ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2021 года N 515


Об утверждении стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тульской области

(с изменениями на 19 октября 2022 года)

(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 28.12.2021 N 885, от 09.09.2022 N 580, от 19.10.2022 N 652)




В соответствии с пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N Пр-2242, на основании статьи 46 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 09.09.2022 N 580)


1. Утвердить стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тульской области (приложение).


2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН



Приложение
к Постановлению правительства
Тульской области
от 20.08.2021 N 515



СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Правительства Тульской области от 09.09.2022 N 580, от 19.10.2022 N 652)




1. Раздел "Основные положения"


1.1. Основания разработки.


Основаниями разработки стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тульской области (далее - Стратегия цифровой трансформации) являются:


Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ;


Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";


Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203;


Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";


Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915";


Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р;


Перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242;


Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация";


Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 N 601 "Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация";


Перечень поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. от 17.05.2021 N ДЧ-П10-6146.


1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий.


В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии (сквозные цифровые технологии, далее - СЦТ):


анализ временным рядом;


генерация текстов;


интернет вещей;


квантовые технологии;


компоненты роботехники и сенсорика;


компьютерное зрение;


машинный перевод;


нейротехнологии и искусственный интеллект;


новые производственные технологии;


облачные технологии;


обработка естественного языка, анализ текстов;


поиск аномалий;


промышленный интернет;


распознавание и синтез речи;


системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы;


системы распределенного реестра;


технологии беспроводной связи;


технологии виртуальной и дополненной реальности;


технологии информационного моделирования;


технологии пространственного анализа и моделирования;


технологии сбора и обработки больших данных.


Указанные технологии будут применены для цифровой трансформации ключевых отраслей посредством глубокой реорганизации и реинжиниринга функциональных процессов.


1.3. Особенности реализации стратегии.


Стратегия цифровой трансформации утверждается один раз в три года в году, предшествующему трехлетнему циклу финансового планирования Тульской области, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии цифровой трансформации возможна ежегодно, но не более одного раза в год.


Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии цифровой трансформации, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых в программе цифровой трансформации Тульской области, которая утверждается правовым актом Правительства Тульской области в год утверждения Стратегии цифровой трансформации.



2. Раздел "Карточка стратегии (краткое содержание)"

Наименование стратегии

Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тульской области

Срок реализации

Период 2022 - 2024 годы

Краткое направление стратегии

Повышение благосостояния жителей Тульской области.

Повышение уровня жизни жителей Тульской области.

Сохранение Тульской областью лидерских позиций в Российской Федерации.

Выход Тульской области на международный уровень.

Повышение инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности экономики Тульской области.

Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Тульской области.

Стимулирование роста доходного потенциала Тульской области.

Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Тульской области.

Повышение цифрового потенциала отрасли туризма в Тульской области.

Формирование цифровой культуры участников процесса цифровизации отраслей экономики Тульской области.

Повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств.

Обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Мероприятия

Модернизация сферы образования, здравоохранения, социального обслуживания, транспорта, городского хозяйства, экологии и природопользования, промышленности, туризма, государственного управления Тульской области.

Моделирование, оптимизация процессов, обеспечение эффективного применения достижений информационных технологий при реализации комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие научно-технологического потенциала Тульской области, экономической и социальной эффективности региона.

Внедрение платформы учета общественного мнения при определении приоритетов развития территорий, строительства объектов, развития социальной, коммунальной, транспортной и иных видов инфраструктуры, внедряемых типовых систем интеллектуального управления региональной инфраструктурой.

Оказание содействия использованию преимущественно отечественного программного обеспечения органами государственной власти Тульской области и подведомственными им учреждениями в рамках повышения уровня защищенности государственных информационных систем и ресурсов.

Разработка решений с внедренными механизмами криптографической защиты для использования в ключевых отраслях экономики.

Проведение контроля за обеспечением уровня защищенности информации, предусмотренного требованиями о защите информации.

Повышение уровня цифровых компетенций государственных и муниципальных служащих

Исполнитель

Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области

Результаты стратегии до 2024 года

Образование.

Сформировано единое образовательное пространство и предоставлен доступ к качественному образованию вне зависимости от места проживания учащегося.

Обеспечена возможность осуществления оперативного управления сферой образования на основе данных, получения верифицированных данных в режиме онлайн, оперативной аналитики в режиме онлайн, оптимизированы процессы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия. Обучающиеся и учителя обеспечены бесплатным доступом к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, позволяющим реализовать программы общего образования любого уровня сложности.

Школьникам обеспечена возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями.

Наука.

Создан единый региональный информационный ресурс с доступной актуальной информацией о реализации региональной научно-технической и инновационной политики и функциональными сервисами, направленными на развитие благоприятных условий ведения научно-исследовательской деятельности и технологического предпринимательства в Тульской области.

Здравоохранение.

В результате цифровизации здравоохранения гражданам обеспечена доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов.

Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе Единой государственной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения для решения следующих задач:

управление отраслью;

осуществление медицинской деятельности в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями;

обеспечение экономической эффективности сферы здравоохранения;

управление персоналом и кадровое обеспечение;

обеспечение эффективного управления цифровой инфраструктурой;

контрольно-надзорная деятельность.

Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания и внедрения специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям оказания медицинской помощи (в том числе по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактической медицине, акушерству и гинекологии), что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи и позволит повысить ее качество в медицинских организациях всех уровней системы здравоохранения:

уменьшение числа госпитализаций и реабилитации;

снижение смертности;

единство подходов оказания медицинской помощи;

пациентоориентированный подход;

построение актуальной аналитики;

контроль качества оказания медицинской помощи;

датацентричность.

Городская среда.

Повышение среднего значения индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Тульской области (IQ городов-пилотов) на 30%.

100% населенных пунктов, проводящих рейтинговое голосование по отбору проектов благоустройства, проводят голосования в онлайн формате.

15% общих собраний собственников - онлайн в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).

55% оплаты жилищно-коммунальных услуг - онлайн в ГИС ЖКХ.

55% управляющих организаций, раскрывающих информацию в полном объеме в ГИС ЖКХ.

55% ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО), раскрывающих информацию в полном объеме в ГИС ЖКХ.

80% аварийного жилого фонда внесено в цифровой реестр аварийного жилья.

100% единых диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).

Государственное управление.

Создана функция "автоматизированная информационно-аналитическая поддержка осуществления полномочий в области градостроительной деятельности".

Увеличена доля государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности, предоставляемых в электронном виде.

Сокращено время подготовки разрешительной документации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.

Увеличена доступность информационных систем.

Все информационные системы имеют действующий сертификат соответствия требованиям информационной безопасности.

Увеличена доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах, а также на рабочих местах сотрудников.

Транспорт и логистика:

Увеличена средняя скорость перемещения пассажиров на городском общественном транспорте.

Сокращено время ожидания городского общественного транспорта.

Повышена мобильность граждан при осуществлении поездок между субъектами Российской Федерации.

Внедрены интеллектуальные транспортные системы, предусматривающие автоматизацию процессов управления дорожным движением в Тульской городской агломерации.

Социальная сфера.

Для получения 100% региональных и муниципальных мер социальной поддержки граждане имеют возможность подать заявление через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) или Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - РПГУ).

Предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде посредством портала "Работа в России" федеральной государственной информационной системы Федеральной службы по труду и занятости, в том числе с использованием ЕПГУ/РПГУ.

Промышленность.

Получены цифровые паспорта промышленными предприятиями Тульской области на платформе Государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП).

Внедрена электронная мониторинговая система социально-экономического состояния предприятий региона.

Поддержаны проекты по внедрению отечественных аппаратно-программных комплексов и программного обеспечения на предприятиях региона.

Экология и природопользование.

Автоматизировано взаимодействие органов государственной власти и водопользователей, в том числе обеспечено автоматическое согласование и заключение договора водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование, их регистрация в Государственном водном реестре.

Обеспечена алгоритмическая выдача решения о предоставлении водных объектов в пользование и возможность автоматизированных расчетов водопользователей.

Обеспечена интеграция с существующими и разрабатываемыми государственными информационными ресурсами и системами.

Обеспечивается развитие территориальной системы контроля качества обращения с твердыми коммунальными отходами.

Снижена административная нагрузка на бизнес за счет снятия административных барьеров при осуществлении контроля (надзора) и применения дистанционных методов контроля.

Туризм.

Создана единая доступная информационная туристическая среда.

Оптимизированы процессы работы сферы туризма и индустрии гостеприимства.

Кадровое обеспечение цифровой экономики.

Обеспечена возможность обучения государственных и муниципальных служащих компетенциям цифровой трансформации государственного управления в рамках образовательных программ дополнительного профессионального образования

Бенефициары стратегии

Граждане Российской Федерации.

Городские жители.

Сельские жители.

Жители регионов.

Жители удаленных территорий.

Население.

Семьи с детьми.

Школьники.

Дошкольники.

Граждане старше 16 лет.

Индивидуальные предприниматели.

Самозанятые граждане.

Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в сфере телекоммуникаций.

Занятые в сфере (отрасли) - общее и дополнительное образование.

Занятые в сфере (отрасли) - научные исследования и разработки.

Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области здравоохранения.

Занятые в сфере (отрасли) - строительство.

Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области социальных услуг.

Занятые в сфере (отрасли) - образование общее.

Занятые в сфере (отрасли) - государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение.

Занятые в сфере (отрасли) - сельское хозяйство и охота.

Занятые в сфере (отрасли) - лесное хозяйство (включая лесозаготовку).

Государственные компании и организации.

Государственные и муниципальные служащие.

Коммерческие организации.

Некоммерческие организации.

Крупный бизнес (публичные и частные компании).

Малый и средний бизнес.

