В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановляю:
1. Внести изменения в постановление администрации области от 23.09.2016 N 840 "О государственной программе Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области" следующие изменения:
1.1. В преамбуле слова "постановлением Губернатора Владимирской области от 24.02.2014 N 164 "О порядке разработки, формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области" заменить словами "постановлением администрации Владимирской области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области".
1.2. Подпункт 1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1.2. Подпрограмму 3 "Оказание содействия добровольному переселению во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом" согласно приложению N 2.".
1.3. Приложение N 2 к постановлению изложить в редакции согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социального обеспечения.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
А.А.АВДЕЕВ
ПОДПРОГРАММА 3 "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ВО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"
Наименование подпрограммы | Подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному переселению во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Владимирской области "Содействие занятости населения Владимирской области" (далее - Подпрограмма 3) |
Дата согласования проекта подпрограммы Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 3843-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию подпрограммы | Департамент труда и занятости населения Владимирской области |
Цель подпрограммы | 1. Обеспечение реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа), на территории Владимирской области. 2. Обеспечение социально-экономического развития Владимирской области. 3. Улучшение демографической ситуации во Владимирской области |
Задачи подпрограммы | - увеличение миграционного притока населения Владимирской области; - сокращение дефицита трудовых ресурсов во Владимирской области; - закрепление переселившихся участников Государственной программы во Владимирской области и обеспечение их социальной адаптации и интеграции в принимающее сообщество |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы | Департамент здравоохранения Владимирской области; Департамент образования Владимирской области; Департамент социальной защиты населения Владимирской области; Департамент предпринимательства Владимирской области; Департамент сельского хозяйства Владимирской области; Департамент безопасности Владимирской области |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | 2018 - 2024 годы. Этапы Подпрограммы 3 не выделяются |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | Общий объем финансового обеспечения Подпрограммы 3 составляет 10665,3 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 1577,0 тыс. руб.; 2019 год - 1588,3 тыс. руб.; 2020 год - 1500,0 тыс. руб.; 2021 год - 1500,0 тыс. руб.; 2022 год - 1500,0 тыс. руб.; 2023 год - 1500,0 тыс. руб.; 2024 год - 1500,0 тыс. руб., из них: - средства федерального бюджета - 8548,5 тыс. рублей: 2018 год - 505,0 тыс. рублей; 2019 год - 1413,5 тыс. руб.; 2020 год - 1335,0 тыс. руб.; 2021 год - 1335,0 тыс. руб.; 2022 год - 1320,0 тыс. руб.; 2023 год - 1320,0 тыс. руб.; 2024 год - 1320,0 тыс. руб.; - средства областного бюджета - 2116,8 тыс. рублей: 2018 год - 1072,0 тыс. руб.; 2019 год - 174,8 тыс. руб.; 2020 год - 165,0 тыс. руб.; 2021 год - 165,0 тыс. руб.; 2022 год - 180,0 тыс. руб.; 2023 год - 180,0 тыс. руб.; 2024 год - 180,0 тыс. руб. |
Основные показатели эффективности подпрограммы | 1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области. 2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, в миграционном приросте Владимирской области. 3. Доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших во Владимирскую область и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области соотечественников. 4. Доля трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей из числа участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих высшее образование, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте от 16 до 35 лет, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет УМВД России по Владимирской области. 8. Численность участников Государственной программы, имеющих трех и более детей. 9. Численность участников Государственной программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, от общего числа участников Государственной программы, обратившихся за данной выплатой |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | 1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области (общая численность переселившихся к концу 2024 года составит 1053 соотечественника, из них 353 человека - участники Государственной программы, 700 человек - члены семей участников Государственной программы), в том числе по годам: 2018 год - 50 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2019 год - 53 участника Государственной программы и 100 членов их семей; 2020 год - 50 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2021 год - 50 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2022 год - 50 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2023 год - 50 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2024 год - 50 участников Государственной программы и 100 членов их семей. 2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, в миграционном приросте Владимирской области составит: 2022 год - 15%; 2023 год - 15%; 2024 год - 15%. 3. Доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших во Владимирскую область и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области соотечественников составит: 2022 год - 60%; 2023 год - 60%; 2024 год - 60%. 4. Доля трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей из числа участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, составит: 2022 год - 50%; 2023 год - 50%; 2024 год - 50%. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих высшее образование, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, составит: 2022 год - 50%; 2023 год - 50%; 2024 год - 50%. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, составит: 2022 год - 10%; 2023 год - 10%; 2024 год - 10%. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте от 16 до 35 лет, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в УМВД России по Владимирской области, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет УМВД России по Владимирской области, составит: 2022 год - 30%; 2023 год - 30%; 2024 год - 30%. 8. Численность участников Государственной программы, имеющих трех и более детей, составит: 2022 год - 20 человек; 2023 год - 20 человек; 2024 год - 20 человек. 9. Численность участников Государственной программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, от общего числа участников Государственной программы, обратившихся за данной выплатой, составит: 2022 год - 50 человек; 2023 год - 50 человек; 2024 год - 50 человек |
Подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному переселению во Владимирскую область соотечественников, проживающих за рубежом" разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", от 14.09.2012 N 1289 "О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р "Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Значения показателей оценки готовности Владимирской области к приему участников Государственной программы приведены в приложении N 1 к Подпрограмме 3.
