Исходные сценарии прогноза макроэкономических показателей, определяющих развитие потребительского рынка и услуг, формируются в соответствии с прогнозами социально-экономического развития города Москвы, Московской области и Российской Федерации на период 2010-2011 годов, а также основными положениями торговой и продовольственной политики Правительства Москвы, содержащимися в законах города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", от 12.07.2006 N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы".
В качестве макроэкономических условий и факторов развития потребительского рынка рассматриваются:
- динамика валового регионального продукта в городе Москве;
- динамика численности населения города, включая временное;
- динамика реальных доходов населения;
- изменение степени дифференциации населения города по уровню доходов;
- темпы инфляции на потребительские товары и услуги.
В качестве базового сценария условий реализации Программы принят реалистический вариант прогноза макроэкономических показателей развития города до 2011 года, разработанного Департаментом экономической политики и развития города Москвы и скорректированный с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику города.
Прогноз параметров развития потребительского рынка исходит также из сформированной в последние годы субурбанизированной модели расселения населения города и связанных с нею объективных процессов интеграции систем товародвижения и розничной торговли города Москвы и Московской области. Эти процессы проявляются:
- в увеличении объемов покупок москвичами потребительских товаров в розничной торговой сети области;
- в росте товаропотоков продовольствия между городом и областью;
- в развитии агропромышленной интеграции московских предприятий оптовой торговли и пищевой промышленности с сельхозпроизводителями области;
- в развитии в Московской области инфраструктуры оптовой торговли, ориентированной на поставки потребительских товаров в город.
Основные структурные сдвиги в отраслях потребительского рынка и услуг в перспективе связаны:
- с ускоренным развитием сетевых форм организации торговли и логистики;
- с приоритетным развитием при поддержке города социально ориентированных предприятий торгового и бытового обслуживания населения, повышением их удельного веса в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг;
- с ростом количества и удельного веса на потребительском рынке крупных торговых объектов;
- с сокращением количества рынков (за исключением сельскохозяйственных) и объектов мелкорозничной торговли;
- с развитием различных форм дистанционной торговли (Интернет-торговля, посылочная торговля и др.) и сетевого маркетинга.
Мероприятия, представленные в настоящей Программе, соответствуют наиболее вероятному сценарию развития потребительского рынка и услуг города Москвы.
При существенных изменениях факторов развития отрасли предусматривается соответствующая корректировка Программы в рамках создаваемого механизма ее управления.
Основными условиями и факторами, которые могут оказать влияние на ход реализации Программы, являются (табл.3):
- внешние условия развития экономики Российской Федерации;
- условия социально-экономического развития города Москвы.