Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 22 апреля 2022 года N 149-о


О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 20.10.2016 N 799-о "Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 30.01.2023 N 40-о.
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании подпункта 22 пункта 4 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13, приказываю:


1. Приложение к приказу министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 20.10.2016 N 799-о "Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" изложить в новой редакции (приложение).


2. Приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 25.02.2022 N 65-о признать утратившим силу.


3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.


4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - директора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Сорокина К.В.



Министр природных
ресурсов и экологии
Тульской области
Ю.Ю.ПАНФИЛОВ



Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Тульской области
от 22.04.2022 N 149-о



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ



Паспорт Региональной программы

Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области

Цель программы

Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами

Задачи программы

1) обеспечение функционирования единой системы управления в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с действующим законодательством;

2) стимулирование внедрения селективного метода накопления отходов, обработки и утилизации различных видов отходов, в том числе твердых коммунальных отходов и отходов от использования товаров;

3) строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

4) выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий;

5) организация системной просветительской и пропагандистской работы и информационного обеспечения в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами

Целевые показатели и результаты программы

1) доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

2) доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

3) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

4) доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов;

5) установка контейнеров для раздельного накопления ТКО, устанавливаемых на контейнерные площадки, включенные в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в 2027 году 5000 контейнеров;

6) увеличение количества ликвидированных свалок до 33 к 2026 году;

7) увеличение доли населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 100%;

8) количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году - 1 шт.;

9) численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, - к 2024 году 5,9 тыс. чел.;

10) количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде к 2024 году - 1 шт.;

11) численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, - 4,6 тыс. чел.

12) введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации твердых коммунальных отходов;

13) введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов



Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы обращения с отходами на территории Тульской области


Тульская область - индустриальный регион Центрального федерального округа Российской Федерации с исторически сложившейся специализацией на производстве машиностроительной, химической и металлургической продукции. Промышленность Тульской области имеет многоотраслевую структуру, включая электроэнергетику, черную металлургию, машиностроение, производство строительных материалов, химическую отрасль, а также пищевую и легкую промышленность.


Согласно стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176, целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.


Указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 (в редакции от 12.10.2021) определены основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года.


Во исполнение Федерального закона "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2019 осуществлен переход на новую систему обращения с ТКО.


Особое внимание уделено проблемам охраны окружающей среды и совершенствованию государственной экологической политики Тульской области.


В частности, одной из основных целей направления "Экология" является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены.


В 2021 году муниципальными образования (г. Алексин, г. Ефремов, г. Новомосковск, Белевский, Дубенский, Кимовский, Суворовский, Плавский, Узловский, Ясногорский районы) с привлечением бюджета области ликвидировано 38 несанкционированных свалок с объемом финансирования 18,8 млн. руб. С общей площади в 20,5 га было удалено 28,8 тыс. м3 отходов.


В 2021 году начата реализация биологического этапа рекультивации свалок в г. Богородицке и пгт Славный (1 год).


По 9 объектам мест размещения отходов (Алексин, Нечаево, Новоселебное, Коптевка, Богородицк, Товарковский, Подиваньково, шахта N 33 Донской, шахта N 38 Кимовский районы) организована разработка проектной документации для дальнейшей рекультивации.


Из 33 крупных муниципальных (районных) свалок, не соответствующих установленным требованиям, по состоянию на 01.01.2022 ликвидировано 25. Достигнут показатель по ликвидации свалок и объектов размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, с последующей рекультивацией загрязненных территорий (План действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года). В 2021 году рекультивированы 2 свалки в МО Кимовский и Киреевский районы.


Основные направления развития сферы обращения с отходами и развития отходоперерабатывающей отрасли в Тульской области определены территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.


На сегодняшний день на территории Тульской области предусмотрено создание объектов обращения с отходами, которые комплексно обеспечат переработку мусора и извлечение из него полезных компонентов с максимально возможным использованием наилучших доступных технологий.


На территории Тульской области имеется 8 действующих объектов размещения ТКО и 2 объекта обработки (сортировки) ТКО. Указанные объекты расположены в МО г. Ефремов, МО г. Тула (4 объекта), МО г. Новомосковск, а также в Веневском, Дубенском (2 объекта), Куркинском районах области.


Для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций, обработанных ТКО, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью и емкостью.


Весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.


Для увеличения доли переработанных отходов предусмотрено создание двух межмуниципальных комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов в МО г. Тула и МО Узловский район.


