Недействующий

О Концепции среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы (утратило силу с 13.12.2014 на основании постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 702-ПП)

3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей  Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

Использование согласованных между собой пространственных данных различного назначения и тематической направленности в сфере государственного управления, в экономической, социальной сфере и других областях городского хозяйства ведет не только к автоматизации многих функций и деловых процессов в органах власти, организациях и службах города Москвы, отвечающих за его жизнеобеспечение, но и к новому качеству оказания государственных и иных услуг. Это способствует совершенствованию технологических решений, развитию комплексного подхода при выполнении текущих и перспективных задач и, как следствие, ведет к экономическому развитию, в том числе и смежных областей городского хозяйства, являющихся потребителями информационных услуг. Одной из важных сфер деятельности в данной области является также информационное обеспечение жителей города Москвы.

Вместе с тем при достижении указанных целей возникают определенные проблемы:

- информационные ресурсы теряют свою актуальность и нуждаются в постоянном поддержании в современном состоянии;

- увеличивается количество задач, требующих наличия дополнительного информационного обеспечения;

- отсутствие отдельных видов информационных ресурсов или их неактуальность влечет за собой недостаточную оперативность в принятии ответственных управленческих решений, в том числе, связанных с обеспечением безопасности города и его жителей, а также недостаточный объем и качество информационных услуг, оказываемых населению, органам власти и городским организациям;

- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных ресурсов;

- недостаточный уровень нормативного правового обеспечения процессов, связанных с использованием пространственных данных и оказания на их основе государственных и иных услуг;

- недостаточный уровень развития технической и технологической базы для обеспечения должного уровня инфраструктуры пространственных данных города Москвы.

Основные проблемы, которые предлагается решить с помощью Программы:

Проблемы геодезического обеспечения.

а) Создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы (СНГО Москвы) на основе спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п.4.1. постановления Правительства Москвы от 19 февраля 2008 года N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными" и п.2 постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1144-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 года N 653-ПП", в порядке реализации основных мероприятий по созданию и использованию на территории города Москвы базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения (высокоточного навигационного поля на базе спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS), перечень которых одобрен Советом по картографическому обеспечению города Москвы и утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", проводятся работы по созданию СНГО Москвы, завершение которых запланировано на 2012 год.

Система должна создавать условия для применения спутниковых методов определения координат при развитии геодезической основы, в производстве землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканий, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов, навигации транспорта и других видов деятельности, требующих определения координат объектов.

б) Мониторинг состояния ОГС Москвы и обеспечение нормативной плотности ее пунктов.

В условиях современного города применение спутниковых методов определения координат объектов возможно не везде. Поэтому для проведения геодезических работ в условиях плотной городской застройки, под карнизами, в помещениях, под кронами деревьев и иных подобных условиях применяются традиционные геодезические приборы и используются существующие пункты ОГС Москвы.

В 2009 году завершаются работы по обновлению и сгущению ОГС Москвы, выполняемые в рамках городской целевой среднесрочной программы работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2006 года N 879-ПП. В результате на всей территории города будет завершено создание ОГС Москвы, отвечающей современным требованиям, которые предъявляются к геодезическим сетям городов в связи с внедрением в производство инженерных изысканий и строительных работ высокоточных геодезических приборов и современных технологий.

По ходу выполнения работ установлено, что за год в результате строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, а также сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда, уничтожается порядка 5-10% пунктов ОГС Москвы. Снижение количества существующих пунктов ОГС Москвы, являющейся исходной координатной основой единого геоинформационного пространства города Москвы, непосредственно влияет на сроки и качество инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, проектных и строительных работ и, как следствие, ведет к понижению точности самого геоинформационного пространства. Поддержание плотности пунктов ОГС Москвы на уровне, предусмотренном действующими нормативно-техническими документами, возможно с помощью проведения постоянного мониторинга ее состояния и проведения работ по своевременному восстановлению утрачиваемых пунктов.

Проблемы картографического обеспечения.

Исходной основой единого геоинформационного пространства города Москвы являются пространственные данные ЕГКО города Москвы. В настоящий момент самыми массовыми в использовании являются цифровые картографические фоны масштабов 1:10000 и 1:25000, цифровые топографические планы и планы магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:2000. От состояния этих данных зависит качество решений при выполнении законодательных, технических, социальных мероприятий, управлении хозяйственной деятельностью, подготовке градостроительной и проектной документации, решении задач эксплуатации объектов недвижимости, инженерных сетей и сооружений, ведении Генерального плана города Москвы, обеспечении задач дорожно-мостового и жилищного строительства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, задач навигации, геодинамики, а также других задач, связанных с использованием пространственной информации, в том числе при решении совместных задач, связанных с деятельностью Московского региона.

