СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 октября 2022 года N 1711-р


Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 6 Закона Республики Крым от 2 июня 2015 года N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года N 219 "О Порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный и долгосрочный периоды", с целью формирования проекта бюджета Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов:


Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.



Председатель Совета министров
Республики Крым
Ю.ГОЦАНЮК



Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 31.10.2022 N 1711-р



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ



1. Пояснительная записка


Прогноз социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработан в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года N 219 "О Порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный и долгосрочный периоды", на основании данных исполнительных органов Республики Крым, Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2022 года (протокол N 31, часть II), а также с учетом Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.


Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформированы в двух вариантах.


Базовый сценарий описывает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Республики Крым и базируется на адаптации экономики к новым условиям и переходу к восстановительному росту, в том числе благодаря эффективной реализации комплекса мер по повышению устойчивости экономики Республики Крым.


Консервативный сценарий отражает менее благоприятную экономическую ситуацию и основан на предпосылке о затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, наложенных на протяжении всего прогнозируемого периода санкций со стороны иностранных государств.



Оценка достигнутого уровня социально-экономической ситуации в Республике Крым за 2021 год


В 2021 году восстановление всех отраслей и сфер проходило опережающими темпами.


Стабилизирована социально-экономическая ситуация в регионе, в первую очередь усилия были направлены на поддержку бизнеса, сохранение рабочих мест и доходов населения, в том числе в рамках национальных целей развития.


После замедления экономического роста в 2020 году до +0,8% прироста валового регионального продукта (далее - ВРП), что было связано с антиковидными ограничениями, по итогам 2021 года ожидается увеличение объема ВРП на 2,1%.


Восстановление деловой активности отмечалось во всех сферах экономики Республики Крым, но основными драйверами роста стали промышленность, сельское хозяйство и туризм.


В сфере промышленности объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличился на 16,6% и составил 199,7 млрд руб.


При этом индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 113,2% и был обеспечен ростом объемов обрабатывающих производств на 15,2%, что обусловлено ростом производства: напитков - на 8,2%, обработки древесины - в 4,8 раза, химических веществ и химических продуктов - на 6,6%, прочей неметаллической минеральной продукции - на 6,3%, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - в 4 раза, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - в 1,8 раза, прочих транспортных средств и оборудования - в 1,3 раза.


Объем производства продукции сельского хозяйства всеми категориями сельхозпроизводителей в 2021 году составил 73,1 млрд руб. По сравнению с 2020 годом общий объем сельхозпроизводства (в сопоставимых ценах) увеличился на 19,4%.


Производство продукции растениеводства в 2021 году возросло на 37,5%. Крымскими аграриями собрано свыше 1,4 млн тонн зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки), что в 1,6 раза больше, чем в 2020 году. Валовой сбор винограда в 2021 году превысил 122 тыс. тонн - это самый высокий результат за последние 7 лет, плодово-ягодной продукции собрано в 1,3 раза больше - около 164 тыс. тонн.


Индекс производства продукции животноводства в 2021 году составил 92,9%, что обусловлено снижением объемов производства скота и птицы на убой в живом весе на 6,5% и молока на 4,7%.


Объем выполненных строительных работ составил 106,3 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 27,4% ниже, чем в 2020 году. На формирование показателя оказало влияние завершение основных этапов строительства крупных объектов транспортной и социальной инфраструктур в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".


Объем введенного в эксплуатацию жилья составил 742,7 тыс. кв. м, что на 8,2% меньше, чем за 2020 год. При этом объем введенного многоквартирного жилищного строительства в 2021 году увеличился в 1,4 раза и составил 292 тыс. кв. метров жилья.


За 2021 год в экономику Республики Крым (по полному кругу хозяйствующих субъектов с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) вложено 164 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что на 18,7% меньше, чем в 2020 году.


По данным Крымской таможни, внешнеторговый оборот Республики Крым за 2021 год составил 68,3 млн долл. США, что на 8,8% меньше, чем за 2020 год. Львиная доля товарооборота во внешней торговле приходится на страны СНГ - 80,9% (55,3 млн долл. США), на страны дальнего зарубежья - 19,1% (13,0 млн долл. США). Основные объемы торговли в 2021 году были с Украиной (36,0% внешнеторгового оборота Республики Крым), Беларусью (25,2%), Арменией (8,8%).


В 2021 году Республика Крым осуществляла торговлю с 36 странами, из которых 29 - страны дальнего зарубежья. Лидирующие позиции за Китаем (8,8% внешнеторгового оборота Республики Крым), Италией (3,0% внешнеторгового оборота Республики Крым), Турцией (2,4%).


