Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

4.2. Социальное обеспечение. Льготы, компенсации, субсидии


Конституцией Российской Федерации Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Степень благополучия общества в конечном счете определяется благополучием каждого из его членов. Достойный уровень жизни москвичей, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - главная цель социальной политики органов государственной власти города Москвы.

С начала 90-х годов ХХ века и по настоящее время в Москве проводится последовательная политика социального обеспечения населения города, главной задачей которой является социально-экономическая поддержка малоимущих слоев населения (малообеспеченные семьи, пожилые и инвалиды, дети-сироты, дети-инвалиды, школьники, дети из неполных и многодетных семей, студенты, лица, попавшие в экстремальные ситуации, безработные, лица без определенного места жительства и занятий и др.).

Дети - одна из наиболее незащищенных категорий населения, особенно дети-сироты и дети из неблагополучных семей. Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" направлен на создание оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также на защиту личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Практика свидетельствует о положительном влиянии семейного обустройства на детей, нуждающихся в социальной защите. Семейные взаимоотношения дают возможность приобретения нового социального опыта общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в Закон внесены изменения, связанные с патронатным воспитанием детей и совершенствованием работы специализированных органов, занимающихся детьми и лицами, добровольно взявшими на себя обязанности опекунов и попечителей. В дальнейшем документ коррелировался с изменениями в московском законодательстве.

В целях социальной поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей, принят Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", определивший условия предоставления ежемесячного пособия, порядок и сроки его назначения, а также основания для прекращения выплаты пособия на ребенка. Закон сохранил действовавший на федеральном уровне принцип адресного предоставления ежемесячного пособия семьям с детьми с учетом среднедушевого дохода. Вместе с тем в отличие от федерального законодательства, в соответствии с которым подтверждение доходов осуществляется по заявительному принципу, в принятом Законе предусмотрено документальное подтверждение доходов семьи для лиц, которые впервые обратились за пособием после 1 января 2005 года.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации с 1 января 2005 года порядок и размеры ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание подопечных детей устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" установил размер ежемесячной выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.

Практика реализации данного Закона выявила ряд проблем, требующих дополнительного правового регулирования. Путем внесения изменений в Законе был установлен ежемесячный размер выплаты денежных средств на содержание подопечного в сумме прожиточного минимума для детей в городе Москве; определены порядок назначения, возможность продления, прекращения выплат; установлена возможность (при определенных условиях) приостановления выплат денежных средств на содержание подопечного.

В Москве помимо предусмотренных федеральным законодательством государственных пособий семьям с детьми оказывается адресная социальная поддержка в виде ежемесячных и единовременных денежных выплат, натуральной помощи, льгот. Система таких мер, осуществляемых за счет средств городского бюджета, формировалась на протяжении 15 лет и продолжает расширяться. На осуществление адресной социальной поддержки, призванной создать условия для повышения уровня жизни семей с детьми, урегулировать отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной помощи, направлен Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве". Законодательный акт обобщил комплекс мер социальной поддержки семей с детьми, осуществляемых за счет бюджета города, и объединил нормы, содержащиеся в ранее издававшихся нормативных правовых актах города Москвы, регулирующих данные отношения. В сферу действия Закона включены различные категории семей с детьми: малообеспеченные, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, студенческие и другие семьи. Закон определил условия назначения единовременных, ежемесячных и ежегодных денежных выплат указанным семьям, закрепил основания предоставления натуральной помощи и льгот, определил учреждения социального обслуживания семей с детьми и виды социальных услуг, которые они предоставляют. Наряду с существующими мерами социальной поддержки введены новые виды денежных выплат. В 2007 году в Закон были внесены изменения, значительно расширившие виды денежных, натуральных и других форм помощи семьям с детьми. Указанные меры позволили повысить престиж института семьи, улучшить положение семей с детьми и сделать шаг к сокращению числа детских приютов.

В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" закрепил комплекс мер, реализуемых в последние годы органами государственной власти города Москвы, по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для повышения эффективности социальной защиты москвичей был разработан и принят Закон города Москвы от 17 октября 2001 года N 49 "О потребительской корзине в городе Москве", который определил состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения столицы. Закон был необходим, в частности, для обеспечения перехода на предоставление социальных пособий и льгот с учетом величины прожиточного минимума и размера среднедушевого дохода семьи.

