ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2022 года N 342


О внесении изменений и дополнения в Постановление правительства Тульской области от 25.11.2013 N 684



В соответствии со статьей 48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:


1. Внести в Постановление правительства Тульской области от 25.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Информационное общество Тульской области" следующие изменения и дополнение:


1) в пункте 1 Постановления текст "(приложение)" заменить текстом "(приложение N 1)";


2) пункт 2 Постановления изложить в новой редакции:


"2. Утвердить состав управляющего совета государственной программы Тульской области "Информационное общество Тульской области" по должностям (приложение N 2).";


3) приложение к Постановлению изложить в новой редакции (приложение N 1);


4) дополнить Постановление приложением N 2 (приложение N 2).


2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН



Приложение N 1
к Постановлению правительства
Тульской области
от 25.05.2022 N 342



Приложение N 1
к Постановлению правительства
Тульской области
от 25.11.2013 N 684



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы



1. Оценка текущего состояния сферы информатизации Тульской области


Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. На территории Тульской области становление и дальнейшее развитие информационного общества характеризуется высоким уровнем развития телекоммуникационных технологий, а также интенсивностью их использования бизнес-сообществом, гражданами и органами государственной власти.


Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказала безусловное влияние на все отрасли экономики, включая сферу услуг электросвязи. Произошедшие в короткое время структурные изменения во всех отраслях экономики повлияли на деятельность операторов связи, заставив их диверсифицировать оказание услуг, а также усилить мощности для передачи трафика данных, возросшего в несколько раз в условиях перехода на дистанционный режим работы.


Отрасль "Связь" в Тульской области достаточно развита и представлена большим количеством операторов и провайдеров. 20 операторов связи оказывают услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, 35 операторов - услуги телематических служб (доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), 28 операторов - услуги связи для целей кабельного вещания, 11 операторов работают в сфере почтовой связи. Рост числа операторов ограничился с учетом имеющегося предложения.


По числу абонентов мобильного широкополосного доступа к сети "Интернет" регион занимает 3-е место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО). Покрытие мобильной связью на территории Тульской области является одним из лучших в ЦФО. В 2021 году запущено в эксплуатацию более 200 новых базовых станций. Модернизировано более 900 базовых станций. Широко используются различные стандарты сети, в том числе технологии 3G, 4G. На территории региона в 2021 году реализован проект по строительству сети LTE вдоль федеральных трасс М-2 "Крым" и М-4 "Дон", а также строительство сетей 4-го поколения. В планах операторов на 2022 год обеспечить 95% покрытия стандартом LTE в населенных пунктах с численностью населения от 1000 человек, на федеральных и региональных трассах.


По итогам 2020 года значение показателя "Доля домашних хозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", в общем числе домашних хозяйств" составило 89,1% (плановое значение 84%).


Постановлением правительства Тульской области от 09.04.2020 N 168 был утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на развитие инфраструктуры связи в сельской местности на территории Тульской области. В 2020 - 2021 годах по программе субсидирования сети связи построены в 107 сельских населенных пунктах.


Особо следует отметить достижение в 2021 году необходимых показателей по импортозамещению: 60% отечественных операционных систем в органах исполнительной власти Тульской области, 50,9% - в подведомственных учреждениях. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения составила 83,13%, что на 8,13% больше планового значения.


В рамках проекта по переходу на отечественное программное обеспечение в 2021 году было установлено 353 лицензии Astra Linux в органах исполнительной власти Тульской области и 170 лицензий - в подведомственных учреждениях.


На всех автоматизированных рабочих местах сотрудников органов исполнительной власти Тульской области установлены продукты отечественного программного обеспечения: антивирусы "Kaspersky Security", Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота ("Дело"), интернет-браузеры Яндекс и Спутник, справочная правовая система (СПС) "КонсультантПлюс" и электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ", ведется работа по внедрению офисного пакета редакторов "Мой Офис". Все эти мероприятия отображают положительную динамику в переходе региона на отечественное программное обеспечение и удовлетворение всех федеральных показателей, связанных с цифровой трансформацией.


В Тульской области ведется постоянное совершенствование системы информационной безопасности, направленное на повышение ее эффективности. Защита информации - одно из ключевых условий обеспечения безопасности региона и жителей.


На 2022 год:


все региональные и муниципальные информационные системы аттестованы на соответствие требованиям информационной безопасности;


более 3 тысяч рабочих мест и серверов органов исполнительной власти Тульской области защищены отечественными средствами защиты информации;


более 21 тысячи рабочих мест органов исполнительной власти Тульской области и подведомственных им государственных учреждений обеспечены средствами антивирусной защиты;


создано и осуществляется сопровождение 2 систем защищенной электронной почты, обслуживающих более 27 тысяч адресов;


эксплуатируются актуальные средства межсетевого экранирования нового поколения, а также актуальные системы обнаружения вторжений и компьютерных атак;


40 социально значимых региональных интернет-ресурсов подключено к сети "Интернет" через российский государственный сегмент сети RSNet.


Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вносит коррективы и в вопросы информационной безопасности. Особое внимание уделяется обеспечению защиты информации при переводе органов исполнительной власти Тульской области и их подведомственных учреждений на удаленный режим работы. Для этой цели дополнительно внедрена система выявления целевых атак, позволяющая регистрировать инциденты и автоматически их устранять. Это позволило избежать возникновения угроз информационной безопасности при достаточно уязвимом режиме работы.


