ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2009 года N 182
Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2008 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2008 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2008 году,
результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах,
рекомендациях и предложениях
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2008 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы, Палата) на 2008 год проведено 122 контрольных мероприятия, в том числе 70 проверок, 14 обследований и 38 экспертиз. Палатой проведено 11 комплексных контрольных мероприятий, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2007 год, охватывающих все сферы городского хозяйства. Из общего числа контрольных мероприятий тематика 47 мероприятий была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 24 мероприятия проведено по поручению Московской городской Думы, 13 - по поручению Мэра Москвы, 35 - по инициативе Коллегии КСП Москвы, 3 - по запросам депутатов Московской городской Думы.
Перечень контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2008 году, содержится в приложении 1 к настоящему Отчету.
Общее количество объектов контрольных мероприятий 210, из них 88 - органы исполнительной власти города Москвы, в том числе 9 - входящие в Комплекс городского хозяйства Москвы, 2 - в Комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы, 3 - в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, 9 - в Комплекс экономической политики и развития города Москвы, 13 - в Комплекс социальной сферы города Москвы, 52 - не входящие в состав комплексов городского управления (в том числе 7 префектур административных округов города Москвы, 2 управы районов города Москвы); 4 - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 1 - Московский городской фонд обязательного медицинского страхования; 42 - образовательные, лечебно-профилактические, спортивные и иные государственные учреждения города Москвы; 28 - муниципальные учреждения, 18 - иные организации; 29 - внутригородские муниципальные образования в городе Москве (далее - муниципальные образования).
В рамках действующего законодательства на основании обращений органов законодательной и исполнительной власти города Москвы проведены экспертизы 13 проектов законов города Москвы, 20 городских целевых программ, городских программ.
Замечания и предложения КСП Москвы были учтены при принятии целого ряда законов города Москвы, постановлений Правительства Москвы и иных нормативных правовых актов, в том числе при утверждении и актуализации городских целевых программ. В первую очередь это относится к принятию Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 7 октября 2008 года N 909-ПП "Об организации ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита". Кроме того, вносились соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты.
В 2008 году, КСП Москвы основное внимание уделяла контролю за управлением бюджетными ресурсами, результативностью их расходования, а также внедрению новых форм контроля. В 2008 году в форме аудита эффективности было проведено 4 проверки и 1 обследование, оценке реализации городских целевых программ посвящено 7 контрольных мероприятий.
По результатам контрольных мероприятий Палатой выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 30405658,30 тыс.рублей (с учетом средств местных бюджетов), в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 73860,0 тыс.рублей (из них 63136,04 тыс.рублей - вызванные несанкционированным перемещением бюджетных ассигнований в 2006 году), неэффективное использование средств на сумму 5098730,5 тыс.рублей и иные нарушения на сумму 25233067,8 тыс.рублей, а также расходование бюджетных средств на цели, не относящиеся к расходным обязательствам муниципальных образований, на сумму 5503,1 тыс.рублей. Данные по указанным нарушениям приведены в приложении 2 к настоящему Отчету.
По итогам контроля Палатой направлены 109 представлений, 1 предписание, 119 информационных писем в Московскую городскую Думу, 110 - Мэру Москвы, 103 - в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации.
Всего по результатам проведенных в 2008 году контрольных мероприятий КСП Москвы предложила устранить нарушения на общую сумму 9027391,4 тыс.рублей. В настоящее время устранена часть нарушений на общую сумму 1755620,0 тыс.рублей (с учетом средств местных бюджетов и устранения нарушений по контрольным мероприятиям прошлых лет), остальные нарушения находятся на контроле. При выявлении нарушений КСП Москвы давала рекомендации не только об их устранении в организации, являвшейся объектом проверки, но и о принятии мер по предотвращению таких нарушений в дальнейшем в соответствующей отрасли (подотрасли) городского хозяйства в целом.
По результатам контрольной деятельности КСП Москвы материалы экспертизы эффективности распоряжения жилищным фондом города Москвы, освобожденным за выбытием граждан на территории города в 2006- 2007 годах (на базе результатов проверки эффективности распоряжения жилищным фондом города Москвы, освобождаемым за выбытием граждан на территории Северного и Восточного административных округов города Москвы), направлены в Прокуратуру города Москвы.
По итогам проверок исполнения бюджета органами местного самоуправления 24 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 5 должностных лиц освобождены от занимаемой должности. В отношении бывшего Руководителя муниципального образования Головинское возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 292 "Служебный подлог" Уголовного кодекса Российской Федерации. Итоговые материалы по 8 контрольным мероприятиям направлены в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.
В сфере налоговых доходов, расходов на общегосударственные вопросы и информатизацию проводимые контрольные мероприятия были направлены на решение наиболее значимых проблем в части исследования возможностей увеличения налоговых доходов бюджета, оценки результативности проведения торгов по размещению государственных заказов, деятельности отраслевых органов исполнительной власти города Москвы по исполнению бюджета как главных распорядителей бюджетных средств и государственных заказчиков городских целевых программ, контроля за расходованием средств, направленных на развитие промышленности, малого предпринимательства, потребительского рынка, компьютеризацию образовательных учреждений.