На территории Владимирской области на 1 января 2016 года проживало 1397,2 тыс. человек, из них численность населения в трудоспособном возрасте составляла 774,5 тыс. человек.
В регионе наблюдается процесс депопуляции населения. Владимирская область входит в состав регионов со значительной численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой на трудоспособное население.
За последние три года среднегодовая численность населения снизилась на 16,1 тыс. человек (в 2016 году по сравнению с 2015 годом - на 8,0 тыс. человек).
На динамику численности населения Владимирской области оказывают влияние процессы естественного и миграционного движения населения. В последние годы в области вследствие роста уровня жизни населения наблюдаются позитивные изменения в динамике показателей естественного воспроизводства населения. Тем не менее смертность превышает рождаемость. В 2016 году в области родилось 15,7 тыс. человек, число умерших составило 22,9 тыс. человек. Естественная убыль населения в среднем по году составляет около 7,2 тыс. человек.
Основная масса населения региона проживает в городах и районных центрах, где экономическая жизнь протекает более активно. Общая численность городского населения на 1 января 2016 года составила 77,9%, сельского - 22,1%. При этом сельское население сокращается более быстрыми темпами, чем городское, а количество жителей областного центра ежегодно увеличивается.
Меняется соотношение между полами. Сокращается удельный вес мужчин. На 1 января 2016 года в области проживало 631,9 тыс. мужчин (45,2%) и 765,3 тыс. женщин (54,8%).
Показатели механического движения населения нестабильны. В 2014 году миграционная убыль населения составила 177 человек, в 2015 году - 1542 человека, в 2016 году - 276 человек. Таким образом, в 2016 году миграционная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2015 годом почти в 6 раз. Данный фактор замедляет, но не компенсирует процесс сокращения численности населения области. На протяжении последних лет наблюдается отток трудоспособного населения из Владимирской области в город Москву, Нижегородскую и Московскую области, предоставляющие более высокий уровень оплаты труда, больше возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу, а соответственно, имеющие более сильные позиции в конкуренции за рабочую силу. Поэтому область испытывает большую потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
Миграционный прирост населения в 2016 году наблюдался в части международной миграции, преимущественно за счет граждан из государств-участников СНГ: Украина (491 человек), Таджикистан (305 человек), Молдова (164 человека), Узбекистан (160 человек), Киргизия (128 человек) и Армения (112 человек).
Вместе с тем на протяжении последних лет численность привлекаемых работодателями иностранных работников имеет тенденцию к снижению. Если в 2014 году на территории области трудовую деятельность осуществляли 28,5 тыс. иностранных граждан, в 2015 году - 13,3 тыс. человек, то в 2016 году - 11,3 тыс. человек. По сравнению с 2014 годом количество иностранных работников на территории области уменьшилось более чем в 2,5 раза.
В 2016 году из 11,3 тыс. иностранных граждан 9,8 тыс. граждан ближнего зарубежья осуществляли трудовую деятельность по патентам и были заняты в основном малоквалифицированным трудом. Около 1,5 тыс. иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на основании визы, получили разрешение на работу. При этом 85% из них - граждане Вьетнама, которые были заняты на швейном производстве.
