Государственная гражданская служба города Москвы - профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности города Москвы. Процесс реформирования государственной службы, начатый в 2002 году Президентом Российской Федерации в целях реализации конституционных принципов этого вида деятельности как механизма государственного управления, обусловил разработку и принятие Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". Законодательный акт носит комплексный характер, учитывает опыт и практику законодательного регулирования государственной службы города Москвы. Законом введены такие новые понятия, как "наниматель государственного гражданского служащего города Москвы - город Москва", "представитель нанимателя", "служебный контракт", "должностной регламент", новое деление должностей, а также изменены наименования и порядок присвоения классных чинов. Закон закрепил деление государственных гарантий на основные, устанавливаемые федеральными законами, и дополнительные, устанавливаемые законами субъекта Российской Федерации, а также требования к служебному поведению, несоблюдение которых может послужить косвенным основанием для увольнения.
В целях совершенствования кадровой политики, привлечения талантливой молодежи в органы государственной власти города Москвы в Закон внесены изменения. Были отменены требования к стажу работы по специальности для выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, впервые поступающих на гражданскую службу на старшие должности гражданской службы, на период в три года со дня окончания образовательного учреждения. Это положение позволяет осуществлять прием на работу на эти должности по конкурсу молодых специалистов - выпускников вузов. Были также уточнены условия перевода гражданского служащего на другую должность и порядок размещения заказа Правительства Москвы на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
Правовой статус лиц, замещающих государственные должности города Москвы, виды и объемы предоставляемых им государственных гарантий закреплены в Законе города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы". Закон определил перечень государственных должностей города Москвы, денежное вознаграждение и пенсионное обеспечение должностных лиц, замещающих государственные должности.
Федеральным законодательством установлены дополнительные ограничения для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, в части осуществления ими оплачиваемой деятельности, финансируемой за счет иностранных и международных организаций, иностранных государств, их граждан, а также запрет на вхождение в состав органов управления иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с этим в законы города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы" и "О государственных должностях города Москвы" были внесены изменения.
Муниципальные служащие осуществляют в органах местного самоуправления на постоянной основе профессиональную деятельность на муниципальных должностях, не являющихся выборными. Вопросы организации муниципальной службы регламентировались Законом города Москвы от 24 марта 2004 года N 15 "О муниципальной службе в городе Москве". Однако необходимость совершенствования ее организации в столице и приведения московского законодательства, регулирующего вопросы муниципальной службы, в соответствие с требованиями федерального законодательства обусловила принятие новой редакции закона. Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" регламентирует организационно-правовые и экономические основы муниципальной службы, устанавливает статус муниципального служащего, условия и гарантии муниципальной службы, регулирует порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы, а также упорядочивает вопросы прохождения муниципальной службы в Москве, соотнося их с аналогичным порядком прохождения государственной гражданской службы.
Целый ряд вопросов государственной и кадровой службы города, связанных с установлением стажа государственной и муниципальной службы государственных и муниципальных служащих, регулирует Закон города Москвы от 17 мая 2000 года N 11 "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы". Развитие федерального законодательства обусловило внесение в Закон соответствующих изменений.
Федеральными законами предусмотрена необходимость согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при назначении на должность и освобождении от должности ряда кандидатур. В соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Москвы порядок согласования устанавливается самим субъектом Российской Федерации. Закон города Москвы от 20 декабря 2000 года N 45 "О порядке согласования назначения кандидатур на должность и освобождения от должности отдельных должностных лиц в городе Москве" регулирует порядок согласования Думой и Мэром Москвы представления о назначении кандидатур на соответствующие вакантные должности. В данный Закон вносились изменения в связи с развитием федерального законодательства.