В ходе проведения контрольных мероприятий в 2008 году отмечены слабая исполнительская дисциплина органов исполнительной власти города Москвы при решении поставленных перед ними задач, отсутствие норм, предусматривающих ответственность главных распорядителей бюджетных средств за достижение ожидаемых результатов и достоверность представляемых сведений о реализации городских целевых программ, результатах размещения государственного заказа в городе Москве.
Обследованием влияния введения единого налога на вмененный доход субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и услуг на налоговые доходы города и на стимулирование развития малых предприятий выявлено, что при переводе в городе Москве налогоплательщиков - юридических лиц, в отношении которых может быть установлена система единого налога на вмененный доход, возможно как увеличение, так и уменьшение налогового бремени налогоплательщиков в зависимости от вида их деятельности, характеристики объекта (количества работников, площадей и др.) и результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Аудит эффективности влияния введения прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц в Российской Федерации и на социально-экономическое развитие города показал, что введение прогрессивной шкалы налогообложения позволит перераспределить налоговую нагрузку между различными слоями населения, однако не позволит существенно снизить дифференциацию доходов и решить проблему социального неравенства.
Проверкой соответствия организации и проведения конкурсов и аукционов требованиям законодательства Российской Федерации было установлено, что уполномоченным органом по размещению государственных заказов (Департаментом города Москвы по конкурентной политике), Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов города Москвы и государственными заказчиками не соблюдались требования нормативных правовых актов при планировании, организации размещения и исполнении государственных заказов.
В первом полугодии 2008 года в сравнении имело место снижение показателей, характеризующих степень конкурентности и эффективности системы размещения государственного заказа.
Контроль за размещением государственного заказа Департамент города Москвы по конкурентной политике сводил к формальному контролю за выполнением отдельных процедурных норм. Контроль за исполнением планов-графиков размещения государственного заказа и исполнением государственных контрактов в полном объеме не осуществлялся. Средства автоматизированной информационной системы Единого реестра контрактов и торгов города Москвы (далее - АИС ЕРКТ) не обеспечивали учета суммы экономии, получаемой по результатам проведенных торгов.
Проверкой исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы (далее - ДПРиУ) выявлено неоднократное изменение бюджетных ассигнований по отдельным видам расходов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что свидетельствует о недостатках при планировании бюджетных средств.
В проверяемом периоде ДПРиУ нарушались требования нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы. Так, ДПРиУ осуществлялись закупки проектно-изыскательских и строительных работ по объекту, не включенному в перечень Адресной инвестиционной программы города Москвы (далее - АИП), а также закупки работ и услуг без заключения соответствующих государственных контрактов. Кроме того, в 2007 году ДПРиУ были произведены избыточные расходы.
По результатам проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год ДПРиУ уменьшены бюджетные ассигнования на 2008 год на 6494,8 тыс.рублей.
В ходе проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Департаментом науки и промышленной политики города Москвы (далее - ДНПП) установлены факты нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы при выделении бюджетных средств, перемещении бюджетных ассигнований, предоставлении бюджетных кредитов, размещении государственных заказов, ведении реестров закупок, реестров государственных (муниципальных) контрактов, реестра расходных обязательств. В рамках реализации Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы защита прав города Москвы на результаты интеллектуальной собственности не осуществлялась, ни одной заявки по закреплению данных прав за городом Москвой подано не было, лицензионные договоры не оформлялись.
При этом в работе ДНПП выявлены недостатки, влияющие на достоверность представляемой отчетности и эффективное использование бюджетных средств, факты недопоступления средств в бюджет (1363,8 тыс.рублей), избыточных расходов бюджетных средств (4850,0 тыс.рублей).
Аналогичные нарушения требований нормативных правовых актов выявлены при проведении проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы (далее - ДПРМП).
Проверкой эффективности мер поддержки предприятий промышленности в форме бюджетных кредитов и их влияния на развитие промышленности города (на примере ОАО "Тушинский машиностроительный завод", ОАО "Производственно-экспериментальная фабрика "Союз") установлено, что предоставление бюджетных кредитов ОАО "ТМЗ" и ОАО "ПЭФ "Союз" осуществлено с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Бюджетный кредит в сумме 18255,0 тыс.рублей, выделенный 15 июля 2004 года сроком на пять лет для завершения в 2004 году работ по созданию комплекса по переработке изношенных автопокрышек, ОАО "ТМЗ" использован неэффективно, так как до настоящего времени указанный комплекс не эксплуатируется.
В результате анализа промежуточных результатов реализации ОАО "ПЭФ "Союз" проектов, для выполнения которых были предоставлены бюджетные кредиты, сделан вывод, что основные показатели коммерческой и бюджетной эффективности проектов в части поступления выручки, прибыли и налоговых отчислений в бюджеты остались нереализованными.
КСП Москвы также уделяла внимание контролю за реализацией предложений по итогам ранее проведенных контрольных мероприятий.