С сентября 2020 г. на территории полигона ТКО в Дубенском районе осуществляет деятельность производственно-технический комплекс по обращению с ТКО компании ООО "МСК-НТ". Годовая мощность обработки комплекса составляет 440 тыс. тонн/год. В пневмокаркасном арочном сооружении размещается линия по обработке отходов, в результате деятельности которой выделяются вторичные материальные ресурсы, направляемые на утилизацию. В 2022 году предусмотрена реконструкция полигона ТКО (увеличение вместимости). Следующим шагом реконструкции объекта будет формирование полей компостирования (2027 год), на которое будет направлено 16% от входного потока отходов.


Кроме того, в августе 2020 года введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция ООО "Энергокор-Агро" в Ленинском районе мощностью до 50 тыс. т/год. Станция оснащена сортировочной линией, состоящей из цепного конвейера, ленточного конвейера и вертикального пресса.


На территории муниципального образования г. Тула в 2021 году завершено строительство нового полигона ТКО мощностью не менее 360 тыс. т/год.


Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Хартия" ведется строительство Комплекса переработки отходов мощностью до 580 тыс. т/год, которое предусмотрено в 2 этапа:


- 1 этап строительства - "Объект вспомогательного использования на территории "КПО Тула" - ОВИ КПО "Тула" - мощностью не более 100 тыс. т/год, введен в эксплуатацию в декабре 2021 г. Указанный объект предусматривает линию сортировки, модули гидросепарации и бесконтактного расщепления полимеров, участок производства техногрунта.


- 2 этап строительства - "Комплекс переработки отходов в г. Туле - КПО "Тула" - мощностью не менее 480 тыс. т/год, ввод в эксплуатацию планируется в 2023 году.


Также планируется создание индустриального комплекса обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории Узловского района Тульской области мощностью 300 тыс. т/год.


В целях минимизации накопленного экологического ущерба объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов.


Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Тульской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 22.09.2016 N 682-о (в ред. приказа от 31.12.2018 N 1144-о), запланирован поэтапный переход на раздельное накопление отходов.


В 2020 г. региональными операторами по обращению с ТКО ООО "Хартия" и ООО "МСК-НТ" осуществлялась организация раздельного сбора отходов в ходе праздников и общественно значимых мероприятий ("Тульский полумарафон 2020", марафон "Щит и меч", 640-я годовщина победы русского воинства в Куликовской битве), поддерживалось сотрудничество с общественными экологическими организациями "ЭКА" и ТРОО "Экологическая защита" в части проведения экологических акций, уроков, организации сбора и транспортирования вторичного сырья.


В 2020 - 2021 гг. продолжили функционирование мобильные пункты региональных операторов ООО "Хартия" и ООО "МСК-НТ" по приему раздельно накопленных отходов.


В 2021 году в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" реализовано мероприятие по закупке субъектами РФ контейнеров для раздельного накопления ТКО, устанавливаемых на контейнерные площадки, включенные в реестр мест (площадок) накопления ТКО, закуплено 456 контейнеров.


За период с 2019 года создано порядка 4,0 тыс. контейнерных площадок, соответствующих санитарным требованиям.


Значительное внимание уделяется совершенствованию системы оперативного мониторинга и контроля потоков ТКО. В дополнение к уже созданной системе контроля вывоза ТКО с контейнерных площадок разработано и внедрено программное обеспечение (система) для автоматизации, контроля и учета обращения с ТКО, в том числе транспортирования, утилизации, размещения ТКО.


Система позволяет провести аналитику деятельности региональных операторов и обеспечить учет данных по объектам размещения ТКО, транспортным средствам и их фактическим рейсам и возможность визуального анализа ситуации по обращению с ТКО за счет вывода данных на карту Тульской области и их фильтрации.



Раздел 2. Целевые показатели и результаты Региональной программы

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Базовое значение показателя

Целевые значения показателей

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

1

Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов

процент

100,00

98,50

95,70

95,70

90,90

90,90

2

Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов

процент

0,00

1,50

4,30

4,30

9,10

9,10

3

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов

процент

0,00

11,90

30,00

30,00

100,00

100,00

4

Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов

процент

0,00

38,00

37,00

36,00

-

-

5

Установка контейнеров для раздельного накопления ТКО, устанавливаемых на контейнерные площадки, включенные в реестр мест (площадок) накопления

штука

0

456

1456

2456

3456

5000

6

Количество ликвидированных свалок

штука

25

26

28

31

33

33

7

Доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами

процент

100

100

100

100

100

100

8

Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов

штука

1

1

1

1

1

1

9

Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов

тысяча человек

5,9

5,9

5,9

5,9

5,9

5,9

10

Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде

штука

1

1

1

1

1

1

11

Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации

тысяча человек

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

4,6

12

Введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов

млн. тонн

0,0

0,59

1,37

1,37

1,37

1,37

13

Введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации твердых коммунальных отходов

млн. тонн

0,0

0,018

0,227

0,272

0,272

0,272

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»