Малые и средние предприятия высокотехнологичного бизнеса Тульской области.

Обучающиеся.

Образовательные организации.

Организации - научные исследования и разработки.

Организации - общее и дополнительное образование.

Организации - деятельность в области здравоохранения.

Организации - обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха.

Организации - деятельность в области архитектуры и проектирования.

Организации - деятельность в области социальных услуг.

Организации - строительство.

Организации - водоснабжение, водоотведение.

Организации - деятельность в области информационных технологий и разработка программного обеспечения.

Организации - деятельность в сфере телекоммуникаций.

Организации - организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

Организации - транспорт (кроме трубопроводного).

Организации - производство текстиля, одежды, изделий из кожи и меха.

Организации - производство бумаги и картона.

Организации - производство химических веществ и химических продуктов.

Организации - производство резиновых и пластмассовых изделий.

Организации - производство прочей неметаллической минеральной продукции.

Организации - производство металлургическое.

Организации - производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования.

Организации - производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

Организации - производство электрического оборудования.

Организации - производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки.

Организации - производство транспортных средств.

Организации - производство прочих готовых изделий.

Организации - иные обрабатывающие производства.

Органы государственной власти.

Родители (законные представители).

Инвесторы.

Стартапы.

Органы исполнительной власти Тульской области.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти.

Органы местного самоуправления.

Иностранные туристы.

Сотрудники университетов.

Сотрудники научных, проектных, инжиниринговых организаций и промышленных предприятий.

Туриндустрия.

Ученые и исследователи (физические лица).

Жители Тульской области.

Педагогические работники

Ресурсы

Федеральный бюджет.

Бюджет Тульской области.

Внебюджетные источники

Долгосрочные социально-экономические эффекты

Повышение уровня жизни граждан, развитие сферы высоких технологий, повышение уровня образования в ИТ-сфере.

Повышение эффективности государственных программ поддержки научно-технических проектов.

Повышение выживаемости стартапов.

Повышение доли занятых в секторе научных исследований и разработок.

Повышение уровня жизни граждан, развитие сферы высоких технологий.

Повышение доступности и качества услуг населению в сфере здравоохранения, повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, увеличение количества ИТ-решений в сфере здравоохранения, увеличение объема оказываемой медицинской помощи, переход к полной цифровизации сферы здравоохранения.

Повышение эффективности качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, решение проблем жителей и потребителей, связанных с предоставлением услуг.

Повышение доступности и качества услуг промышленным предприятиям Тульской области, предоставляемых платформой ГИСП.

Увеличение количества ИТ-решений в сфере промышленности.

Повышение эффективности процессов и производительности труда на промышленных предприятиях Тульской области.

Повышение уровня жизни граждан, снижение уровня бедности, повышение доступности государственных социальных услуг, улучшение качества жизни и сохранения жизненных способностей инвалидов, частично или полностью утративших способность к самостоятельному уходу.

Создание безопасных, доступных и комфортных условий для жизни.

Формирование эффективной системы управления городским хозяйством.

Повышение конкурентоспособности городов Тульской области.

Прозрачность и полнота учета общественного мнения по вопросам благоустройства и развития территорий.

Высокая активность граждан в вопросах управления объектами городского хозяйства.

Прозрачность данных для потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

Цифровизация цепочки поставщиков коммунальных услуг (производство, сбыт (транспортировка), потребление).

Повышение уровня вовлеченности жителей в вопросы управления своим домом.

Устранение цифрового неравенства между регионами, РСО.

Увеличение уровня обеспеченности интеллектуальными приборами учета, системами диспетчеризации и управления режимами.

Снижение удельного потребления единицы энергоносителя при производстве и транспортировке коммунальных ресурсов.

Увеличение доли обращений заявителей для получения государственных услуг в электронном виде.

Увеличение доли результатов предоставления государственных услуг заявителю исключительно в электронном виде.

Сокращение регламентного времени предоставления государственных услуг.

Сокращение трудоемкости предоставления государственной услуги.

Автоматизация, контроль и учет обращения с твердыми коммунальными отходами.

Повышение возвратности туристов за счет уровня сервиса.

Рост турпотока за счет повышения уровня удобства и скорости работы туристов на платформе.

Повышение конкурентоспособности туристического продукта Тульской области на российском туристическом рынке за счет эффективного использования развивающихся цифровых решений.

Повышение удовлетворенности бизнеса цифровыми государственными услугами и снижение издержек при взаимодействии с государством.

Развитие человеческого капитала в интересах отраслей Тульской области и регионального сектора исследований и разработок.

Снижение уровня уязвимости информационных систем, в том числе автоматизированных систем управления технологическими процессами и промышленного интернета вещей критически важных, потенциально опасных производственных объектов

Связь с показателями национальных целей

Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.

Обеспечение присутствия Российской Федерации в десяти ведущих странах мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

Улучшение качества городской среды в полтора раза.

Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%.

Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%, и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза.

Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.

Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»