Оборот розничной торговли в 2021 году по сравнению с 2020 годом вырос на 10,5% и составил 334,3 млрд руб.


В 2021 году населению было оказано платных услуг на 124,2 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 33,2% больше уровня 2020 года.


Индекс потребительских цен в декабре 2021 года к декабрю 2020 года составил 108,7%, в том числе на продовольственные товары - 111,0%, непродовольственные товары - 106,3%, услуги - 106,4%.


В годовом выражении за 2021 год цены возросли на 7,2%, в том числе на продовольственные товары - на 9,2%, непродовольственные товары - на 5,1%, услуги - на 5,7%.



Оценка факторов и ограничений экономического роста Республики Крым на среднесрочный период


В последние месяцы Российская Федерация столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением. Различные ограничения и запреты повлияли на финансовый рынок, логистику, отрасли с высоким процентом иностранных комплектующих.


Республика Крым находится под санкциями уже 8 лет. За это время преодолено множество барьеров, связанных с ограничениями. Экономика Республики в сегодняшних изменившихся условиях чувствует себя достаточно уверенно.


Вместе с тем, учитывая сложную экономическую и внешнеполитическую ситуацию в мире, нарастающее санкционное давление вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны ряда государств, основными сдерживающими факторами экономического развития в среднесрочный период могут стать:


- сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества;


- потеря ряда экспортных рынков и ограниченные возможности переориентации поставок;


- лаги в структурной перестройке производственно-логистических цепочек в российской экономике.


Вместе с тем восстановительному росту экономики и ее дальнейшему выходу на траекторию устойчивого роста будет способствовать реализация Плана первоочередных мероприятий (действий) по повышению устойчивости экономики Республики Крым, утвержденного распоряжением Главы Республики Крым от 17 марта 2022 года N 243-рг, в который вошли мероприятия, направленные на поддержку занятости населения, системообразующих предприятий, отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства, а также меры по стабилизации ценовой ситуации.


С целью оперативного выполнения поручений президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, а также обеспечения постоянного мониторинга реального сектора экономики, в том числе оценки текущего финансового состояния системообразующих предприятий, имеющих региональное значение, распоряжением Главы Республики Крым от 4 марта 2022 года N 188-рг создан Региональный оперативный штаб по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Республики Крым (далее - Региональный штаб).


Системное функционирование Регионального штаба дает возможность совместно с крымскими предприятиями торговли и общественного питания, а также транспортной, курортной, сельскохозяйственной и строительной отраслей решать вопросы:


- оптимизации пассажиропотока железнодорожным и автомобильным транспортом в Республику Крым;


- оказания мер поддержки налогоплательщикам санаторно-курортной отрасли;


- нейтрализации рисков снижения уплаты налогов в текущем году предприятиями сельскохозяйственной отрасли;


- стабилизации ценовой ситуации на рынке продовольственных товаров, соблюдения рекомендуемых цен на социально значимые продукты питания объектами торговли;


- нейтрализации рисков снижения налоговых платежей предприятиями строительной отрасли, мониторинга сроков окончания строительства крупных объектов строительства, ценообразования на строительные материалы;


- нейтрализации рисков снижения выручки и налоговых платежей предприятиями промышленной, добывающей и перерабатывающей отраслей.


Для создания необходимых макроэкономических условий развития экономики предусматривается проведение сбалансированной бюджетной политики, обеспечивающей повышение и укрепление промышленного, технологического, продовольственного потенциала Республики Крым, концентрацию финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях социально-экономического развития Республики Крым.



Направления социально-экономического развития Республики Крым и целевые показатели прогноза



Население


Численность населения Республики Крым по предварительным итогам Всероссийской переписи населения, которая проведена с 15 октября по 14 ноября 2021 года, составила 1934,6 тыс. человек.


Проблемой в демографическом развитии Республики Крым продолжает оставаться естественная убыль населения, которая в 2021 году достигла наибольшей величины и составила 17528 человек.


Коэффициент естественной убыли в Республике Крым в 2021 году составил 9,2 человека на 1000 населения, по сравнению с показателем за 2020 год увеличился на 48,4% (по Российской Федерации естественная убыль увеличилась также на 48% и составила 7,1 человека на 1000 населения).


Несмотря на все принимаемые меры, в Республике Крым отмечается снижение числа родившихся: в 2021 году родилось 18161 человек (на 649 человек, или на 3,5% меньше уровня 2020 года), в 2020 году - 18810 человек (на 300 человек, или на 1,6% меньше уровня 2019 года). Снижение рождаемости обусловлено снижением численности женщин фертильного возраста.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»