(с изменениями на 31 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 24.11.2022 N 696, от 16.03.2023 N 105, от 20.04.2023 N 178, от 05.07.2023 N 326, от 20.12.2023 N 607, от 28.03.2024 N 86, от 26.08.2024 N 396, от 31.10.2024 N 522)
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. 2416-З N 743-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия), в целях реализации единой государственной бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия) и функционирования бюджетной системы Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом".
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года следующие постановления Правительства Республики Саха (Якутия):
от 23 декабря 2021 г. N 547 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 15 сентября 2021 г. N 338";
от 25 февраля 2022 г. N 102 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 15 сентября 2021 г. N 338".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ"
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 24.11.2022 N 696, от 16.03.2023 N 105, от 20.04.2023 N 178, от 05.07.2023 N 326, от 20.12.2023 N 607, от 28.03.2024 N 86, от 26.08.2024 N 396, от 31.10.2024 N 522)
Наименование программы | Управление государственными финансами и государственным долгом | ||||
Куратор программы | Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) | ||||
Ответственный исполнитель программы | Министерство финансов Республики Саха (Якутия) | ||||
Соисполнители программы | - | ||||
Участники программы | Министерство финансов Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) | ||||
Перечень структурных элементов | Задача: создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Целевой индикатор: оценка Минфином России качества управления региональными финансами (степень качества управления региональными финансами: 1 - высокое, 2 - надлежащее, 3 - низкое) | ||||
2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | |
<= 2 | <= 2 | <= 2 | <= 2 | <= 2 | |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 16.03.2023 N 105) | |||||
Цель программы | Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Саха (Якутия) | ||||
Сроки реализации программы | 2023 - 2027 годы | ||||
Объем финансового обеспечения программы | Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 250 322 789,3 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 50 993 436,8 тыс. рублей; 2024 год - 53 053 619,3 тыс. рублей; 2025 год - 48 886 256,6 тыс. рублей; 2026 год - 48 652 308,2 тыс. рублей; 2027 год - 48 737 168,4 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 245 483 959,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 50 088 895,3 тыс. рублей; 2024 год - 52 203 146,6 тыс. рублей; 2025 год - 47 869 801,3 тыс. рублей; 2026 год - 47 618 627,8 тыс. рублей; 2027 год - 47 703 488,0 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 800 093,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 122 741,5 тыс. рублей; 2024 год - 149 120,9 тыс. рублей; 2025 год - 165 185,7 тыс. рублей; 2026 год - 181 522,7 тыс. рублей; 2027 год - 181 522,7 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов - 3 963 736,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 766 800,0 тыс. рублей; 2024 год - 686 351,8 тыс. рублей; 2025 год - 836 269,6 тыс. рублей; 2026 год - 837 157,7 тыс. рублей; 2027 год - 837 157,7 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств - 75 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 15 000 тыс. рублей; 2024 год - 15 000 тыс. рублей; 2025 год - 15 000 тыс. рублей; 2026 год - 15 000 тыс. рублей; 2027 год - 15 000 тыс. рублей | ||||
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 26.08.2024 N 396) | |||||
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | Сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможность для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация |
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами, безусловное выполнение расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства являются базовыми условиями для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития региона.
Управление государственными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.
В Республике Саха (Якутия) в рамках проводимой бюджетной реформы созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления государственными финансами, осуществлялись последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления региональными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.
В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:
реализация ряда мер, направленных на повышение качества выполнения бюджетных полномочий главными администраторами бюджета Республики Саха (Якутия);
осуществление мониторинга поступлений доходов от крупнейших налогоплательщиков и от хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Саха (Якутия), в том числе по Восточной газовой программе;
анализ текущих и оценка прогнозируемых платежей в бюджет крупных предприятий и обособленных подразделений организаций, занятых в реализации инвестиционных проектов в республике, позволивший минимизировать риски несбалансированности бюджета;
комплексная работа по оценке эффективности налоговых расходов, предоставленных по местным налогам по 445 муниципальным образованиям;
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств Республики Саха (Якутия);
обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет бюджетной консолидации и эффективного управления государственным долгом;
совершенствование процесса формирования обоснований бюджетных ассигнований бюджета Республики Саха (Якутия);
внедрение обзоров бюджетных расходов как основы повышения их эффективности;
совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств Республики Саха (Якутия);
повышение эффективности межбюджетных отношений и создание условий для устойчивости местных бюджетов;
развитие механизма инициативного бюджетирования;
совершенствование системы закупок Республики Саха (Якутия);
развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок;
совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета.
Структура доходов бюджета Республики Саха (Якутия) отражает особенности экономики региона - преобладание добывающей отрасли в валовом региональном продукте (ВРП). Вследствие этого поступления налоговых доходов характеризуются высокой зависимостью от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках и курса доллара США по отношению к рублю.
В 2020 - 2021 годах Республика Саха (Якутия) как и большинство субъектов Российской Федерации испытывала проблемы с наполнением доходной части бюджета из-за отрицательного влияния на экономику новой коронавирусной инфекции и снижения спроса на сырьевых рынках. Наибольшее снижение доходов отмечалось по алмазодобывающей отрасли, которая имеет стратегическое, бюджетообразующее значение для Якутии. Существовали риски неисполнения доходов: нестабильность мирового финансового рынка, наличие значительных сумм переплаты по налогу на прибыль, снижение налоговой базы предприятий нефтедобывающей отрасли в связи с ростом налоговой нагрузки по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет.
Проведена планомерная работа по закреплению на федеральном уровне полномочий республики в области осуществления прав собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы. Итогом проведенной работы стало принятие нормативных правовых актов:
Федерального закона от 23 мая 2018 г. N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации";
Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части направления доходов от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в бюджеты субъектов Российской Федерации;
Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом" обеспечено повышение эффективности использования доходного потенциала, минимизированы риски несбалансированности бюджета, в том числе связанных с влиянием на экономику последствий распространения эпидемии коронавируса, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в сложившихся экономических условиях.
Вместе с тем остается риск для сбалансированности бюджетной системы Республики Саха (Якутия) - изменения федерального законодательства, приводящие к сокращению доходной базы государственного бюджета.
В целях обеспечения предсказуемости параметров бюджетной системы на долгосрочный период в Республике Саха (Якутия) утвержден бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период - документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.
В целях обеспечения планирования бюджетных расходов в соответствии с утвержденными пределами бюджетных ассигнований, соблюдения принципа сбалансированности бюджетов, актуализации основных показателей по основным параметрам консолидированного, государственного и местных бюджетов ежегодно после принятия закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период утверждаются изменения в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период.