Главной проблемой является актуальность пространственных данных. Сокращение количества заказов на их актуализацию (например: по цифровым топографическим планам, планам магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:2000) привело к тому, что за последние годы содержание используемых в работе пространственных данных стало отставать от постоянно происходящих изменений на территории города Москвы. Наметившаяся тенденция к постоянному количественному росту устаревшей информации, а также потребность различных пользователей работать на актуальных материалах привели к необходимости их постоянной актуализации.

Необходимым элементом информационного обеспечения градостроительной деятельности и решения задач оформления земельных отношений является картографическое обеспечение развития геоинформационного пространства сведениями о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, включая территории (зоны) планируемого размещения объектов капитального строительства. Данная информация используется при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории города Москвы и находящихся в государственной собственности города Москвы, а также в собственности граждан и юридических лиц.

При формировании данной информации должна быть обеспечена точность, требуемая федеральными органами для реализации положений федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в том числе при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Решить указанные проблемы можно в рамках предлагаемой к разработке Программы.

Проблемы трехмерного пространственного обеспечения.

Одним из новых направлений в создании и развитии единого геоинформационного пространства города Москвы является возрастающая потребность в использовании трехмерной пространственной информации. С 2005 года по настоящее время в городе Москве в опытно-промышленном режиме силами ГУП "Мосгоргеотрест" выполнен ряд работ по созданию трехмерных цифровых моделей отдельных участков городской территории, таких как трассы пешеходного туристического маршрута "Нескучный сад" - ММДЦ "Москва-Сити", прилегающих к ММДЦ "Москва-Сити" территорий, проектных высотных объектов в рамках программы "Новое кольцо Москвы", ледового дворца спорта "Мегаспорт" и прилегающих территорий, а также по заказу префектуры Центрального административного округа города Москвы, с участием ГУП "ГНПП "ГранитЦентр", территории Центрального административного округа города Москвы.

Особое место в информационном обеспечении города Москвы занимают вопросы по представлению в трехмерном виде подземных инженерных коммуникаций. В течении двух последних лет ГУП "Мосгоргеотрест" по отдельным заказам в промышленном режиме выполняет такие работы в масштабе 1:500, которые в дальнейшем используются для проектирования. Накопленный в этой области опыт показал, что сроки проектирования с использованием полученных результатов значительно сокращаются.

Основным источником информации в этом направлении являются данные Геофонда города Москвы, включающие контрольную геодезическую съемку подземных коммуникаций и исполнительную документацию по подземным коммуникациям. Однако наличие исходной информации или актуальности имеющихся данных не всегда достаточно для создания трехмерных моделей на любые участки городской территории. Выявляются объекты, по которым не сданы в Геофонд города Москвы исполнительные чертежи. Исполнительная топографическая съемка до настоящего времени не выполняется в полной мере. Контрольная геодезическая съемка подземных коммуникаций зачастую производится по уже засыпанной трассе, что часто приводит к потере необходимой информации. Встречаются случаи, когда контрольные геодезические съемки не проводятся и материалы не сдаются в Геофонд города Москвы. Отсутствие информации по подземным коммуникациям создает проблему при проектировании, может приводить к аварийным ситуациям при эксплуатации объектов или территорий, а также при ликвидации последствий негативных процессов.

При этом в городе существует необходимость в использовании трехмерной модели магистральных подземных инженерных коммуникаций при проработке проектов планировки и предпроектной проработке развития территорий.

Исследование вопроса по данному направлению показало, что всю территорию города Москвы можно покрыть трехмерной моделью магистральных подземных инженерных коммуникаций М 1:10000. Этот ресурс может быть создан только после создания цифровой модели рельефа местности на всю территорию города Москвы. Для согласования объектов наземного и надземного пространства он должен быть связан с цифровым картографическим фоном М 1:10000 ЕГКО города Москвы. Кроме этого, для повышения эффективности использования пространственных данных трехмерную модель магистральных подземных инженерных коммуникаций следует создать в объектовом виде в отличие от чисто графического ресурса.