Так, проверка выполнения рекомендаций КСП Москвы по результатам обследования эффективности использования бюджетных средств, выделенных на компьютеризацию общеобразовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы в рамках подготовки к новому 2008/2009 учебному году, показала, что к началу 2008/2009 учебного года поставка вычислительной техники, оборудования, программного обеспечения и производство работ в образовательных учреждениях в полном объеме не завершены. Несвоевременное выполнение работ по компьютеризации общеобразовательных учреждений Департамента образования города Москвы вызвано системными (на протяжении двух лет) нарушениями и недостатками, проблемами в планировании, организации и исполнении государственного заказа на поставку вычислительной техники, оборудования и программного обеспечения.
В сфере налогового законодательства проведена экспертиза четырех законопроектов в целях определения их влияния на социально-экономическое развитие города Москвы и поступление налогов в бюджет города.
В рамках контроля за поступлением средств и расходами, связанными с распоряжением и управлением объектами городской собственности, государственным долгом и источниками финансирования дефицита бюджета, следует отметить, что одной из наиболее значимых проблем по-прежнему остается низкая дисциплина исполнения как действующего законодательства, так и распорядительных документов, принимаемых Правительством Москвы, что выражается, в частности, в нарушении:
порядка регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Москвы, и передачи указанного имущества в пользование;
бюджетного учета и отчетности объектов городской собственности, переданных в пользование организациям и учреждениям, и расчетов с контрагентами;
обеспечения страховой защитой объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы;
использования и распоряжения жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы и освобождаемыми в связи с выбытием граждан;
принятия и осуществления решений об участии города Москвы в хозяйственных обществах.
Проверкой экономической эффективности использования долей города Москвы в уставных капиталах объектов гостиничного хозяйства установлено, что ряд решений по распоряжению долями города был принят с нарушением процедуры представления заявок на участие города в хозяйственных обществах, установленной постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2003 года N 644-ПП "Об утверждении Положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах", что повлекло за собой сокращение доходов городского бюджета и неэффективное расходование бюджетных средств.
В отчетном периоде Палата обратила внимание на проблему низкой эффективности охранной деятельности в отношении недвижимых объектов культурного наследия, подчеркнув актуальность указанной проблемы с передачей Комитету по культурному наследию города Москвы (далее - Москомнаследие) полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, а также части полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В частности, на большую часть объектов культурного наследия, не находящихся в управлении Москомнаследия, не были оформлены охранные обязательства, практически во всех имеющихся охранных документах не был определен предмет охраны объекта, а система учета выданных предписаний и контроля за их исполнением была введена только после представления Палаты.
По результатам проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Москомнаследием были восстановлены расходы городского бюджета на общую сумму 567,8 тыс.рублей.
Существенной проблемой остается наращивание доходного потенциала бюджета города Москвы по земельным платежам в связи с принявшими длительный характер процессами перезаключения договоров аренды и перехода на исчисление арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. Это подтверждено и результатами обследования анализа порядка исчисления арендной платы за землю в условиях обновленной кадастровой стоимости, в том числе по ФГУП "РИА Новости".
Исследование вопросов, связанных с разграничением государственной собственности, показало, что в скором времени существенной может стать проблема возможных дополнительных расходов бюджета города Москвы в связи с разграничением государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации в части объектов культурного наследия, которые до 27 декабря 1991 года являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения.
Установлено, что порядка 70 процентов площадей указанных объектов, сдаваемых городом в аренду, являются федеральной собственностью и должны быть переданы в управление федеральным органам исполнительной власти. Такая передача может привести к расторжению соответствующих договоров аренды, заключенных Москомнаследием и Департаментом имущества города Москвы, что при неблагоприятном развитии событий может повлечь предъявление исков к городу со стороны арендаторов о правомерности сдачи в аренду объектов культурного наследия, право собственности на которые не было разграничено, и, как следствие, исков о возмещении произведенных расходов на арендные платежи и неотделимые улучшения, произведенные арендаторами с согласия арендодателя.
С учетом высказанных рекомендаций Правительством Москвы и Московской городской Думой в сфере распоряжения и управления городской собственностью было принято в отчетном периоде 11 нормативных правовых актов. В том числе в целях урегулирования вопросов распоряжения жилищным фондом города Москвы приняты постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 639-ПП "О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан", от 26 июля 2008 года N 773-ПП "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы".
Вместе с тем осталось без внимания предложение Палаты в адрес Москомнаследия и Департамента имущества города Москвы обратиться в Правительство Российской Федерации с инициативой о включении в распорядительный документ об утверждении перечней объектов культурного наследия, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, пункта о распространении на действующие арендные правоотношения положений статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами указанной статьи переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не должен являться основанием для изменения или расторжения договора аренды. Реализация данной рекомендации позволила бы, по мнению Палаты, предотвратить дополнительные расходы бюджета и сохранить стабильность на рынке аренды объектов недвижимости культурного наследия.
Как и в предыдущие годы значительное внимание при осуществлении контрольной деятельности уделялось отраслям социальной сферы. В 2008 году финансирование отраслей здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной политики осуществлялось в соответствии с бюджетными назначениями. Производилось повышение пособий малообеспеченным категориям жителей города, размер суммы пенсий и городских доплат в III квартале 2008 года был доведен до уровня полутора прожиточных минимумов для пенсионера.