Недействующий

О Концепции целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 674-ПП)

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

2.1. Современное состояние ООПТ.

Правительство Москвы более 10 лет целенаправленно проводит политику сохранения в границах города лесных и других природных и природно-антропогенных ландшафтов путем придания им статуса ООПТ регионального значения. Градостроительным кодексом города Москвы определено место и значение ООПТ в системе города, установлены градостроительные требования к их планированию и использованию, ориентированные на сохранение природного своеобразия города Москвы, проведено разграничение природных и озелененных территорий. Законом города Москвы от 10 декабря 2008 года N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 и плановый период 2010-2011 годов" отдельной строкой предусмотрена статья расходов "Мероприятия по содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий города Москвы".

По состоянию на 1 июля 2009 года в городе Москве созданы 18 ООПТ категорий "национальный парк", "природный парк", "природноисторический парк" "природный заказник" и 95 памятников природы общей площадью 17526,6 га, что составляет 17% от территории города. Из них 14045,1 га составляют 17 ООПТ регионального значения подведомственных государственным природоохранным учреждениям Департамента природопользования и охраны окружающие среды. Завершается реформирование организационной структуры системы управления ООПТ по административно-территориальному принципу, создаются государственные природоохранные бюджетные учреждения города Москвы, осуществляющие охрану и содержание ООПТ.

В ходе реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2006 года N 219-ПП, существенно расширена нормативная правовая база в области ООПТ и решены отдельные проблемы их организации и функционирования.

Внесены изменения в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" в части усиления ответственности за нарушение режимов охраны и использования ООПТ, наделения государственных инспекторов по охране ООПТ полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, выделения физкультурно-оздоровительных и спортивных зон и установления критериев, определяющих возможность размещения на ООПТ объектов спорта, уточнены понятия "резервирование земель" и "земельного и градостроительного кадастров".

Образовано 33 новых ООПТ: 3 природно-исторических парка ("Сокольники", "Косинский" и "Кузьминки-Люблино"), 2 ландшафтных заказника ("Тропаревский", "Долина реки Сходни в районе Молжаниновский"), 28 памятников природы. Кроме того, разработаны материалы по образованию природно-исторического парка "Нескучный сад", 24 заказников и 5 памятников природы. Утверждена постановлениями Правительства Москвы документация по планированию (территориальные схемы, схемы планировок) на 14 NNOR. Большая часть утвержденных схем планировок реализована, в том числе по ландшафтным заказникам "Долина реки Сходни в Куркино", "Долина реки Сходни в районе Молжаниновский" (постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2002 г. N 979-ПП и от 18 декабря 2007 года N 1088-ПП соответственно), природно-историческим паркам "Царицыно", "Покровское-Стрешнево", "Кузьминки-Люблино", "Тушинский" (постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 957-ПП, от 21 сентября 2004 года N 633-ПП, от 26 марта 2002 года N 209-ПП, от 1 ноября 2005 года N 863-ПП) и другие ООПТ. По природно-историческим паркам "Измайлово" и "Сокольники" утверждены сроки выполнение мероприятий, предусмотренных постановлениями Правительства Москвы от 16 июня 2009 года N 559-ПП и от 28 апреля 2009 года N 367-ПП до конца 2010 года.

Организованы и проводятся работы по инвентаризации сторонних пользователей, расположенных в границах ООПТ, активно осуществляются мероприятия по выводу предприятий и организаций, расположенных в границах природно-исторических парков "Москворецкий" и "Битцевский лес". Выполнены первоочередные работы по благоустройству и формированию рекреационной инфраструктуры территорий ООПТ: обустроены экологические тропы, площадки для пикников и 24 тысячи мест отдыха, установлены информационные стенды, организованы пункты проката спортивного и туристского инвентаря.

Создано и обустроено 9 экологических троп и маршрутов: в природном заказнике "Воробьевы горы", комплексном заказнике "Петровско-Разумовское", природно-историческом парке "Битцевский лес", ландшафтном заказнике "Долина реки Сходни в Куркино", на территории памятника природы "Серебряный Бор".

Несмотря на то, что работы по обеспечению документацией по планированию находятся в завершающей стадии выполнения, 71% площадей ООПТ имеют утвержденную документацию и на большинство ООПТ разработана градостроительная документация; сохраняются проблемы в части обеспечения документацией ряда ООПТ, в том числе природно-исторических парков "Москворецкий", "Кусково".

За последнее время выявилась основная проблема по данному вопросу, которая связана с тем, что большинство крупных природных территорий в Москве, имеющих статус ООПТ, одновременно обременены вторым статусом - объекты культурного наследия (усадьба Измайлово, усадьба Кусково, усадьба Перово, усадьба Фили-Кунцево, усадьба Лианозово, усадьба Грачевка, усадьба Знаменское-Садки, усадьба Ясенево). Учитывая двойной статус части крупных территорий (природоохранный и памятника садовопаркового искусства), разработка проектов планировок является необходимостью, но с обязательным соблюдением как природоохранного законодательства, так и законодательства в области охраны культурного наследия.

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 2 марта 2004 года N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы" на ООПТ созданы: демонстрационные участки растений, занесенных в Красную книгу города Москвы, аптекарские огороды, более 100 подкормочных площадок.

Выполнены работы по восстановлению травянистой растительности в поймах малых рек; по формированию хвойных насаждений; созданию 12 демонстрационных вольерных комплексов для содержания декоративных и редких птиц. Реализованы мероприятия по реинтродукции и адаптации к городским условиям диких млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу города Москвы (кроты, ежи, пустельга, ушастые совы).

