____________________________________________________________________
Утратил силу с 03.11.2023 на основании Постановления Правительства Ярославской области от 03.11.2023 N 1120-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов", постановлением Правительства области от 20.06.2019 N 425-п "Об утверждении Порядка разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Ярославской области и признании утратившими силу постановлений Правительства области от 21.08.2013 N 1085-п и от 21.02.2017 N 133-п"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый прогноз баланса трудовых ресурсов Ярославской области на 2023 - 2025 годы (далее - прогноз).
2. Органам исполнительной власти области:
2.1. Руководствоваться данными прогноза при осуществлении своей деятельности.
2.2. Обеспечить ежегодное своевременное и качественное представление данных, необходимых для разработки прогноза.
2.3. Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области продолжить ежегодную разработку прогноза.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться данными прогноза при осуществлении своей деятельности.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 01.12.2021 N 839-п "Об утверждении прогноза баланса трудовых ресурсов Ярославской области на 2022 - 2024 годы и признании утратившим силу постановления Правительства области от 19.11.2020 N 895-п".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы занятости населения.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ
ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ
(тыс. человек)
N п/п | Наименование показателя | Очередной год (2023) | Первый год планового периода (2024) | Второй год планового периода (2025) | Справочно | |
текущий год (2022) | отчетный год (2021) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Наличие трудовых ресурсов | ||||||
1 | Численность трудовых ресурсов - всего в том числе: | 729,2 | 726,9 | 724,3 | 731,7 | 740,6 |
1.1 | Трудоспособное население в трудоспособном возрасте | 652,1 | 650,8 | 649,1 | 653,2 | 657,4 |
1.2 | Иностранные трудовые мигранты | 11,2 | 10,9 | 10,4 | 11,8 | 14,7 |
1.3 | Численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике в том числе: | 65,9 | 65,2 | 64,8 | 66,7 | 68,5 |
1.3.1 | Пенсионеры старше трудоспособного возраста | 65,7 | 65,0 | 64,6 | 66,5 | 68,3 |
1.3.2 | Подростки моложе трудоспособного возраста | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
II. Распределение трудовых ресурсов | ||||||
2 | Численность занятых в экономике - всего в том числе по разделам ОКВЭД: | 600,3 | 597,9 | 595,2 | 603,2 | 611,5 |
2.1 | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 40,3 | 40,1 | 40,0 | 40,5 | 41,1 |
2.2 | Добыча полезных ископаемых | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
2.3 | Обрабатывающие производства | 125,8 | 125,1 | 124,6 | 126,3 | 126,2 |
2.4 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 15,8 | 15,8 | 15,7 | 15,9 | 16,2 |
2.5 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 7,4 | 7,3 | 7,3 | 7,4 | 7,5 |
2.6 | Строительство | 37,2 | 37,1 | 36,9 | 37,4 | 38,1 |
2.7 | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 105,6 | 105,2 | 104,7 | 106,1 | 107,2 |
2.8 | Транспортировка и хранение | 45,0 | 44,8 | 44,6 | 45,2 | 45,1 |
2.9 | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 12,9 | 12,9 | 12,8 | 13,0 | 13,2 |
2.10 | Деятельность в области информации и связи | 17,9 | 17,8 | 17,8 | 18,0 | 17,8 |
2.11 | Деятельность финансовая и страховая | 10,4 | 10,4 | 10,4 | 10,5 | 10,6 |
2.12 | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 11,4 | 11,4 | 11,3 | 11,5 | 11,6 |
2.13 | Деятельность профессиональная, научная и техническая | 17,0 | 17,0 | 16,9 | 17,1 | 17,4 |
2.14 | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 16,5 | 16,5 | 16,4 | 16,6 | 16,9 |
2.15 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 30,2 | 30,0 | 29,9 | 30,3 | 31,2 |
2.16 | Образование | 49,5 | 49,3 | 49,0 | 49,7 | 50,2 |
2.17 | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 38,1 | 38,0 | 37,8 | 38,3 | 41,4 |
2.18 | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 8,5 | 8,5 | 8,4 | 8,6 | 8,7 |
2.19 | Прочие виды экономической деятельности | 9,6 | 9,5 | 9,5 | 9,6 | 9,9 |
3 | Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего в том числе: | 128,9 | 129,0 | 129,1 | 128,5 | 129,1 |
3.1 | Численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства | 58,1 | 58,3 | 58,6 | 59,8 | 60,6 |
3.2 | Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости | 7,6 | 8,7 | 8,1 | 6,3 | 10,0 |
3.3 | Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике | 63,2 | 62,0 | 62,4 | 62,4 | 58,5 |
Прогноз баланса трудовых ресурсов Ярославской области на 2023 - 2025 годы (далее - прогноз) разработан департаментом государственной службы занятости населения Ярославской области в целом по Ярославской области по укрупненным видам экономической деятельности в соответствии с перечнем разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Прогноз разработан в соответствии с методикой разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2019 года N 248н "Об утверждении методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов", на основании данных отчетного баланса трудовых ресурсов области, данных о прогнозной численности населения области (демографический прогноз), прогноза социально-экономического развития области на соответствующий прогнозируемый период, а также информации участников разработки прогноза (органов исполнительной власти Ярославской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, находящихся на территории Ярославской области).
