ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 30 июня 2022 года N 579-з


О внесении изменений в статью 12.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и статью 4.2 Закона Республики Башкортостан "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан"



  Принят
Государственным Собранием - Курултаем
 Республики Башкортостан
 30 июня 2022 года.



Статья 1


Внести в часть 2.1 статьи 12.1 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2004, N 4 (178), ст. 164; 2015, N 18 (492), ст. 813; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан, 2016, N 22 (532), ст. 1025; 2017, N 2 (548), ст. 67; N 33 (579), ст. 1234; 2018, N 15 (597), ст. 578; 2019, N 33 (651), ст. 1669; 2020, N 13 (667), ст. 683; N 18 (672), ст. 960, 968; N 22 (676), ст. 1180; 2021, N 31 (721), ст. 1594) изменение, изложив ее в следующей редакции:


"2.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан осуществляется в целях реализации масштабного инвестиционного проекта, предусматривающего в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором инвестиционного проекта, строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов) и (или) иного объекта капитального строительства, при соблюдении одного или нескольких из следующих условий:


1) при финансировании инициатором инвестиционного проекта завершения строительства многоквартирного дома (многоквартирных домов), предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 3 марта 2011 года N 368-з "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" (далее - проблемный объект), в рамках заключенного договора о завершении строительства проблемного объекта между инициатором инвестиционного проекта и застройщиком проблемного объекта, в отношении которого отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), или договора о завершении строительства проблемного объекта, не предусматривающего финансирование застройщика проблемного объекта, между инициатором инвестиционного проекта и застройщиком проблемного объекта в случае введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", направленного на обеспечение исполнения застройщиком проблемного объекта обязательств перед гражданами, включенными в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"), ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) гражданами, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенными в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан, в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - граждане, признанные пострадавшими), путем передачи в собственность таким гражданам жилых помещений после получения разрешения на ввод в эксплуатацию в проблемном объекте, в случае, если размер финансирования равен или превышает рыночную стоимость права аренды предоставляемого земельного участка (земельных участков) с видом разрешенного использования, предусматривающего реализацию масштабного инвестиционного проекта;


2) инициатор инвестиционного проекта является приобретателем имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика проблемного объекта в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если расходы (затраты) инициатора инвестиционного проекта на завершение строительства проблемного объекта равны или превышают рыночную стоимость права аренды предоставляемого земельного участка (земельных участков) с видом разрешенного использования, предусматривающего реализацию масштабного инвестиционного проекта;


3) при передаче в собственность гражданам, признанным пострадавшими, жилых помещений, минимальное количество, а также минимальная площадь которых определяется в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, в построенном многоквартирном доме (многоквартирных домах) в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта в случае, если рыночная стоимость указанных жилых помещений не ниже рыночной стоимости права аренды предоставляемого земельного участка (земельных участков) с видом разрешенного использования, предусматривающего реализацию масштабного инвестиционного проекта;


4) при передаче в собственность гражданам, признанным пострадавшими, жилых помещений, минимальное количество, а также минимальная площадь которых определяется в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, в ином многоквартирном доме (многоквартирных домах), находящемся на территории муниципального образования Республики Башкортостан, в котором расположен проблемный объект, в случае, если рыночная стоимость указанных жилых помещений не ниже рыночной стоимости права аренды предоставляемого земельного участка (земельных участков) с разрешенным видом использования, предусматривающего реализацию масштабного инвестиционного проекта;


5) при передаче в последующем в собственность Республики Башкортостан с целью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, минимальное количество, а также минимальная площадь которых определяется в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, в многоквартирном доме (многоквартирных домах), строительство которого предусматривается в границах земельного участка (земельных участков), предоставленного для реализации масштабного инвестиционного проекта. При этом рыночная стоимость подлежащих передаче жилых помещений должна быть не ниже рыночной стоимости права аренды предоставляемого земельного участка (земельных участков) с разрешенным видом использования, предусматривающего реализацию масштабного инвестиционного проекта;


6) при передаче в собственность Республики Башкортостан с целью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в ином многоквартирном доме (многоквартирных домах), находящемся на территории муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого будет реализован масштабный инвестиционный проект, минимальное количество, а также минимальная площадь которых определяется в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан. При этом рыночная стоимость подлежащих передаче жилых помещений должна быть не ниже рыночной стоимости права аренды предоставляемого земельного участка (земельных участков) с разрешенным видом использования, предусматривающего реализацию масштабного инвестиционного проекта.


В рамках реализации одного масштабного инвестиционного проекта возможно также применение двух и более условий, установленных пунктами 1 - 6 настоящей части. В этом случае для целей настоящей части учитывается совокупность расходов (затрат) инициатора инвестиционного проекта, понесенных им при выполнении каждого из условий, установленных пунктами 1 - 6 настоящей части.


В случае реализации масштабного инвестиционного проекта при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1 - 4 настоящей части, предоставление земельного участка осуществляется в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого расположен проблемный объект.


В случае если земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены инициатору инвестиционного проекта в аренду без проведения торгов при соблюдении одного из условий, предусмотренных пунктами 3 - 4 настоящей части, инициатор инвестиционного проекта в целях защиты прав граждан, признанных пострадавшими, обеспечивает таких граждан жилыми помещениями путем передачи в собственность жилых помещений в построенном многоквартирном доме (многоквартирных домах) площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданами, признанными пострадавшими, в счет исполнения его обязательств по договору приобретения жилого помещения при условии передачи гражданами, признанными пострадавшими, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения, так и путем передачи в собственность гражданам, признанным пострадавшими, жилых помещений площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданами, признанными пострадавшими, в счет исполнения его обязательств по договору приобретения жилого помещения при условии передачи гражданами, признанными пострадавшими, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения в ином многоквартирном доме (многоквартирных домах), находящемся на территории муниципального образования Республики Башкортостан, в котором расположен проблемный объект.


