МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20 октября 2016 года N 799-о


Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

(с изменениями на 30 января 2023 года)

(в ред. приказов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06.03.2018 N 172-о, от 25.02.2022 N 65-о, от 22.04.2022 N 149-о, от 30.01.2023 N 40-о)




В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании подпункта 18 пункта 4 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13, приказываю:


1. Утвердить Региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (приложение).


2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - директора департамента охраны окружающей среды и экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Тульской области К.В. Сорокина.



Министр природных
ресурсов и экологии
Тульской области
Ю.Ю.ПАНФИЛОВ



Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Тульской области
от 20.10.2016 N 799-о



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

(в ред. приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 30.01.2023 N 40-о)




Паспорт Региональной программы

Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области

Цель программы

Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами

Задачи программы

1) обеспечение функционирования единой системы управления в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с действующим законодательством;

2) стимулирование внедрения селективного метода накопления отходов, обработки и утилизации различных видов отходов, в том числе твердых коммунальных отходов и отходов от использования товаров;

3) строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

4) выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий;

5) организация системной просветительской и пропагандистской работы и информационного обеспечения в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами

Целевые показатели и результаты программы

1) доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

2) доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

3) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

4) доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов;

5) установка контейнеров для раздельного накопления ТКО, устанавливаемых на контейнерные площадки, включенные в реестр мест (площадок) накопления ТКО;

6) увеличение количества ликвидированных свалок;

7) количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов;

8) численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов;

9) количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;

10) численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации;

11) введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации твердых коммунальных отходов;

12) введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов;

13) доля используемых вторичных ресурсов для производства сырья в промышленности;

14) доля золошлаковых отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных золошлаковых отходов



Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы обращения с отходами на территории Тульской области


Тульская область - индустриальный регион Центрального федерального округа Российской Федерации с исторически сложившейся специализацией на производстве машиностроительной, химической и металлургической продукции. Промышленность Тульской области имеет многоотраслевую структуру, включая электроэнергетику, черную металлургию, машиностроение, производство строительных материалов, химическую отрасль, а также пищевую и легкую промышленность.


Согласно стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176, целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.


Указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 (в редакции от 12.10.2021) определены основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года.


Во исполнение Федерального закона "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2019 осуществлен переход на новую систему обращения с ТКО.


Особое внимание уделено проблемам охраны окружающей среды и совершенствованию государственной экологической политики Тульской области.


В частности, одной из основных целей направления "Экология" является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены.


В 2021 году муниципальными образованиями (г. Алексин, г. Ефремов, г. Новомосковск, Белевский, Дубенский, Кимовский, Суворовский, Плавский, Узловский, Ясногорский районы) с привлечением бюджета области ликвидировано 38 несанкционированных свалок с объемом финансирования 18,8 млн. руб. С общей площади в 20,5 га было удалено 28,8 тыс. м3 отходов.


В 2021 году начата реализация биологического этапа рекультивации свалок в г. Богородицке и пгт Славный (1 год).


По 9 объектам мест размещения отходов (Алексин, Нечаево, Новоселебное, Коптевка, Богородицк, Товарковский, Подиваньково, шахта N 33 Донского, шахта N 38 Кимовского районов) организована разработка проектной документации для дальнейшей рекультивации.


Из 33 крупных муниципальных (районных) свалок, не соответствующих установленным требованиям, по состоянию на 01.01.2022 ликвидировано 25. Достигнут показатель по ликвидации свалок и объектов размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, с последующей рекультивацией загрязненных территорий (План действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года). В 2021 году рекультивированы 2 свалки в МО Кимовский и Киреевский районы.


В 2022 году на территории Тульской области в общей сумме ликвидирована 571 несанкционированная свалка, из которых 564 ликвидировано органами местного самоуправления в Тульской области за счет средств местного бюджета в сумме 13,1 млн. руб., и 25 свалок ликвидировано муниципальными образованиями за счет средств бюджета Тульской области (г. Алексин, г. Ефремов, г. Новомосковск, Дубенский, Кимовский, Узловский, Чернский районы) на сумму 51,7 млн. руб. За счет средств бюджета Тульской области с общей площади в 61,55 га было удалено 117,4 тыс. м3 отходов.


Из 33 крупных муниципальных (районных) свалок, не соответствующих установленным требованиям, по состоянию на 01.01.2023 ликвидировано 25. Достигнут показатель по ликвидации свалок и объектов размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, с последующей рекультивацией загрязненных территорий (План действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года).


За счет средств бюджета Тульской области в 2022 году выполнены работы биологического этапа рекультивации свалки в д. Каменка Кимовского района (2-й год), начата реализация биологического этапа рекультивации свалки в г. Киреевск (1-й год).


Основные направления развития сферы обращения с отходами и развития отходоперерабатывающей отрасли в Тульской области определены территориальной схемой в области обращения с отходами в Тульской области региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.


На сегодняшний день на территории Тульской области предусмотрено создание объектов обращения с отходами, которые комплексно обеспечат переработку мусора и извлечение из него полезных компонентов с максимально возможным использованием наилучших доступных технологий.


