Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2022 года N 358


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом"

(с изменениями на 26 августа 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 24.11.2022 N 696, от 16.03.2023 N 105, от 20.04.2023 N 178, от 05.07.2023 N 326, от 20.12.2023 N 607, от 28.03.2024 N 86, от 26.08.2024 N 396)



В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. 2416-З N 743-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия), в целях реализации единой государственной бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия) и функционирования бюджетной системы Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года следующие постановления Правительства Республики Саха (Якутия):


от 15 сентября 2021 г. N 338 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом";


от 23 декабря 2021 г. N 547 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 15 сентября 2021 г. N 338";


от 25 февраля 2022 г. N 102 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 15 сентября 2021 г. N 338".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 июня 2022 г. N 358



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 24.11.2022 N 696, от 16.03.2023 N 105, от 20.04.2023 N 178, от 05.07.2023 N 326, от 20.12.2023 N 607, от 28.03.2024 N 86, от 26.08.2024 N 396)



ПАСПОРТ государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом"

Наименование программы

Управление государственными финансами и государственным долгом

Куратор программы

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)

Ответственный исполнитель программы

Министерство финансов Республики Саха (Якутия)

Соисполнители программы

-

Участники программы

Министерство финансов Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия)

Перечень структурных элементов

Задача: создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Целевой индикатор: оценка Минфином России качества управления региональными финансами (степень качества управления региональными финансами: 1 - высокое, 2 - надлежащее, 3 - низкое)

2023

2024

2025

2026

2027

<= 2

<= 2

<= 2

<= 2

<= 2

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 16.03.2023 N 105)

Цель программы

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Саха (Якутия)

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 250 322 789,3 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 50 993 436,8 тыс. рублей;

2024 год - 53 053 619,3 тыс. рублей;

2025 год - 48 886 256,6 тыс. рублей;

2026 год - 48 652 308,2 тыс. рублей;

2027 год - 48 737 168,4 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 245 483 959,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 50 088 895,3 тыс. рублей;

2024 год - 52 203 146,6 тыс. рублей;

2025 год - 47 869 801,3 тыс. рублей;

2026 год - 47 618 627,8 тыс. рублей;

2027 год - 47 703 488,0 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 800 093,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 122 741,5 тыс. рублей;

2024 год - 149 120,9 тыс. рублей;

2025 год - 165 185,7 тыс. рублей;

2026 год - 181 522,7 тыс. рублей;

2027 год - 181 522,7 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 3 963 736,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 766 800,0 тыс. рублей;

2024 год - 686 351,8 тыс. рублей;

2025 год - 836 269,6 тыс. рублей;

2026 год - 837 157,7 тыс. рублей;

2027 год - 837 157,7 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 75 000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 15 000 тыс. рублей;

2024 год - 15 000 тыс. рублей;

2025 год - 15 000 тыс. рублей;

2026 год - 15 000 тыс. рублей;

2027 год - 15 000 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 26.08.2024 N 396)

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

возможность для самореализации и развития талантов;

комфортная и безопасная среда для жизни;

достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

цифровая трансформация



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)


Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами, безусловное выполнение расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства являются базовыми условиями для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития региона.


Управление государственными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.


В Республике Саха (Якутия) в рамках проводимой бюджетной реформы созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления государственными финансами, осуществлялись последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления региональными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.


В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:


реализация ряда мер, направленных на повышение качества выполнения бюджетных полномочий главными администраторами бюджета Республики Саха (Якутия);


осуществление мониторинга поступлений доходов от крупнейших налогоплательщиков и от хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Саха (Якутия), в том числе по Восточной газовой программе;


анализ текущих и оценка прогнозируемых платежей в бюджет крупных предприятий и обособленных подразделений организаций, занятых в реализации инвестиционных проектов в республике, позволивший минимизировать риски несбалансированности бюджета;


комплексная работа по оценке эффективности налоговых расходов, предоставленных по местным налогам по 445 муниципальным образованиям;


организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств Республики Саха (Якутия);


обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет бюджетной консолидации и эффективного управления государственным долгом;


совершенствование процесса формирования обоснований бюджетных ассигнований бюджета Республики Саха (Якутия);


внедрение обзоров бюджетных расходов как основы повышения их эффективности;


совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств Республики Саха (Якутия);


повышение эффективности межбюджетных отношений и создание условий для устойчивости местных бюджетов;


развитие механизма инициативного бюджетирования;


совершенствование системы закупок Республики Саха (Якутия);


развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок;


совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета.


Структура доходов бюджета Республики Саха (Якутия) отражает особенности экономики региона - преобладание добывающей отрасли в валовом региональном продукте (ВРП). Вследствие этого поступления налоговых доходов характеризуются высокой зависимостью от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках и курса доллара США по отношению к рублю.


В 2020 - 2021 годах Республика Саха (Якутия) как и большинство субъектов Российской Федерации испытывала проблемы с наполнением доходной части бюджета из-за отрицательного влияния на экономику новой коронавирусной инфекции и снижения спроса на сырьевых рынках. Наибольшее снижение доходов отмечалось по алмазодобывающей отрасли, которая имеет стратегическое, бюджетообразующее значение для Якутии. Существовали риски неисполнения доходов: нестабильность мирового финансового рынка, наличие значительных сумм переплаты по налогу на прибыль, снижение налоговой базы предприятий нефтедобывающей отрасли в связи с ростом налоговой нагрузки по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет.


Проведена планомерная работа по закреплению на федеральном уровне полномочий республики в области осуществления прав собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы. Итогом проведенной работы стало принятие нормативных правовых актов:


Федерального закона от 23 мая 2018 г. N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации";


Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части направления доходов от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в бюджеты субъектов Российской Федерации;


распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 1457-р "О согласовании создания Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия)".


Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом" обеспечено повышение эффективности использования доходного потенциала, минимизированы риски несбалансированности бюджета, в том числе связанных с влиянием на экономику последствий распространения эпидемии коронавируса, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в сложившихся экономических условиях.


Вместе с тем остается риск для сбалансированности бюджетной системы Республики Саха (Якутия) - изменения федерального законодательства, приводящие к сокращению доходной базы государственного бюджета.


В целях обеспечения предсказуемости параметров бюджетной системы на долгосрочный период в Республике Саха (Якутия) утвержден бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период - документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.


В целях обеспечения планирования бюджетных расходов в соответствии с утвержденными пределами бюджетных ассигнований, соблюдения принципа сбалансированности бюджетов, актуализации основных показателей по основным параметрам консолидированного, государственного и местных бюджетов ежегодно после принятия закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период утверждаются изменения в бюджетный прогноз Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»