Расходы (затраты) инициатора инвестиционного проекта должны быть равны или превышать рыночную стоимость жилых и нежилых помещений в проблемном объекте, свободных от прав граждан, заключивших договоры участия в долевом строительстве с застройщиком, определенную на дату заключения договора с застройщиком проблемного объекта либо государственной регистрации перехода к инициатору инвестиционного проекта прав и обязанностей застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного участка (земельных участков), на котором расположен проблемный объект.


К расходам (затратам) инициатора инвестиционного проекта относятся расходы (затраты) инициатора инвестиционного проекта на приобретение либо строительство жилых помещений, подлежащих передаче в собственность гражданам, признанным пострадавшими.


Порядок определения объемов финансирования, необходимых для завершения строительства проблемного объекта, а также методика определения расходов (затрат) инициатора инвестиционного проекта, необходимых для исполнения обязательств по обеспечению прав граждан, признанных пострадавшими, на жилые помещения определяется Правительством Республики Башкортостан.


Инициатор инвестиционного проекта должен соответствовать следующим требованиям:


1) наличие открытого банковского счета в одном уполномоченном банке, определенном в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и осуществление расчетов с техническим заказчиком, выполняющим работы в соответствии с договором, заключенным с инициатором инвестиционного проекта, и (или) генеральным подрядчиком, выполняющим работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с инициатором инвестиционного проекта, только с использованием указанного счета;


2) отсутствие процедуры ликвидации юридического лица - инициатора инвестиционного проекта;


3) отсутствие решения арбитражного суда о введении процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";


4) отсутствие решения арбитражного суда о приостановлении его деятельности в качестве меры административного наказания на дату подачи обращения;


5) отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов (целевых займов), связанных со строительством многоквартирного дома (многоквартирных домов) в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство;


6) имущество, принадлежащее инициатору инвестиционного проекта, не используется для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также для обеспечения исполнения собственных обязательств инициатора инвестиционного проекта, не связанных со строительством многоквартирного дома (многоквартирных домов) в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство;


7) отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;


8) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых на последнюю отчетную дату равен совокупному размеру требований к должнику - инициатору инвестиционного проекта или превышает его, что является условием для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Инициатор инвестиционного проекта считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату подачи обращения не принято либо не истек установленный законодательством Российской Федерации срок обжалования указанных недоимки, задолженности. Данное правило не применяется в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";


9) наличие у инициатора инвестиционного проекта или его основного общества либо любого из дочерних хозяйственных обществ основного общества юридического лица, выступающего инициатором инвестиционного проекта, опыта работы в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда не менее чем три года, предшествующих дате подачи обращения, подтверждаемого выданным в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности разрешением на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в совокупном объеме не менее пяти тысяч квадратных метров общей площади жилых помещений;


10) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в реестре недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведение которого осуществляется в соответствии с пунктами 28 и 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, сведений о юридическом лице - инициаторе инвестиционного проекта (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;


11) лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа инициатора инвестиционного проекта, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа инициатора инвестиционного проекта, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляет функции единоличного исполнительного органа инициатора инвестиционного проекта либо временного единоличного исполнительного органа инициатора инвестиционного проекта, а также физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 5 процентов) корпоративным юридическим лицом - инициатором инвестиционного проекта, главный бухгалтер инициатора инвестиционного проекта:


а) не имеют неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;


б) не имеют административного наказания в виде дисквалификации;


в) не имеют субсидиарной ответственности по обязательствам инициатора инвестиционного проекта и (или) ответственности в виде взыскания убытков с инициатора инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло не менее пяти лет);


г) не осуществляли функции единоличного исполнительного органа юридического лица в течение пяти лет, предшествовавших дате обращения, которое было признано арбитражным судом несостоятельным (банкротом);


д) прямо или косвенно (через третьих лиц) не осуществляли владения в течение трех лет, предшествовавших дате обращения, более 5 процентами акций (долей) юридического лица, которое было признано арбитражным судом несостоятельным (банкротом).


Порядок рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов, определения соответствия инициатора инвестиционного проекта требованиям, установленным настоящей частью, определяется Правительством Республики Башкортостан.".



Статья 2


Внести в часть 5 статьи 4.2 Закона Республики Башкортостан от 3 марта 2011 года N 368-з "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2011, N 11 (353), ст. 591; 2013, N 21 (423), ст. 960; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан, 2017, N 2 (548), ст. 66; N 33 (579), ст. 1234; 2019, N 4 (622), ст. 175; 2020, N 18 (672), ст. 960) следующие изменения:


1) пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1) финансирования инициатором инвестиционного проекта завершения строительства проблемного объекта в рамках заключенного договора о завершении строительства проблемного объекта между инициатором инвестиционного проекта и застройщиком проблемного объекта, в отношении которого отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", или договора о завершении строительства проблемного объекта, не предусматривающего финансирование застройщика проблемного объекта, между инициатором инвестиционного проекта и застройщиком проблемного объекта в случае введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", направленного на обеспечение исполнения застройщиком проблемного объекта обязательств перед гражданами, признанными пострадавшими, по заключенным договорам, предусматривающим передачу в собственность таким гражданам жилых помещений после получения разрешения на ввод в эксплуатацию в проблемном объекте;";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»