За счет трудовых мигрантов происходит частичное восполнение кадрового дефицита. Иностранные граждане в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у жителей области. Кроме того, осуществление трудовой деятельности данной категорией граждан носит временный, нестабильный характер, присутствует языковой барьер и отсутствует знание мигрантами культурных традиций принимающего общества. Указанные факторы негативно сказываются на состоянии регионального рынка труда.
Для экономики Владимирской области характерно поступательное развитие. Промышленный комплекс области насчитывает около тысячи крупных и средних предприятий, около трех тысяч малых и более двух тысяч микропредприятий. В сфере промышленного производства работает треть от числа занятых в экономике (30,5%), сосредоточено более 30% основных фондов области.
Наибольший удельный вес в выпуске промышленной продукции принадлежит предприятиям обрабатывающего комплекса - 90,7%. На долю добывающего сектора приходится 0,9%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 8,4%.
В 2016 году обеспечен рост основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона. Так, по сравнению с 2015 годом объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличился на 8,9% (в том числе по обрабатывающим производствам - 9,2%, производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 8,9%). Достигнуто увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности "строительство", на 2,9%, ввода жилья - 1,4%, услуг связи - 0,9%.
Денежные доходы населения (в среднем на душу населения в месяц) в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились на 0,1% и сложились в сумме 23107,4 рубля. Среднемесячная заработная плата одного работника в 2016 году выросла на 4,7% и составила 25779,6 рубля.
Вместе с тем по отдельным показателям не удалось преодолеть отрицательную динамику. Индекс промышленного производства составил 97%, реальные денежные доходы населения, по предварительной оценке, в 2016 году к 2015 году уменьшились на 6,0%.
В 2016 году отмечалась стабилизация на рынке труда Владимирской области. Уровень официальной безработицы в среднем за год составил 1,3% экономически активного населения.
На 1 января 2017 года на учете в центрах занятости населения зарегистрировано 8637 безработных граждан, что на 2060 человек (19,3%) меньше, чем на 1 января 2016 года. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,1% экономически активного населения (на 01.01.2016 - 1,4%). На 1 вакансию претендует 0,8 незанятых граждан (на 01.01.2016 - 1,5 человека на вакансию). Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, за 2016 год составил 5,6%.
В 2016 году работодателями было заявлено 72,6 тыс. вакансий, что на 23,5% больше, чем в 2015 году. Вакансии были представлены во всех сферах деятельности.
При этом на рынке труда региона отмечается неравномерность распределения вакансий по профессионально-квалификационному признаку. Так, из общего количества заявленных за 2016 год вакансий 69,5% - рабочие профессии, при этом 25,9% из них - работа, не требующая квалификации и специального образования.
В то же время следует учитывать, что неравномерно распределены вакансии и по территориальному признаку: свыше 31% вакансий сосредоточены в областном центре - городе Владимире. При этом в отдельных отдаленных от областного центра муниципальных образованиях Владимирской области имеются вакансии, требующие определенной квалификации (врачи, агрономы, ветеринарные врачи и др.), при трудоустройстве на которые работодатели предоставляют жилье.
Продолжает оставаться острой проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Владимирской области. Вымывание кадров из числа сельского населения не позволяет развивать новые перспективные проекты в области сельского хозяйства и не позволяет осуществлять эффективное управление отраслью в целом.
Даже примерные расчеты потребности в трудовых ресурсах при реализации проектов на селе и качество кадрового потенциала ставят под сомнение возможность реализации новых проектов, связанных с освоением сельских территорий и развитием сельскохозяйственного производства.
Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
Указанные проблемы на рынке труда частично решаются за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако стоит отметить, что именно этот способ имеет целый ряд негативных последствий:
1. Вывоз иностранными гражданами из региона заработанных денежных средств сдерживает увеличение платежеспособного спроса во Владимирской области.
2. У многих иностранных граждан отсутствует желание интегрироваться в жизнь населения региона.
3. Языковая, культурная и религиозная разобщенность может привести к росту социальной напряженности.
4. В регион приезжают для работы низкоквалифицированные, малообразованные иностранные граждане.