В целях повышению эффективности экологического просвещения в городе Москве ежегодно на ООПТ проходят практику студенты, работают кружки, секции и экологические детские лагеря. Проводится более 1000 экологических экскурсий, около 500 экологических праздников, фестивалей, соревнований. Действуют 5 экологических информационных центров, 20 постоянных выставочных экспозиций и музеев природы.

Проводятся ежегодные экологические праздники и общественные природоохранные акции, в том числе "Международный день воды", "Международный день птиц", "Марш парков", "Международный день Земли", "Международный день биоразнообразия", "Всемирный день охраны окружающей среды". В эколого-просветительских мероприятиях принимают участие более 150 тыс. человек.

Вместе с тем, не в полной мере осуществлена реализация запланированных мероприятий. Темпы образования новых ООПТ отстают от запланированных в связи с задержками при согласовании проектов на образование ООПТ. В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 19 февраля 2002 года N 139-ПП "Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий г. Москвы" и 7 октября 2003 года N 824-ПП "Об утверждении организационнотехнического регламента получения, хранения, обновления и предоставления пользователям кадастровой информации об особо охраняемых природных территориях и объектах города Москвы" разработана автоматизированная информационная система "Кадастр особо охраняемой природной территории". Однако, своевременно государственным учреждением "Московское городское управление лесами" работа по внесению информации, полученной в процессе инвентаризации и мониторинга объектов ООПТ не проведена.

В 2009-2010 годах и последующие годы предстоит продолжить решение задач по развитию сети ООПТ, поставленных и не решенных в полной мере при реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы.

В о исполнение Закона города Москвы "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве" до 2013 года будут образованы: природно-исторический парк, 2 экологических парка, 48 природных заказников различных профилей, 124 памятника природы и 44 заповедных участка. При этом по мере выявления новых особо ценных природных объектов, прежде всего - мест обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу города Москвы видов животных и растений, число новых памятников природы и заповедных участков может увеличиваться. В результате общая площадь ООПТ превысит 20000 га, что составит немногим более 20% территории города.

2.2. Значение ООПТ для города Москвы.

Формирование сети ООПТ в условиях такого крупного мегаполиса как город Москва - важное явление для обеспечения экологической безопасности столицы. Для города Москвы, занимающей свыше 1000 кв. км и окруженной постоянно расширяющимся поясом подмосковных городов, поселков и других урбанизированных пространств, исключительно важные экологическое, экономическое и социальное значения имеет сохранение в его черте не просто зеленых насаждений, а отличающихся максимальной средозащитной эффективностью и особой рекреационной привлекательностью лесов, лугов и других природных ландшафтов с естественной растительностью и чистыми водоемами. Эта задача становится особенно актуальной в ситуации, когда вокруг столицы существует угроза интенсивной застройки лесопаркового защитного пояса, защищенного еще первым Генеральным планом реконструкции города Москвы, утвержденным постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 года N 1435 "О Генеральном плане реконструкции города Москвы".

Существующие и проектируемые ООПТ имеют для города Москвы важные природоохранное, средозащитное, историко-культурное, социальное (в том числе рекреационное и оздоровительное), экономическое, градостроительное, научное и просветительское значения.

Природоохранное и средозащитное значение ООПТ заключается в поддержании в городе благоприятного микроклимата, снижении уровня загрязнения окружающей среды и защите от вредных техногенных воздействий (загазованность, пыль, шум и др.), а также в выполнении функций по поддержанию гидрологического режима, сохранению типичных и уникальных экосистем, животных и растений.

Социальное значение ООПТ заключается в повышении комфортности городской среды и, соответственно, качества жизни горожан, предоставлении им возможности повседневного отдыха в природном окружении, не выезжая из города, улучшении здоровья и снижении заболеваемости населения. Важное социальное значение ООПТ имеют для москвичей как "школа охраны природы", разработке и апробации различных методов сохранения и восстановления биологического разнообразия в сильно урбанизированных районах, нахождении путей гармоничного сосуществования современного города и живой природы, необходимых для их экологической безопасности.

2.3. Проблемы сохранения и развития ООПТ городе Москве. Проблемы сохранения и развития ООПТ обусловлены, прежде всего, условиями функционирования многомиллионного города, где природа неизбежно подвергается воздействию градостроительных, техногенных, рекреационных и других антропогенных факторов.

Среди этих проблем на первый план выступают следующие:

1. Угроза утраты территориальной связи городских ООПТ с загородными природными ландшафтами вследствие постепенной застройки лесопарковой зоны города Москвы.

2. Усиливающаяся вследствие уплотнения городской застройки фрагментация природных и озелененных территорий, которая ведет к разрушению экологических связей и обеднению биологического разнообразия.

3. Дальнейшая урбанизация и нарушение территориальной целостности природных сообществ при размещении в их границах отдельных объектов строительства, а также проведении паркового благоустройства.

4. Загрязнение водных объектов, в том числе малых рек, сильно загрязненными ливневыми стоками, неочищенными стоками промышленных предприятий, осуществляющих сброс по рельефу местности, а также отсутствие необходимого количества гидротехнических сооружений и несвоевременная их реконструкция.

5. Рост количества нарушений установленного режима ООПТ, в том числе принявший массовый характер нерегулируемый пикниковый отдых с кострами вне установленных мест, замусоривание участков ООПТ посетителями.