(с изменениями на 25 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 17.02.2023 N 63, от 01.06.2023 N 262, от 03.08.2023 N 408, от 15.02.2024 N 57, от 04.04.2024 N 110, от 25.07.2024 N 334)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)".
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Саха (Якутия):
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 347 "Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2022 г. N 34 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 347";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 2022 г. N 199 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 347".
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова Г.М.
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 01.06.2023 N 262)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 17.02.2023 N 63, от 01.06.2023 N 262, от 03.08.2023 N 408, от 15.02.2024 N 57, от 04.04.2024 N 110, от 25.07.2024 N 334)
Наименование государственной программы | Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) |
Куратор государственной программы | Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанов Г.М. |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 03.08.2023 N 408) | |
Ответственный исполнитель программы | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители программы | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия); Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Министерство строительства Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения; Управление записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Саха (Якутия); органы местного самоуправления (по согласованию) |
Участники программы | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия); Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Министерство строительства Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения; Управление записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Саха (Якутия); органы местного самоуправления |
Перечень структурных элементов | Задачи государственной программы: повышение качества жизни граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе развития сети учреждений социального обслуживания; обеспечение устойчивого роста численности населения путем финансовой поддержки при рождении детей; повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий; улучшение условий труда работников; создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни Целевой показатель (индикатор) государственной программы: доля граждан, получивших социальную поддержку и социальные услуги, в общей численности граждан, имеющих право и обратившихся за их получением: 2023 год - 100%; 2024 год - 100%; 2025 год - 100%; 2026 год - 100%; 2027 год - 100% |
Цели программы | Повышение доступности социального обслуживания населения; создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; финансовая поддержка семей при рождении детей |
Сроки реализации программы | 2023 - 2027 годы |
Объем финансового обеспечения программы | 1. Объем финансового обеспечения на реализацию программы - 262 363 653 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 48 377 006 тыс. рублей; 2024 год - 51 694 514 тыс. рублей; 2025 год - 52 184 621 тыс. рублей; 2026 год - 55 167 653 тыс. рублей; 2027 год - 54 939 859 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 98 516 089 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 19 425 703 тыс. рублей; 2024 год - 19 791 689 тыс. рублей; 2025 год - 18 988 455 тыс. рублей; 2026 год - 20 269 018 тыс. рублей; 2027 год - 20 041 224 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 39 176 849 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 11 864 911 тыс. рублей; 2024 год - 7 434 217 тыс. рублей; 2025 год - 7 472 951 тыс. рублей; 2026 год - 6 202 385 тыс. рублей; 2027 год - 6 202 385 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов - 17 513 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 8 513 тыс. рублей; 2024 год - 2 250 тыс. рублей; 2025 год - 2 250 тыс. рублей; 2026 год - 2 250 тыс. рублей; 2027 год - 2 250 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств - 2 346 943 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 536 691 тыс. рублей; 2024 год - 452 563 тыс. рублей; 2025 год - 452 563 тыс. рублей; 2026 год - 452 563 тыс. рублей; 2027 год - 452 563 тыс. рублей; д) за счет бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - 122 306 258 тыс. рублей: 2023 год - 16 541 188 тыс. рублей; 2024 год - 24 013 795 тыс. рублей; 2025 год - 25 268 401 тыс. рублей; 2026 год - 28 241 437 тыс. рублей; 2027 год - 28 241 437 тыс. рублей. 2. Объем налоговых расходов (справочно) - 274 144 тыс. рублей 2023 год - 82 772 тыс. рублей; 2024 год - 85 200 тыс. рублей; 2025 год - 35 005 тыс. рублей; 2026 год - 35 389 тыс. рублей; 2027 год - 35 778 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 25.07.2024 N 334) | |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | Сохранение населения, здоровье и благополучие людей: обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)" разработана на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года".
Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.
В настоящее время социальная поддержка и социальное обслуживание граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворение их жизненных потребностей являются одними из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Сеть подведомственных учреждений Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) включает в себя 89 учреждений, в том числе:
35 управлений социальной защиты населения с отделениями, осуществляющими социальное обслуживание на дому, и отделениями помощи семье и детям;
19 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 5 специализированных;
13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
6 реабилитационных центров для инвалидов и детей-инвалидов;
5 центров помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
4 центра содействия семейному воспитанию;
детский специализированный дом социального обслуживания;
республиканский комплексный центр социального обслуживания;
республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов;
ресурсный центр социальной защиты "Победа";
межулусный комплексный центр помощи семье и детям;
центр социальных выплат и финансового сопровождения социальной службы;
республиканский информационно-аналитический центр мониторинга условий труда - Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.
Учреждениями социального обслуживания ежегодно предоставляются различные виды социальных услуг более 100 тысячам человек, главным образом, пожилым и инвалидам. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают свыше 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16 процента от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан.
В современных условиях необходима модернизация системы социального обслуживания путем развития стационарзамещающих технологий по предоставлению социальных услуг, внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов, условий для сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе малыми группами, патронажной службы, поддержки семейного ухода. В настоящее время активно реализуется институт приемной семьи для пожилых, осуществляет свою деятельность специальный дом для людей пожилого возраста и инвалидов, расширяется сеть социального обслуживания пожилых граждан с привлечением негосударственного сектора, внедряется система долговременного ухода.
В настоящее время в республике с целью повышения качества жизни пожилых людей, посредством сохранения благоприятных домашних привычных условий жизни, одиноких или одиноко проживающих дееспособных граждан, имеющих инвалидность I и II групп, приемными семьями за 2021 год охвачено 281 гражданин (2020 - 221 гр., 2019 - 211 гр.). Наибольшее количество приемных семей создано в Чурапчинском, Таттинском, Олекминском и Мегино-Кангаласском районах. Продолжают успешно функционировать 31 мобильная бригада, оказывающая услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах, школы третьего возраста и активного долголетия в 13 подведомственных учреждениях.
В рамках федерального проекта "Старшее поколение" начата работа по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения. Система долговременного ухода направлена на предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи в привычной, комфортной обстановке, а также оказание помощи их семьям.
В 2020 году принят региональный план мероприятий ("дорожная карта") по созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами, определен координационный центр по внедрению системы долговременного ухода и пилотная организация - государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский комплексный центр социального обслуживания".
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 г. N 1730-р утвержден региональный план мероприятий ("дорожная карта") "Комплекс мер по созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы".
Правительством Республики Саха (Якутия) в рамках Восточного экономического форума в 2018 году подписано соглашение с Государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" по реализации проектов социального воздействия (SIB). В рамках данного соглашения для создания условий развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания инвалидов в 2021 году планируется апробация проекта социального воздействия в сфере социального обслуживания путем внедрения новой технологии - сопровождаемого проживания лиц с ментальными расстройствами. Срок реализации проекта: с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2024 года.
17 марта 2021 года между Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и акционерным обществом "ВЭБ.ДВ" подписано соглашение о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) гранта в форме субсидии в целях реализации проекта социального воздействия.
Оптимизация сети учреждений социального обслуживания предполагает закрытие стационарных учреждений, расположенных в деревянных зданиях, укрупнение учреждений затратных по содержанию при малой комплектности и загруженности.
В последние годы сеть домов-интернатов подверглась реформированию: в 14 улусах (районах) закрылись дома-интернаты, находящиеся в деревянных зданиях, созданы 6 межулусных домов-интернатов в улусах (районах) и в г. Якутске. Это привело к возникновению проблем по переводу престарелых из улусных домов-интернатов в другие города и улусы (районы), обеспечиваемые были лишены привычных условий проживания, питания, общения, родных мест, что, несомненно, повлияло на психологическое здоровье пожилых граждан. В свою очередь, сохраненные дома-интернаты, расположенные в каменных строениях, оказались перенаселенными.