктику.