В целом ситуация на продовольственном рынке города Москвы стабильная. В условиях роста доходов населения за последние годы количественно и качественно улучшился рацион питания москвичей. Возросло потребление наиболее ценных продуктов питания: мяса, рыбы, масла растительного, фруктов. Среднесуточное потребление продовольственных товаров в городе в 2008 году достигло 32 тыс.тонн и увеличилось по сравнению с 2004 годом на 5 тыс.тонн.
Вместе с тем, в вопросах обеспечения продовольственной безопасности Москвы имеется ряд проблем, характерных в том числе для России в целом, которые заметно усилились с началом финансово-экономического кризиса. Среди них следует особо отметить следующие:
- неустойчивая конъюнктура мировых и внутренних цен;
- снижение покупательной способности населения;
- дефицит у предприятий оборотных средств;
- опережающий рост цен на сырье и материалы, минеральные удобрения, услуги и продукцию естественных монополий;
- диспаритет цен в системе товародвижения сельхозпродукции от производителя до покупателя;
- ухудшение ситуации с базой хранения, выбытие из оборота в первую очередь холодильных емкостей;
- снижение эффективности финансовой поддержки, оказываемой московским Правительством, в связи с отменой полномочий субъектов Российской Федерации в предоставлении бюджетных кредитов.
Оценка значимости этих проблем и необходимость преодоления нашли подтверждение в ряде документов органов государственной власти города Москвы. В постановлениях Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года", 3 июля 2007 года N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 года" и 22 июля 2008 года N 640-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года" в числе первоочередных задач социально-экономического развития города Москвы определены:
- повышение безопасности условий жизни населения, включая продовольственную безопасность;
- формирование условий для развития оптового продовольственного комплекса города Москвы, обеспечивающих поддержание и укрепление продовольственной безопасности столицы;
- развитие частно-государственного партнерства;
- развитие конкурентной среды;
- интеграция организаций оптового продовольственного комплекса города с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России;
- увеличение запасов продовольствия города Москвы в целях их использования для проведения стабилизационных операций на продовольственном рынке города Москвы, социальной поддержки отдельных слоев населения;
- развитие системы контроля качества и безопасности продовольствия;
- внедрение в управление процессами на продовольственном рынке города Москвы автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений;
- совершенствование системы финансовой поддержки.