В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" в предметы ведения Москвы входит градостроительное законодательство города.
В Генеральном плане развития города, принятом в 1935 году, рост численности населения ограничивался 5 млн.человек, однако уже в 1950 году численность населения превысила 6 млн.человек. Принятый в 1971 году новый Генеральный план базировался на принципах ограничения роста города. Привлекательность Москвы для проживания, размещения новых производств создала проблемы в процессах урбанизации города.
Рост Москвы как крупнейшего мирового центра обуславливает и острейшие градостроительные проблемы, возникшие в настоящее время.
Стратегической целью политики градостроительного развития Москвы является создание совокупных материально-пространственных условий, обеспечивающих экологическую безопасность, качество жизни, сохранение и реабилитацию культурного наследия и природы, устойчивость и динамизм экономики, укрепление роли Москвы и столичного региона в качестве ведущего национального и международного делового и политического центра.
Необходимо отметить, что ни в императорской России, ни в России советского периода не существовало регионального градостроительного законодательства и нормативная база в этой сфере в советский период формировалась на основе нормативных правовых актов союзной, республиканской и городской администрации.
Таким образом, работа по созданию городского градостроительного законодательства была начата фактически с нуля.
Одним из первых законов, принятых Думой в этой сфере, стал Закон города Москвы от 1 июля 1996 года N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы", обязавший собственников, арендаторов и юридических лиц, имеющих здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, своевременно реставрировать, ремонтировать здания и сооружения в соответствии с действующими стандартами. Особое внимание в Законе уделено сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии памятников архитектуры, истории и культуры.
В действующую редакцию Закона вносились изменения в связи с приведением его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Неотъемлемой частью градостроительного законодательства города является Закон города Москвы от 9 июня 2004 года N 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве", направленный на сохранение исторического своеобразия столицы при осуществлении градостроительного планирования территории, проектирования, строительства и реконструкции градостроительных объектов. Закон установил особый порядок регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы. Документом предусмотрены: составление историко-культурного опорного плана территории столицы (на нем обозначаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные); разработка Генеральной схемы особого регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и на территориях зон охраны объектов культурного наследия, специальных градостроительных нормативов и правил проектирования планировки и застройки; установление особых требований к использованию участков территории, предназначенной для строительства или реконструкции. Установленные требования и ограничения обязательны для всех объектов градостроительной деятельности, расположенных в границах исторических территорий, независимо от форм собственности.
Большое значение для системы обеспечения градостроительной деятельности имеет создание доступного для всех ее участников информационного ресурса, содержащего градостроительные регламенты и другие сведения, необходимые для осуществления градостроительной деятельности на территории столицы. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 88 "О градостроительном кадастре города Москвы" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по созданию и ведению градостроительного кадастра города Москвы и использовании содержащихся в нем сведений. Законом определены состав, порядок формирования и ведения информационных ресурсов градостроительного кадастра. В отдельную статью выделен перечень информационных материалов, обязательных для включения в кадастр, в частности вся градостроительная и проектная документация, разрешения на строительство и реконструкцию, акты разрешенного использования участков территории градостроительных объектов. Согласно Закону сведения градостроительного кадастра носят открытый характер и предоставляются всем заинтересованным лицам в соответствии с их письменным запросом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Сложные городские проблемы, включающие определение очередности развития и реконструкции территории города в соответствии с социальными, экологическими и экономическими целями и критериями, необходимость координации разработки и осуществления перспективных и текущих программ развития отраслей городского хозяйства, его инфраструктуры, планов развития административных округов, районов, иных территориальных единиц города Москвы, могут быть эффективно решены исключительно в рамках единой системы планирования развития города. Для повышения эффективности градостроительных решений был принят Закон города Москвы от 27 апреля 2005 года N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)". Правовой акт установил основные направления градостроительного развития города Москвы (относящиеся к развитию как территории города в целом, так и крупных территориальных зон). Закон определил функциональное, строительное, ландшафтное назначение территорий. Основными положениями плана установлены первоочередные градостроительные мероприятия, порядок и контроль реализации утвержденного Генерального плана на период до 2020 года.
Для осуществления контроля за особыми объектами нежилого фонда принят Закон города Москвы от 11 июля 2007 года N 35 "О мониторинге особых объектов нежилого фонда города Москвы", установивший основные требования к проведению мониторинга особых объектов нежилого фонда города Москвы в целях обеспечения безопасности этих объектов: зданий с большепролетными конструкциями покрытий, нежилых высотных зданий, находящихся в собственности города Москвы и принятых в эксплуатацию в установленном порядке.
Градостроительная деятельность в Москве регулировалась пакетом законов, охватывающих всю деятельность в этой сфере. Однако в связи с принятием 29 декабря 2004 года Градостроительного кодекса Российской Федерации потребовалось привести законодательство города Москвы в соответствие с федеральным и начать работу по восполнению пробелов в московском законодательстве новыми нормами и институтами. Кроме того, важнейшей работой данного этапа законотворчества являлась кодификация большинства действующих законов в этой области и создание единого кодекса, что позволило бы развить законодательство города Москвы в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей Москвы - города федерального значения, столицы Российской Федерации, исторического опыта и современной практики московского градостроительства, интересов жителей города Москвы в обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности и эффективного правового регулирования градостроительной деятельности. В соответствии с этим был принят Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", которым закреплены основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности в столице, определены субъекты такой деятельности, утверждены основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности, полномочия Думы, Правительства Москвы и органов местного самоуправления в этой области. Документом определены виды объектов градостроительной деятельности, типы и виды функционального использования, назначения территории. Отдельные главы законодательного акта посвящены градостроительному зонированию территории города Москвы, правилам землепользования и застройки; архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, размещению объектов благоустройства; особенностям градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях и территориях объектов культурного наследия, исторических зонах. Закон содержит отдельный раздел, посвященный взаимодействию при осуществлении градостроительной деятельности органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства. Нормативный акт предусматривает ответственность за нарушение законодательства города Москвы о градостроительной деятельности.