Вопросы информационной безопасности всегда требуют комплексного подхода. Глобальная информатизация ежедневно бросает новые вызовы. Главная задача - давать им адекватный ответ, находить новые способы и методы ведения этой работы, повышая ее эффективность.


Внедрение автоматизированных информационных программ напрямую зависит от уровня компьютерной грамотности граждан, поэтому проблема обучения работе с информационными системами, программными продуктами с целью повышения профессиональных знаний, умений и навыков становится чрезвычайно актуальной.


Группой "Учебный центр" государственного автономного учреждения Тульской области "Центр информационных технологий" с 2016 года регулярно проводится обучение граждан работе с информационными системами и достигается плановый показатель 3000 обученных граждан в год.


В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией сохраняется высокий уровень звонковой нагрузки на единый Контактный Центр при правительстве Тульской области (далее - ЕКЦ). ЕКЦ способствует снятию социальной напряженности в регионе и предоставляет консультации по самым разнообразным вопросам, тем самым снижая количество письменных обращений граждан.


В результате проведенных реформ, направленных на оптимизацию государственного управления, повышение эффективности процесса предоставления государственных услуг были созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). На территории Тульской области создана сеть МФЦ, которая насчитывает 34 отделения и более 70 территориально обособленных структурных подразделений, предоставляющих около 300 государственных, муниципальных и иных услуг и сервисов для заявителей. Система МФЦ вывела взаимодействие граждан с государством на качественно новый уровень, позволила снизить временные и финансовые издержки при получении государственных и муниципальных услуг, способствует информированности граждан о цифровых каналах получения услуг.


Развитие сети МФЦ в Тульской области позволило достичь удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на уровне более 99%, на базе отделений МФЦ оказывается более 2 млн. услуг ежегодно.


В рамках цифровой трансформации повышается востребованность МФЦ как центра компетенций по работе с электронными сервисами и оказанию гражданам комплексных услуг в цифровом формате.


На территории Тульской области предоставляются 80 массовых социально значимых услуг. В 2021 году 78 из них - в сферах социальной защиты, строительства и архитектуры, охраны объектов культурного наследия, транспорта и дорожного хозяйства, природных ресурсов и экологии, и иных сферах - стали доступны гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения в электронном формате на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).


Кроме того, в Тульской области реализуется перевод в электронный формат услуг, не относящихся к массовым социально значимым услугам: выдача заключения о возможности быть опекуном (попечителем), усыновителем; утверждение актов лесопатологического обследования; государственная регистрация аттракционов, предоставление проекта лесовосстановления и внесения в него изменений; предоставление проекта лесоразведения и внесения в него изменений; лицензирование фармацевтической деятельности.


Перевод услуг в электронный формат позволил оптимизировать процесс получения услуг заявителями путем сокращения времени предоставления услуг, упрощения формы подачи заявления, уменьшения количества обязательных документов, возможности подачи документов в электронном формате в режиме 24/7 с любого устройства, получения результата предоставления услуги в электронном формате, подписанного электронной подписью.


Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N ПР-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту Постановлением правительства Тульской области от 20.08.2021 N 515 утверждена стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тульской области (далее - Стратегия).


Общий контроль и руководство разработкой Стратегии осуществлялся министерством по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области. По результатам проведенных отраслевых стратегических сессий с привлечением представителей общественности и профильных специалистов были определены 67 наиболее приоритетных проектов для включения в Стратегию. 6 направлений являются обязательными для всех регионов: "Образование и наука", "Здравоохранение", "Развитие городской среды", "Транспорт и логистика", "Государственное управление", "Социальная сфера". Для Тульской области выбраны дополнительные направления: "Промышленность" и "Экология и природопользование", как имеющие критическое значение для региона.


Высокие темпы процессов, происходящих в современном мире, стремительно возрастающие объемы данных, которые необходимо должным образом обрабатывать и анализировать, обуславливают потребность создания современных многоагентных, высокопроизводительных цифровых платформ для обеспечения возможности разработки и принятия максимально оперативных, но одновременно с этим взвешенных решений в сфере социально-экономического и общественно-политического развития, обеспечения комплексной безопасности и мобилизационной готовности региона.


Ситуационный центр Губернатора Тульской области, созданный на основании Указа Губернатора Тульской области от 10 сентября 2020 года N 109, выполняет роль единого информационного пространства для получения и обмена информацией в целях поддержки принятия управленческих решений.


В период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Ситуационный центр Губернатора Тульской области доказал эффективность единой точки входа для получения, обработки и обмена информации, обеспечивая взаимодействие и координацию деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, органов исполнительной власти Тульской области и подведомственных им учреждений, по своевременному внесению синхронизированных сведений в информационные системы (ресурсы) регионального и федерального уровня в установленном законодательством порядке.


В 2021 году Ситуационный центр Губернатора Тульской области показал положительную динамику в росте ключевых показателей, необходимых для работы руководства региона и органов исполнительной власти, по сравнению с 2020 годом количество интеграций с федеральными и региональными системами увеличилось на 57%, количество рабочих информационных панелей увеличилось на 88%, количество вновь внедренных программных продуктов - на 50%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»