В Ярославской области продолжает наблюдаться тенденция к сокращению численности трудовых ресурсов. Основной причиной является сложившаяся с 2017 года тенденция к увеличению темпов снижения численности населения. В 2021 году численность трудовых ресурсов составляла 740,6 тыс. человек, а к 2025 году прогнозируется снижение до 724,3 тыс. человек.
Основными источниками формирования трудовых ресурсов Ярославской области являются:
- трудоспособное население в трудоспособном возрасте, численность которого к 2025 году снизится по сравнению с 2021 годом на 8,3 тыс. человек и составит 649,1 тыс. человек, что обусловлено негативными демографическими тенденциями 90-х годов прошлого века;
- иностранные трудовые мигранты, численность которых в 2021 году составляла 14,7 тыс. человек, а к 2025 году снизится до 10,4 тыс. человек. Снижение миграционного притока произошло, с одной стороны, в силу исчерпания демографического потенциала миграции населения близлежащих территорий, с другой - ввиду временного снижения экономической привлекательности Ярославской области для трудовых мигрантов из ближнего зарубежья из-за снижения доходов населения в последние годы;
- работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки), численность которых, по прогнозным оценкам, снизится с 68,5 тыс. человек в 2021 году до 65,9 тыс. человек в 2023 году.
3.1. Распределение численности занятых по видам экономической деятельности.
Несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста начиная с 2019 года, существенного влияния на численность занятых в экономике региона данный фактор не оказал. В 2021 году в результате предпринятых в Ярославской области мер по восстановлению численности занятого населения после распространения новой коронавирусной инфекции численность занятых в экономике составила 611,5 тыс. человек. К 2025 году прогнозируется уменьшение численности занятых в экономике до 595,2 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде динамика численности занятых в Ярославской области в разрезе основных видов экономической деятельности имеет следующие тенденции.
Численность занятых по виду экономической деятельности "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" в 2022 году, по оценочным данным, составит 40,5 тыс. человек, к 2025 году прогнозируется уменьшение численности занятых по данному виду экономической деятельности до 40,0 тыс. человек, так как развитие сельского хозяйства сопряжено с преодолением ряда объективных препятствий: недостаточный уровень инвестиционной активности, низкая производительность труда, зависимость от импортного оборудования и технологий.
Численность занятых по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" в прогнозируемом периоде не изменится.
С конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к проблемам, возникшим в том числе и у предприятий промышленного производства Ярославской области (нарушение логистических цепочек, сдвиг сроков или отказ в поставке импортных сырья, материалов и комплектующих, удорожание сырья импортного производства и другие).
В связи с тем что динамика темпов промышленного производства региона в настоящий момент характеризуется повышенной степенью неопределенности, в среднесрочной перспективе возможно сокращение численности работников предприятий. Численность занятых в сфере обрабатывающего производства в 2022 году, по оценочным данным, составит 126,3 тыс. человек, к 2025 году она уменьшится до 124,6 тыс. человек.
Численность занятых по видам экономической деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" незначительно уменьшится.