(с изменениями на 16 июня 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 мая 2011 года на основании
постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 164-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2009 года N 569-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 37, 30.06.2009).
____________________________________________________________________
Для определения долгосрочных приоритетов развития отраслей и сфер деятельности городского хозяйства, направленных на обеспечение последовательного повышения качества жизни москвичей на основе социально-экономических преобразований, в соответствии с опытом мирового развития и национальными тенденциями, а также для создания дополнительных механизмов, обеспечивающих повышение эффективности диалога власти и общества, в целях реализации распоряжения Мэра Москвы от 26 июня 2006 года N 177-РМ "О разработке стратегии развития города Москвы на период до 2030 года" Правительство Москвы
постановляет:
1. Признать необходимым обеспечить в период 2007-2008 годов разработку стратегии развития города Москвы на период до 2025 года (далее - Стратегия) как комплексного документа, отражающего, наряду с Генеральным планом города Москвы на период до 2025 года, основные согласованные направления деятельности органов исполнительной власти города Москвы по дальнейшему социально-экономическому развитию города Москвы, укреплению международного авторитета города Москвы как столицы Российской Федерации.
2. Считать генеральной целью Стратегии - последовательное повышение качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического развития города Москвы.
3. Одобрить Основные направления стратегии развития города Москвы на период до 2025 года (приложение).
4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:
4.1. В течении месяца разработать и утвердить техническое задание на разработку Стратегии.
4.2. В десятидневный срок после утверждения технического задания на разработку Стратегии (п.4.1) представить в Департамент города Москвы по конкурентной политике конкурсную документацию на проведение конкурса по выбору разработчика Стратегии, а также соответствующую заявку, предусмотрев срок разработки Стратегии - 12 месяцев со дня подписания государственного контракта.
4.3. В декабре 2008 года после обсуждения разработанной Стратегии на Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представить ее на рассмотрение Правительства Москвы (действие пункта приостановлено до особого распоряжения на основании постановления Правительства Москвы от 16 июня 2009 года N 569-ПП).
5. Департаменту города Москвы по конкурентной политике после получения от Департамента экономической политики и развития города Москвы заявки и конкурсной документации (п.4.2) провести в установленном порядке конкурс по выбору разработчика Стратегии.
6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:
6.1. По итогам конкурса (п.5) заключить с победителем конкурса государственный контракт.
6.2. Направлять первым заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителям комплексов городского управления, органам исполнительной власти города Москвы отчеты, представляемые разработчиком Стратегии, в том числе предлагаемые социальные стандарты, индикативные и прочие показатели.
6.3. Совместно с Комитетом по реформированию городского хозяйства города Москвы обеспечить публикацию материалов, отражающих ход разработки Стратегии, в средствах массовой информации, а также направлять их для обсуждения в комиссии Московской городской Думы, в Московскую Федерацию профсоюзов и в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве.
7. Первым заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителям комплексов городского управления, органам исполнительной власти города Москвы:
7.1. Определить в структурных подразделениях и подведомственных организациях лиц (группу лиц), ответственных за взаимодействие с разработчиками отраслевых направлений Стратегии и за предоставление в их распоряжение имеющихся в органах исполнительной власти города Москвы и подведомственных организациях статистических, аналитических и информационных материалов, необходимых для разработки Стратегии.
7.2. Обеспечить рассмотрение предлагаемых разработчиком Стратегии социальных стандартов, индикативных и прочих показателей, характеризующих развитие соответствующих направлений и сфер экономической деятельности, и представление заключений по ним в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
8. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2007 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
стратегии развития города Москвы
на период до 2025 года
Город Москва - столица Российской Федерации. Город с населением 10,4 млн.человек. Площадь города Москвы составляет 1080,8 кв.км (10883,0 га).
Город Москва - крупнейший по масштабам научно-производственный и социально-культурный комплекс, соединяющий в себе производственные и непроизводственные виды экономической деятельности.