На территории Тульской области имеется 8 действующих объектов размещения ТКО и 3 объекта обработки (сортировки) ТКО. Указанные объекты расположены в МО г. Ефремов, МО г. Тула (5 объектов), МО г. Новомосковск, а также в Веневском, Дубенском (2 объекта), Куркинском районах области. Непосредственно объекты обработки ТКО расположены в МО г. Тула и в Дубенском районе.


Для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций, обработанных ТКО, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью и емкостью.


Весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.


Для увеличения доли переработанных отходов предусмотрено создание двух межмуниципальных комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов в МО г. Тула и МО Узловский район.


С сентября 2020 г. на территории полигона ТКО в Дубенском районе осуществляет деятельность объект обработки ТКО на территории полигона в Дубенском районе компании ООО "МСК-НТ". Годовая мощность обработки комплекса составляет 440 тыс. т/год. В 2022 - 2023 гг. осуществляется реконструкция полигона ТКО (увеличение вместимости). Следующим шагом реконструкции объекта будет формирование полей компостирования (2027 год), на которое будет направлено 16% от входного потока отходов.


На территории муниципального образования г. Тула в 2021 году завершено строительство нового полигона ТКО мощностью не менее 360 тыс. т/год.


Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Хартия" ведется строительство Комплекса переработки отходов в г. Туле мощностью до 580 тыс. т/год, которое предусмотрено в 2 этапа:


- Объект вспомогательного использования на территории Комплекса переработки отходов в г. Туле, 1 этап строительства - мощностью обработки 100 тыс. т/год, мощностью утилизации 18 тыс. т/год, введен в эксплуатацию в декабре 2021 г.;


- Комплекс переработки отходов в г. Туле, 2 этап строительства - мощностью обработки не менее 480 тыс. т/год и суммарной мощностью утилизации 208,8 тыс. т/год. Ввод в эксплуатацию планируется в 2023 году.


Также планируется создание Индустриального комплекса обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов на территории Узловского района Тульской области: мощность обработки ТКО - 300 тыс. т/год, мощность участка производства технологической древесной щепы - 2880 тонн в год, мощность объекта размещения - 254,983 тыс. т/год, ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2024 г.


В целях минимизации накопленного экологического ущерба объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов.


Территориальной схемой обращения с отходами в Тульской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 30.12.2022 N 603-о, запланирован поэтапный переход на раздельное накопление отходов.


В 2020 г. региональными операторами по обращению с ТКО ООО "Хартия" и ООО "МСК-НТ" осуществлялась организация раздельного сбора отходов в ходе праздников и общественно значимых мероприятий ("Тульский полумарафон 2020", марафон "Щит и меч", 640-я годовщина победы русского воинства в Куликовской битве), поддерживалось сотрудничество с общественными экологическими организациями "ЭКА" и ТРОО "Экологическая защита" в части проведения экологических акций, уроков, организации сбора и транспортирования вторичного сырья.


Дополнительно продолжают функционирование мобильные пункты региональных операторов по приему раздельно накопленных отходов, а также стационарный пункт раздельного сбора отходов по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, 215. В 2021 году закуплены контейнеры для раздельного накопления ТКО в рамках реализации федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в количестве 456 шт.


Все 456 контейнеров для раздельного накопления ТКО расставлены на территории муниципальных образований: г. Тула, г. Новомосковск, Щекинский и Узловский районы. Полный перечень адресов размещен на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в сети "Интернет". В данный перечень включены как контейнерные площадки образовательных учреждений, так и контейнерные площадки для жителей МКД и частного сектора. Отбор контейнерных площадок осуществляется с учетом методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления сбора ТКО, разработанных Минприроды России. За период с 2019 года создано порядка 4,3 тыс. контейнерных площадок, соответствующих санитарным требованиям.


Значительное внимание уделяется совершенствованию системы оперативного мониторинга и контроля потоков ТКО. В дополнение к уже созданной системе контроля вывоза ТКО с контейнерных площадок разработано и внедрено программное обеспечение (система) для автоматизации, контроля и учета обращения с ТКО, в том числе транспортирования, утилизации, размещения ТКО.


Система позволяет провести аналитику деятельности региональных операторов и обеспечить учет данных по объектам размещения ТКО, транспортным средствам и их фактическим рейсам и возможность визуального анализа ситуации по обращению с ТКО за счет вывода данных на карту Тульской области и их фильтрации.


Внедрение раздельного накопления ТКО способствует увеличению доли утилизации вторичных материальных ресурсов.


Одним из инструментов раздельного накопления отдельных видов отходов (отходы стекла, пластиковой тары, алюминиевой тары) является прием указанных отходов через фандоматы, установленные в местах массового пребывая людей, на площадках проведения массовых культурных мероприятий.


В рамках перспективного запуска пилотного проекта "Комплексная система обращения с отходами производства и потребления на принципах экономики замкнутого цикла" и формирования сети фандоматов на территории Тульской области региональным оператором зоны деятельности в области обращения с ТКО N 1 ООО "Хартия" даны предложения по созданию системы сбора использования тары через сеть фандоматов на территории города Тулы.


Утилизация пластиковой тары может быть обеспечена на Комплексе переработки отходов в г. Туле, 2 этап строительства, где запланирован участок расщепления полимерных материалов, предназначенный для низкотемпературного пиролиза полимерных и других органических фракций твердых коммунальных отходов с получением жидкого печного топлива.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»