Срок действия данного Закона - до 1 июля 2003 года - определялся с учетом Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". До установления новых сроков федеральным законодательством срок действия городской потребительской корзины был трижды пролонгирован законами города Москвы.

Истечение срока действия закона о московской потребительской корзине 31 декабря 2005 года, а также принятие Федерального закона от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" обусловили принятие нового Закона города Москвы от 17 мая 2006 года N 19 "О потребительской корзине в городе Москве".

В соответствии с федеральным законодательством в целях создания в городе необходимой правовой базы, адекватной новому порядку предоставления социальных пособий и льгот, принят Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве". Законодательным актом установлен фиксированный прожиточный минимум для оценки уровня жизни населения, предоставления адресных государственных социальных выплат в соответствии с федеральным законодательством, прогнозирования бюджетных затрат на социальную политику и оказания помощи нуждающимся москвичам, разработки и реализации мер социальной защиты жителей столицы и городских социальных программ. Законом предусмотрено на основе ежемесячных статистических данных ежеквартальное установление Правительством Москвы величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения и в среднем на душу населения. Внесенные в Закон в 2006 году изменения, связанные с отменой необходимости прохождения экспертизы проектов региональных потребительских корзин в федеральных органах, упростили порядок формирования потребительской корзины и предоставили городу большие возможности в данной сфере.

На регулирование отношений, связанных с оказанием органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию занятости инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, направлен Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве". Законодательный акт призван способствовать созданию этим категориям населения условий для восстановления способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, для интеграции их в общество, удовлетворения потребностей в реабилитационных услугах, улучшения качества и уровня их жизни.

В соответствии с общими принципами разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, установленными Федеральным законом N 122-ФЗ, Дума приняла ряд нормативных правовых актов города, направленных на социальную защиту отдельных категорий москвичей.

Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" определил конкретное содержание мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и приравненных к ним лиц, реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесенных к полномочиям субъектов Российской Федерации. Общая численность таких льготных категорий в Москве составляет свыше 900 тыс. человек. Закон сохранил для указанных категорий наиболее значимые льготы, предоставлявшиеся им ранее федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города. Для обеспечения в последующие годы уровня социальной защищенности "региональных" категорий граждан в 2005 и 2007 годах в принятый Закон были внесены соответствующие изменения, восстанавливающие отдельные социальные льготы для этих категорий граждан.

Комиссией по делам ветеранов планируется подготовить изменения в данный Закон, касающиеся защиты интересов представителей старшего поколения, участвовавших в героической обороне Москвы (работавших и проходивших службу в период с 22 июня 1941 года по 25 января 1942 года), - предоставления им статуса участников Великой Отечественной войны.

На повышение уровня социальной защиты работников учреждений социальной сферы столицы, проживающих в сельской местности, содействие закрепления в этих учреждениях квалифицированных кадров направлен Закон города Москвы от 6 июня 2007 года N 14 "О мерах социальной поддержки лиц, проживающих в сельской местности и работающих (работавших) в учреждениях социальной сферы города Москвы". Документом устанавливаются категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки (оплата жилого помещения и коммунальных услуг), определяются источники финансирования указанных мер.

Федеральным законодательством установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию адвокатской деятельности и адвокатуры. Законом города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" в соответствии с федеральным законом определены категории граждан, которые вправе рассчитывать на оказание адвокатами бесплатной юридической помощи в городе Москве. В частности, принятый законодательный акт содержит норму об оказании бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины.

Закон содержит перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи, и порядок их предоставления, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь.

Похоронное дело - отрасль городского хозяйства Москвы, которая включает в себя деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов (бюро) ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений и так далее). Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" установил принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением, обеспечил гарантии погребения с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации похорон, а также гарантировал предоставление материальной и иной помощи для погребения.

В целях повышения качества предоставляемых населению ритуальных услуг в Закон были внесены соответствующие изменения.