В городе проживает 7% населения России. Экономика города Москвы производит около 20% валового внутреннего продукта России. Валовый региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения в Москве в 2004 году составил 265,3 тыс.рублей. Это более чем в 2 раза превосходит показатель по России в целом.
Являясь крупнейшим торговым центром на территории Российской Федерации, город Москва обеспечивает 21% оборота розничной торговли; 30% оборота оптовой торговли продовольственными товарами; 14% внешнеторгового оборота, в том числе 4% экспортных и 34% импортных операций; оказывает 25% общего объема платных услуг населению России.
Доля города Москвы в общем объеме российских инвестиций в основной капитал составляет 12%. Город Москва имеет емкий рынок сбыта товаров и услуг, высококвалифицированную рабочую силу.
Последние годы тенденции развития экономики города Москвы имеют устойчивый рост.
В 2001-2006 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта составили 108%; промышленного производства - 115,6%; реальных располагаемых денежных доходов населения - 110,4%; инвестиций в основной капитал - 106,7%; оборота розничной торговли - 106,1%; оборота оптовой торговли продовольственными товарами - 105,5%.
За 6 последних лет ВРП города Москвы вырос в 1,6 раза; объемы промышленного производства - в 2,4 раза; реальные располагаемые доходы населения - в 1,7 раза; инвестиции в основной капитал - в 1,5 раза; оборот розничной торговли - в 1,4 раза; оборот оптовой торговли продовольственными товарами - в 1,3 раза.
По итогам 2006 года производство промышленной продукции в городе Москве увеличилось на 18,5%. Наибольший рост наблюдался в производстве электрического, электронного и оптического оборудования - 141,5%, машин и оборудования - 123,2%.
Масштабность решаемых в городе задач социально-экономического развития, а также реализуемых градостроительных и инфраструктурных инвестиционных проектов диктуют необходимость формирования стратегии развития города Москвы на долгосрочный период - до 2025 года (далее - Стратегия).
Создание и использование технологии стратегического планирования и управления позволит определить долгосрочные приоритеты, цели и задачи, обеспечивающие высокие устойчивые темпы экономического развития города Москвы, воплощаемые и реализуемые в системе годовых, среднесрочных и долгосрочных планов, а также позволяющие повысить уровень жизни москвичей, создать потенциал для будущего развития, т.е. достичь генеральной цели стратегии развития города Москвы - последовательного повышения качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического развития города, передовых методов городского управления, в том числе с использованием современного прогрессивного международного опыта.
Повышение качества и безопасности жизни москвичей достигается посредством роста благосостояния населения, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, самореализацию и экономическую независимость человека, укрепление нравственности и социальных принципов, развитие институтов семьи и гражданского общества, на основе:
- повышения реальных доходов населения;
- обеспечения занятости населения;
- улучшения инфраструктуры жизнеобеспечения;
- повышения безопасности условий жизни населения, включая экологическую и продовольственную безопасность;
- обеспечения потребности населения в качественных услугах образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, потребительских и бытовых услугах, в духовном развитии;
- создания условий для улучшения демографической ситуации.
Для оценки этапов продвижения к достижению генеральной цели Стратегии разрабатываются и утверждаются целевые показатели качества и условий жизни москвичей, мероприятия по их достижению, а также повышению доступности и качества социальных услуг. При этом показатели качества жизни должны быть ориентированы на уровень европейских стандартов.
Базой устойчивого социально-экономического развития города Москвы должна стать реализация следующих оптимально сбалансированных стратегических целей:
- развитие приоритетных для города, высокоэффективных и инновационных видов деятельности, в том числе реального сектора экономики, инженерно-транспортной системы;
- проведение прогрессивной политики в сфере развития научного потенциала и инновационной деятельности, экологии, транспорта, трудового посредничества, топливно-энергетического хозяйства, продовольственного обеспечения;
- привлечение инвестиций, в том числе в новые секторы экономики, энергетику, коммунальное хозяйство и благоустройство, к решению транспортных проблем;
- создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций с целью повышения их уровня, приходящегося на одного жителя города Москвы;
- обеспечение устойчивого дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, вовлечение промышленности и науки города Москвы в мировые процессы;
- создание условий для развития прикладной и отраслевой инновационной, научной деятельности;
- реализация мероприятий по дальнейшей эффективной интеграции города Москвы в систему товарных, информационных и финансовых, межрегиональных и международных обменов;
- совершенствование системы управления городом, ориентированное на дальнейшее снижение административных барьеров на пути развития предпринимательства, а также повышение профессионализма управленческого персонала;
- совершенствование механизмов взаимодействия власти и бизнеса на основе строгого соблюдения правовых норм;
- развитие конкурентной среды;
- реализация потенциала города Москвы, в том числе как интеллектуального, научного, образовательного и исторического центра;
- развитие социального партнерства и трудового посредничества;
- решение экологических проблем;
- совершенствование финансово-налоговой политики;
- развитие предпринимательства и туризма, межрегионального сотрудничества;
- интеграция города Москвы в региональную, российскую и мировую экономику;
- применение позитивного опыта, в том числе международного, накопленного городом Москвой в сфере проведения активной социальной политики, разработки, организации и реализации долгосрочных планов и программ градостроительного характера, поддержки промышленности и малого предпринимательства.
Стратегия развития города Москвы на период до 2025 года должна:
- Быть построена на основе оценки состояния развития города в разрезе направлений и видов экономической деятельности (отраслей).
Для этого необходимо исследовать:
а) субъекты деятельности:
- органы государственной власти города Москвы;
- организации промышленности, оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, общественного питания, туризма, гостиничного, дорожного, железнодорожного, коммунального хозяйства, воздушного, речного, автомобильного транспорта, топливно-энергетического хозяйства, организации и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, теле-, радиопроизводства и книгоиздания, физической культуры и спорта, молодежной политики, связи, науки и культуры, организации природоохранного направления, правоохранительные органы и другие организации, обеспечивающие социально-экономическое развитие города, жизнедеятельность населения и комфортное его проживание;
б) сферы и отрасли деятельности - финансовая, энергетическая, транспортная, экологическая, регионального и международного сотрудничества, социальная, инвестиционная, внешнеэкономическая, промышленная, продовольственная, торговая, общественное питание, туристско-гостиничная, посредническая, телекоммуникационная, средств массовой информации, социальных и бытовых услуг и отдыха, научно-техническая, инновационная, строительная, жилищно-коммунальная, безопасности;
в) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, оказывающие влияние на развитие города, а также правовые акты города Москвы, в том числе планы развития территорий города Москвы;
г) натуральные, стоимостные и удельные показатели, характеризующие структурные, социальные, экономические, экологические, энергетические, инфраструктурные, финансовые и другие изменения в отраслях городского хозяйства и экономики.
- Выявить и дать комплексную оценку основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом города как субъектом жизнедеятельности (сильные и слабые стороны, ограничения и дисбалансы развития, возможности развития, возможные угрозы), с точки зрения финансового, экономического, интеллектуального, политического, материального, экологического, социального, информационного, научного, кадрового, административного, территориального и туристского потенциала; трудовых ресурсов; возможностей строительства транспортного и ресурсного обеспечения, конкурентоспособности экономики; сложившейся структуры экономики и управления, миграционной политики, а также выявить, описать и оценить основные стратегические риски и ограничители, определить основные факторы, влияющие на реализацию стратегических рисков и ограничителей, оценить последствия реализации стратегических рисков, сформировать таблицу сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития города Москвы.
При этом при комплексной оценке основных проблем, стоящих перед городом Москвой, следует рассматривать как внешние, так и внутренние факторы, имеющие место в настоящее время, а также тенденцию к возникновению в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Внутренние факторы:
- природно-ресурсный потенциал;
- демографическая ситуация и человеческий потенциал;
- сложившаяся система расселения и внутригородская миграция населения;